Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:57, курсовая работа
Описание работы
Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом. Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ 5 1.1. Различные подходы к изучению уверенности личности 5 1.2.Характеристика уверенности девушек и юношей старшего школьного возраста 9 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 2.1. Организация и проведение исследования 15 2.2. Анализ полученных результатов 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 25
Таким образом, стоит отметить,
что наибольшая выраженность наблюдается
в комплексе мотивационно-смысловых переменных
уверенности у старших школьников. Получается,
что школьники старших классов свою уверенность
нацеливают, прежде всего, на успехи в
учебной деятельности. Они еще не сталкивались
с трудностями за пределами школы, не выходили
за рамки школьной жизни. Данная возрастная
группа еще находится под опекой родителей,
под их постоянным контролем. [21, с. 82]
Юность (старший школьный возраст),
по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая
стадия ступени персонализации. «Главные
новообразования юношеского возраста
- саморефлексия, осознание собственной
индивидуальности, появление жизненных
планов, готовность к самоопределению,
установка на сознательное построение
собственной жизни, постепенное врастание
в различные сферы жизни».
Проще говоря, юность - это время
выбора жизненного пути, работа по выбранной
специальности (поиск ее), учеба в вузе,
создание семьи, для юношей - служба в армии.
В юности происходит овладение
профессией, появляется возможность создания
своей семьи, выбор стиля и своего места
в жизни. [16, с. 184]
Л. И. Божович писала: «Самоопределение,
как личностное, так и профессиональное,
- характерная черта юношества. Выбор профессии
упорядочивает и приводит в систему соподчинения
все его разнообразные мотивационные
тенденции, идущие как от его непосредственных
интересов, так и от других многообразных
мотивов, порождаемых ситуацию выбора». [1, с. 246]
Этому возрасту свойственны
рефлексия и самоанализ.
Юношеский возраст характеризуется
повышенной эмоциональной возбудимостью
(неуравновешенность, резкая смена настроения,
тревожность и т.п.). В то же время чем старше
юноша, тем сильнее выражено улучшение
общего эмоционального состояния.
Развитие эмоциональности в
юности тесно связано с индивидуально
- личностными свойствами человека, его
самосознанием, самооценкой.
Происходит становление устойчивого
самосознания и стабильного образа «Я»
- центральное психологическое новообразование
юношеского возраста.
В это период складывается система
представлений о самом себе, которое независимо
от того, истинно оно или нет, представляет
собой психологическую реальность, которая
влияет на поведение, порождает те или
иные переживания. В самосознание входит
фактор времени (юноша начинает жить будущим). [8, с. 19]
Все это связано с усилением
личностного контроля, самоуправления,
с новой стадией развития интеллекта,
с открытием своего внутреннего мира.
Главное приобретение юности
- открытие своего внутреннего мира, его
эмансипация от взрослых. Внешний мир
начинает восприниматься через себя. Появляются
склонность к самоанализу и потребность
систематизировать, обобщать свои знания
о себе. Возрастает волевая регуляция.
Проявляется стремление к самоутверждению.
Происходит так же и самооценка
внешности. А одна из важных психологических
характеристик юности - самоуважение (принятие,
одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность
собой). Наблюдается расхождение между
идеальным и реальным «Я». [11, с. 120]
Социальная ситуация развития
характеризуется в первую очередь тем,
что старший школьник стоит на пороге
вступления в самостоятельную жизнь. Ему
предстоит выйти на путь трудовой деятельности
и определить свое место в жизни (но, эти
процессы весьма вариативны). [17, с. 115]
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.
Мотивы, связанные с будущим, начинают
побуждать учебную деятельность. Проявляется
большая избирательность к учебным предметам.
Основной мотив познавательной деятельности
- стремление приобрести профессию. [3, с. 189]
Мышление в юности приобретает
личностный эмоциональный характер. Появляется
страстность к теоретическим и мировоззренческим
проблемам. Эмоциональность проявляется
в особенностях переживаний по поводу
собственных возможностей, способностей
и личностных качеств. Интеллектуальное
развитие выражается в тяге к обобщениям,
поиску закономерностей и принципов, стоящих
за частными фактами. Возрастает концентрация
внимания, объем памяти, логизация учебного
материала, формируется абстрактно - логическое
мышление. Появляется умение самостоятельно
разбираться в сложных вопросах. Происходит
существенная перестройка эмоциональной
сферы, проявляется самостоятельность,
решительность, критичность и самокритичность,
неприятие лицемерия, ханжества, грубости.
Юность - решающий этап формирования
мировоззрения. Мировоззрение, это не
только система знаний и опыта, но и система
убеждений, переживание которых сопровождается
чувством их истинности, правильности.
Поэтому мировоззрение связано с решением
в юности смысложизненных проблем. Явления
действительности интересуют юношу не
сами по себе, а в связи с его собственным
отношением к ним. [14, с. 17]
Мировоззренческий поиск включает
социальную ориентацию личности, осознание
себя в качестве частицы социальной общности
(социальной группы, нации и так далее),
выбор своего будущего социального положения
и способов его достижения.
В основе мировоззренческий
проблем лежит проблема смысла жизни -
«для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет
глобальную и универсальную формулировку
«служить людям», «приносить пользу».
Его интересует не столько вопрос «как
быть?», сколько «Каким быть?», а также
гуманистические ценности (он готов работать
в системе социальной защиты), общественная
направленность личной жизни (борьба с
наркоманией и тому подобное), широкая
социальная благотворительность, идеал
служения.
Важное значение для развития
личности в юношеском возрасте имеет общение
со сверстниками. Общение со сверстниками
- это специфический канал информации,
специфический вид межличностных отношений,
а также один из видов эмоционального
контакта.
Становится актуальным поиск
спутника жизни и единомышленников, возрастает
потребность в сотрудничестве с людьми,
укрепляются связи со своей социальной
группой, появляется чувство интимности
с определенными людьми.
Юношеская дружба уникальна,
она занимает исключительное место среди
других привязанностей. Однако потребность
в интимности в это время практически
ненасыщаема, удовлетворить ее крайне
трудно. Повышается требование к дружбе,
усложняются ее критерии. [23, с. 135]
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация
и проведение исследования
Уверенность представляет собой
одно из наиболее важных базовых свойств
личности. Оно начинает формироваться
еще в детстве, в старшем же школьном
возрасте уверенность приобретает огромное
значение для раскрытия способностей
человека и дальнейшего определения
его места в жизни. В подростковом возрасте
уверенность в себе занимает очень
важную роль, которая необходима как в
учебной деятельности, так и в повседневной
жизни. [21, с. 109]
Для диагностики степени уверенности
в себе у юношей и девушек старшего школьного
возраста были выбраны следующие методики:
методика диагностики степени уверенности
в себе Райдаса и тест “Самооценка уверенности
в себе”.
Методика на определение степени
уверенности в себе Райдаса позволяет
выявить переживание человеком своих
возможностей, как адекватных тем задачам,
которые перед ним стоят в жизни, так и
тем, которые он ставит перед собой сам.
Уверенность в себе имеет место в тех
случаях, когда самооценка соответствует
его реальным возможностям. Если самооценка
выше или ниже реальных возможностей,
имеет место соответственно самоуверенность
или неуверенность в себе. Уверенность
в себе (ровно как и неуверенность или
самоуверенность) может проявляться в
отдельных амплуа или отношениях к действительности,
но может стать и усточивым качеством
личности, распространяясь на те виды
деятельности, в которых у человека нет
ещё опыта. В данной методики ученикам
предлагаются 30 утверждений, описывающих
различные типы поведения. Им необходимо
примерить эти утверждения к себе и указать
степень согласия или несогласия в баллах:
• очень характерно для меня,
описание очень верное – 5 баллов;
• довольно характерно для
меня – скорее да, чем нет, – 4 балла;
• отчасти характерно, отчасти
не характерно – 3 балла;
• довольно нехарактерно для
меня – скорее нет, чем да, – 2 балла;
• совсем не характерно для
меня, описание неверно – 1 балл.
Оцените результат предлагалось
по следующей схеме:
• 0-24 балла – очень неуверен
в себе;
• 25-48 баллов – скорее неуверен,
чем уверен в себе;
• 49-72 балла – среднее значение
уверенности;
• 73-96 баллов – уверен в себе;
• 97-120 баллов – слишком самоуверен. [18, с. 83]
Тест “Самооценка уверенности
в себе” позволяет получить информацию
об эффективности деятельности и объективности
оценки своих успехов и неудач. Ученикам
предлагалось ответить на 20 утверждений
и если они согласны с утверждением,
поставить “ + ”, если не согласны — “
-”. Далее необходимо подсчитать количество
“+”, за каждый “+” начисляется 1 балл.
