Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:57, курсовая работа
Описание работы
Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом. Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ 5 1.1. Различные подходы к изучению уверенности личности 5 1.2.Характеристика уверенности девушек и юношей старшего школьного возраста 9 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 2.1. Организация и проведение исследования 15 2.2. Анализ полученных результатов 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 25
По тесту “Самооценка уверенности
в себе” выявилось, что у мальчиков (13,4
балла) и девочек (13,6 балла) преобладает
уверенность в себе. У них есть потребность
в обсуждении своих действий с друзьями
и родителями. В ситуации выбора они
предпочитают задачи средней трудности,
чтобы избежать неудачи.
Результаты тестирования у
девушек показали следующие результаты:
3 человека - 17—20 баллов
- высокая степень уверенности;
10 человек - 11-16 баллов - средняя
степень уверенности;
2 человека - 1-10 баллов
- низкая степень уверенности.
Гистограмма 2.3. Самооценка
уверенности в себе у девушек.
Из представленной выше гистограммы
видно, что большинство опрошенных девушек,
имеют среднюю степень уверенности в себе.
Исходя из полученных данных, мы можем
утверждать, что то у них преобладает потребность
в обсуждении своих действий с друзьями
и родителями. В ситуации выбора они
предпочитают задачи средней трудности,
чтобы избежать неудачи.
Результаты тестирования у
девушек показали следующие результаты:
2 человека - 17—20 баллов
- высокая степень уверенности;
11 человек - 11-16 баллов - средняя
степень уверенности;
2 человека - 1-10 баллов
- низкая степень уверенности.
Гистограмма 2.4. Самооценка
уверенности в себе у юношей.
Из представленной выше гистограммы
видно, что большинство опрошенных юношей,
как и девушки имеют средние показатели
по степени уверенности в себе.
Следовательно, можно сделать
вывод о том, что ребята активно взаимодействуют
с другими учащимися, самостоятельно принимают
решения, смелые, коммуникабельные. Предпочитают
использовать сильные аргументы и доводы,
при общении со сверстниками и взрослыми.
Ребята откровенны и искренны в своих
чувствах, всегда высказывают свое мнение
по любому вопросу.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая
нами в начале нашего исследования о том,
что у девушек и юношей старшего школьного
возраста нет значимых различий в степени
уверенности в себе, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период старшего школьного
возраста завершается подготовка к самостоятельной
жизни человека, формирование ценностей,
мировоззрения, выбор профессиональной
деятельности и утверждение гражданской
значимости личности. В результате и под
воздействием этих социально-личностных
факторов перестраивается вся система
отношений юноши с окружающими его людьми
и изменяется его отношение к самому себе.
Из-за этой социальной позиции изменяется
его отношение к школе, к общественно полезной
деятельности и учёбе, устанавливается
определённая взаимосвязь между интересами
будущей профессии, учебными интересами
и мотивами поведения.
Таким образом, уверенность - это системное
свойство личности, которое включает в
себя мотавационно-смысловые составляющие
(когнитивные, мотивационные, продуктивные
и установочно-целевые) и регуляторно-дииамические
переменные (динамические, эмоциональные,
регуляторные и рефлексивно-оценочные),
которые находятся в тесной взаимосвязи
и обеспечивают постоянство и силу проявления
данного свойства.
По результатам методики «Диагностика
степени уверенности в себе Райдаса» большинство
опрошенных девушек и юношей имеют средние
показатели уверенности в себе. Таким
образом, можно следать следующие выводы:
ребята уверены в своих силах, не боятся
и не стесняются окружающих, высказывают
свои недовольства, если их что-то не устраивает
в классе, также смело высказывают свою
точку зрения. Таким образом, у юношей
и девушек не наблюдается значимых различий
по степени уверенности в себе в различных
учебных ситуациях и в настоящий момент
жизни учащихся.
