Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом.
Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ 5
1.1. Различные подходы к изучению уверенности личности 5
1.2.Характеристика уверенности девушек и юношей старшего школьного возраста 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Организация и проведение исследования 15
2.2. Анализ полученных результатов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 25

Файлы: 1 файл

Курсовая психология уверенность в себе.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

Таким образом, стоит отметить, что наибольшая выраженность наблюдается в комплексе мотивационно-смысловых переменных уверенности у старших школьников. Получается, что школьники старших классов свою уверенность нацеливают, прежде всего, на успехи в учебной деятельности. Они еще не сталкивались с трудностями за пределами школы, не выходили за рамки школьной жизни. Данная возрастная группа еще находится под опекой родителей, под их постоянным контролем. [21, с. 82]

Юность (старший школьный возраст), по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Проще говоря, юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.

В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни. [16, с. 184]

Л. И. Божович писала: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора». [1, с. 246]

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). [8, с. 19]

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности - открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности - самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я». [11, с. 120]

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны). [17, с. 115]

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию. [3, с. 189]

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно - логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Юность - решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. [14, с. 17]

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни - «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. [23, с. 135]

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Организация  и проведение исследования

 

Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых  свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном  возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека  и дальнейшего определения его места в жизни. В подростковом возрасте уверенность в себе  занимает очень важную роль, которая необходима как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. [21, с. 109]

Для диагностики степени уверенности в себе у юношей и девушек старшего школьного возраста были выбраны следующие  методики: методика диагностики степени уверенности в себе Райдаса и тест “Самооценка уверенности  в себе”.

Методика на определение степени уверенности в себе Райдаса позволяет выявить переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе имеет место  в тех случаях, когда самооценка соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе (ровно как и неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных амплуа или отношениях к действительности, но может стать и усточивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет ещё опыта. В данной методики ученикам предлагаются 30 утверждений, описывающих различные типы поведения. Им необходимо примерить эти утверждения к себе и указать степень согласия или несогласия в баллах:

• очень характерно для меня, описание очень верное – 5 баллов;

• довольно характерно для меня – скорее да, чем нет, – 4 балла;

• отчасти характерно, отчасти не характерно – 3 балла;

• довольно нехарактерно для меня – скорее нет, чем да, – 2 балла;

• совсем не характерно для меня, описание неверно – 1 балл.

Оцените результат предлагалось по следующей схеме:

• 0-24 балла – очень неуверен в себе;

• 25-48 баллов – скорее неуверен, чем уверен в себе;

• 49-72 балла – среднее значение уверенности;

• 73-96 баллов – уверен в себе;

• 97-120 баллов – слишком самоуверен. [18, с. 83]

Тест “Самооценка уверенности  в себе” позволяет получить информацию об эффективности деятельности и объективности оценки своих успехов и неудач. Ученикам предлагалось ответить на 20 утверждений и если они согласны с  утверждением, поставить “ + ”, если не согласны — “ -”.  Далее необходимо подсчитать количество “+”, за каждый “+” начисляется 1 балл.

Если вы набрали 17—20 баллов, для вас характерна высокая степень  уверенности в себе. Можно предположить, что в сложной ситуации вы  проявляете решительность, самостоятельность в принятии решений.

Если вы набрали 11 —16 баллов, то у вас преобладает потребность в  обсуждении своих действий с друзьями и родителями. В ситуации выбора вы  предпочитаете задачи средней трудности, чтобы избежать неудачи.

Результат 1 —10 баллов свидетельствует о том, что вы испытываете  неуверенность в себе, которая проявляется и в учебе, и в труде. Для вас  характерна некритичность в оценке достигнутого, заниженный уровень  притязаний в планировании своей судьбы. [11, с. 114]

Целью нашей работы стало исследование степени уверенности в себе у учащихся  старшего школьного возраста. Объектом исследования выступили 15 юношей и 15 девушек в возрасте от 16 – 18 лет. Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 40 г. Астрахани, в 10-11 классах (30 человек). С учениками была проведена подготовительная работа: объяснился смысл опроса; проведена инструкция по заполнению карточек опроса; они были ознакомлены с перечнем вопросов и им гарантировалась сохранение тайны ответов.