Если вы набрали 17—20 баллов,
для вас характерна высокая степень
уверенности в себе. Можно предположить,
что в сложной ситуации вы проявляете
решительность, самостоятельность в принятии
решений.
Если вы набрали 11 —16 баллов,
то у вас преобладает потребность в
обсуждении своих действий с друзьями
и родителями. В ситуации выбора вы
предпочитаете задачи средней трудности,
чтобы избежать неудачи.
Результат 1 —10 баллов свидетельствует
о том, что вы испытываете неуверенность
в себе, которая проявляется и в учебе,
и в труде. Для вас характерна некритичность
в оценке достигнутого, заниженный уровень
притязаний в планировании своей судьбы.
[11, с. 114]
Целью нашей работы стало исследование
степени уверенности в себе у учащихся
старшего школьного возраста. Объектом
исследования выступили 15 юношей и 15 девушек
в возрасте от 16 – 18 лет. Экспериментальное
исследование было проведено в средней
общеобразовательной школе № 40 г. Астрахани,
в 10-11 классах (30 человек). С учениками была
проведена подготовительная работа: объяснился
смысл опроса; проведена инструкция по
заполнению карточек опроса; они были
ознакомлены с перечнем вопросов и им
гарантировалась сохранение тайны ответов.
2.2. Анализ полученных
результатов
Таблица 2.1
Диагностики
степени уверенности в себе
Райдаса
№
п/п
Девушки
Результат исследования
Юноши
Результат исследования
1
И.О.
70
А.Н.
71
2
К.Л.
56
Н.И.
52
3
С.А.
42
К.Е.
46
4
Л.Н.
73
С.У.
70
5
О.В.
51
Р.Д.
63
6
И.С.
45
Ш.М.
43
7
Т.В.
78
Д.В.
45
8
С.Т.
56
Г.С.
60
9
Р.У.
52
П.Р.
48
10
И.А.
64
С.О.
51
11
К.С.
71
В.В.
42
12
Н.А.
59
А.В.
67
13
Т.С.
70
И.О.
72
14
Л.М.
61
Д.М.
64
15
Ю.Г.
75
Р.С.
53
Ср. значение
61,5
56,4
По методике «Диагностики степени
уверенности в себе Райдаса» были получены
следующие результаты: у юношей (56,4 балл)
и девушек (61,5 балл) старшего школьного
возраста были выявлены высокие показатели
уверенности в себе в различных ситуациях.
Результаты тестирования у
девушек показали следующие результаты:
0 человек - 0-24 балла
– очень неуверен в себе;
2 человека - 25-48 баллов
– скорее неуверен, чем уверен
в себе;
10 человек - 49-72 балла –
среднее значение уверенности;
3 человека - 73-96 баллов
– уверен в себе;
0 человек - 97-120 баллов
– слишком самоуверен.
Гистограмма 2.1. Степень
уверенности в себе у девушек.
Из представленной выше гистограммы
видно, что большинство опрошенных девушек
имеют средние показатели уверенности
в себе. Очень неуверенных в себе и слишком
самоуверенных в себе среди опрошенных
девушек не оказалось.
Результаты тестирования у
девушек показали следующие результаты:
0 человек - 0-24 балла
– очень неуверен в себе;
5 человека - 25-48 баллов
– скорее неуверен, чем уверен
в себе;
8 человек - 49-72 балла –
среднее значение уверенности;
2 человека - 73-96 баллов
– уверен в себе;
0 человек - 97-120 баллов
– слишком самоуверен.
Гистограмма 2.2. Степень
уверенности в себе у юношей.
Из представленной выше гистограммы
видно, что большинство опрошенных юношей,
как и девушки имеют средние показатели
уверенности в себе. Очень неуверенных
в себе и слишком самоуверенных в себе
среди опрошенных юношей так же не оказалось.
По результатам методики «Диагностика
степени уверенности в себе Райдаса» можно
следать следующие выводы: ребята уверены
в своих силах, не боятся и не стесняются
окружающих, высказывают свои недовольства,
если их что-то не устраивает в классе,
также смело высказывают свою точку зрения.
Таким образом, у юношей и девушек не наблюдается
значимых различий по степени уверенности
в себе в различных учебных ситуациях
и в настоящий момент жизни учащихся.