По результатам теста «Самооценка
уверенности в себе», большинство опрошенных
девушек и юношей, имеют среднюю степень
уверенности в себе. Таким обзразом, можно
сделать вывод о том, что ребята активно
взаимодействуют с другими учащимися,
самостоятельно принимают решения, смелые,
коммуникабельные. Предпочитают использовать
сильные аргументы и доводы, при общении
со сверстниками и взрослыми. Ребята откровенны
и искренны в своих чувствах, всегда высказывают
свое мнение по любому вопросу.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая
нами в начале нашего исследования о том,
что у девушек и юношей старшего школьного
возраста нет значимых различий в степени
уверенности в себе, подтвердилась.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Божович Л. И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
- 464 с.
Буякас Т. М. Проблема и психотехника
самоопределения личности // Вопросы психологии.
- 2002.- № 2. - С. 28-39
Вайнер И. В. Субъективная уверенность
как фактор решения психофизической задачи
// Психология труда в условиях проблемных
ситуаций: Межвузовский сборник научных
трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996.
- С.185 - 191.
Гинзбург М. Р Личностное самоопределение
как психологическая проблема // Вопросы
психологии. - 1988. - №2. - С. 19-26
Гинзбург, М. Р Психология личностного
самоопределения: автореферат док. дис.
- М., 1996. - 60 с.
Головина Е.В. Категория «уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по
когнитивной психологии. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 160-187.
Зиновьева И. Л. Влияние уверенности
на организацию мыслительной деятельности:
Дис. … канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 1989.
Казанская Н. М. Специфика субъективной картины
жизненного пути уверенных и неуверенных
в себе первокурсников // Психологическая
наука и образование (электронный журнал).
2011. № 4
Казанская Н. М. Структурно-содержательный
и генетический анализ уверенности в себе
в юношеском возрасте // Социально-гуманитарные
знания, 2006, № 10, с. 306—313. 2.
Каменева Г.Н. Трудолюбие старших школьников
и роль детско-родительских отношений
в его становлении. Автореф. дис. канд.
психол. наук. -М., 2005.-18 с.
Клочко, В. Е., Галажинский, Э.
В. Самореализация личности: системный
взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. - Томск:
Издательство Томского университета,
1999. - 154 с.
Кон, И. С. Психология ранней
юности: Книга для учителя / И. С. Кон. - М.:
Просвещение, 1989. - 225 с.
Крупнов А.И. Психологическая структура
образований и свойств личности // Индивидуальные
различия и проблема индивидуальности:
Материалы международной научно-практической
конференции. Ч. II. М.: Уникум-Центр, 2004.-С.
3-5.
Леонтьев, Д. А. Психология свободы:
к постановке проблемы самодетерминации
личности / Д. А. Леонтьев. - Психологический
журнал. - 2000. - №1. - С. 15-25
Логинова Н.А. Развитие личности
и жизненный путь // Принцип развития в
психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова.
- М.: Наука, 1978. - С. 156-172
Массен, П., Конгер, Дж., Каган,
Дж., Гивитц, Дж. Развитие личности в среднем
возрасте // Психология личности. Тексты
/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.
- М.: Издательство Московского университета,
1982. - С. 182-186
Никитин Е. П., Харламенкова
Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения.
- СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
Рамендик Д.М., Солонкина О.В. Психологический
практикум. М., 2007. -160 с.
Ромек В. Г. Уверенность в себе
как социально-психологическая характеристика
личности: Дис. … канд. психол. наук. - Ростов
н/Д: Изд-во РГУ, 1997.
Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей
психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.:
Педагогика, 1976. - 418 с.
Сафин, В. Ф. Психология самоопределения
личности: учебное пособие / Е. Ф. Сафин.
- Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. - 142 с.
Скотникова И. Г. Проблема уверенности:
история и современное состояние // Психологический
журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.
Шибаева, М. М. Человеческая
субъективность и культура / М. М. Шибаева
// Культура, человек и картина мира. - М.:
Наука, 1987. - С. 135 - 167
Эриксон, Э. Молодой Лютер: психоаналитическое
историческое исследование / Э. Эриксон.
- М.: Медиум, 1996. - 508 с.