 

2.2. Анализ полученных результатов

 

Таблица 2.1

 Диагностики  степени уверенности в себе  Райдаса

 

п/п

Девушки

Результат исследования

Юноши

Результат исследования

1

И.О.

70

А.Н.

71

2

К.Л.

56

Н.И.

52

3

С.А.

42

К.Е.

46

4

Л.Н.

73

С.У.

70

5

О.В.

51

Р.Д.

63

6

И.С.

45

Ш.М.

43

7

Т.В.

78

Д.В.

45

8

С.Т.

56

Г.С.

60

9

Р.У.

52

П.Р.

48

10

И.А.

64

С.О.

51

11

К.С.

71

В.В.

42

12

Н.А.

59

А.В.

67

13

Т.С.

70

И.О.

72

14

Л.М.

61

Д.М.

64

15

Ю.Г.

75

Р.С.

53

Ср. значение

 

61,5

 

56,4


 

 

По методике «Диагностики степени уверенности в себе Райдаса» были получены следующие результаты: у юношей (56,4 балл) и девушек (61,5 балл) старшего школьного возраста были выявлены высокие показатели уверенности в себе в различных ситуациях.

Результаты тестирования у девушек показали следующие результаты:

0 человек   -  0-24 балла  – очень неуверен в себе;

2 человека -  25-48 баллов  – скорее неуверен, чем уверен  в себе;

10 человек  - 49-72 балла –  среднее значение уверенности;

3 человека -  73-96 баллов  – уверен в себе;

0 человек -  97-120 баллов  – слишком самоуверен.

Гистограмма 2.1. Степень уверенности в себе у девушек.

Из представленной выше гистограммы видно, что большинство опрошенных девушек имеют средние показатели уверенности в себе. Очень неуверенных в себе и слишком самоуверенных в себе среди опрошенных девушек не оказалось.

Результаты тестирования у девушек показали следующие результаты:

0 человек   -  0-24 балла  – очень неуверен в себе;

5 человека -  25-48 баллов  – скорее неуверен, чем уверен  в себе;

8 человек  - 49-72 балла –  среднее значение уверенности;

2 человека -  73-96 баллов  – уверен в себе;

0 человек -  97-120 баллов  – слишком самоуверен.

Гистограмма 2.2. Степень уверенности в себе у юношей.

Из представленной выше гистограммы видно, что большинство опрошенных юношей, как и девушки имеют средние показатели уверенности в себе. Очень неуверенных в себе и слишком самоуверенных в себе среди опрошенных юношей так же не оказалось.

По результатам методики «Диагностика степени уверенности в себе Райдаса» можно следать следующие выводы: ребята уверены в своих силах, не боятся и не стесняются окружающих, высказывают свои недовольства, если их что-то не устраивает в классе, также смело высказывают свою точку зрения. Таким образом, у юношей и девушек не наблюдается значимых различий по степени уверенности в себе в различных учебных ситуациях и в настоящий момент жизни учащихся.

Таблица 2.2

Анализ теста “Самооценка уверенности  в себе”

 

п/п

Девушки

Результат исследования

Юноши

Результат исследования

1

И.О.

15

А.Н.

17

2

К.Л.

13

Н.И.

15

3

С.А.

11

К.Е.

11

4

Л.Н.

17

С.У.

18

5

О.В.

11

Р.Д.

15

6

И.С.

11

Ш.М.

10

7

Т.В.

18

Д.В.

11

8

С.Т.

13

Г.С.

12

9

Р.У.

10

П.Р.

11

10

И.А.

12

С.О.

12

11

К.С.

17

В.В.

10

12

Н.А.

12

А.В.

14

13

Т.С.

16

И.О.

17

14

Л.М.

13

Д.М.

15

15

Ю.Г.

16

Р.С.

13

Ср. значение

 

13,6

 

13,4

Информация о работе Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста