Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом.
Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ 5
1.1. Различные подходы к изучению уверенности личности 5
1.2.Характеристика уверенности девушек и юношей старшего школьного возраста 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Организация и проведение исследования 15
2.2. Анализ полученных результатов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 25

Файлы: 1 файл

Курсовая психология уверенность в себе.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

 

 

По тесту “Самооценка уверенности  в себе” выявилось, что у мальчиков (13,4 балла) и девочек (13,6 балла) преобладает уверенность в себе. У них есть потребность в  обсуждении своих действий с друзьями и родителями. В ситуации выбора они  предпочитают задачи средней трудности, чтобы избежать неудачи.

Результаты тестирования у девушек показали следующие результаты:

3 человека  - 17—20 баллов - высокая степень уверенности;

10 человек - 11-16 баллов - средняя степень уверенности;

2 человека  - 1-10 баллов  - низкая степень уверенности.

Гистограмма 2.3. Самооценка уверенности в себе у девушек.

Из представленной выше гистограммы видно, что большинство опрошенных девушек, имеют среднюю степень уверенности в себе. Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что то у них преобладает потребность в  обсуждении своих действий с друзьями и родителями. В ситуации выбора они  предпочитают задачи средней трудности, чтобы избежать неудачи.

Результаты тестирования у девушек показали следующие результаты:

2 человека  - 17—20 баллов  - высокая степень уверенности;

11 человек - 11-16 баллов  - средняя  степень уверенности;

2 человека  - 1-10 баллов  - низкая степень уверенности.

Гистограмма 2.4. Самооценка уверенности в себе у юношей.

Из представленной выше гистограммы видно, что большинство опрошенных юношей, как и девушки имеют средние показатели по степени уверенности в себе.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что ребята активно взаимодействуют с другими учащимися, самостоятельно принимают решения, смелые, коммуникабельные. Предпочитают использовать сильные аргументы и доводы, при общении со сверстниками и взрослыми. Ребята откровенны и искренны в своих чувствах, всегда высказывают свое мнение по любому вопросу.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования о том, что у девушек и юношей старшего школьного возраста нет значимых различий в степени уверенности в себе, подтвердилась.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период старшего школьного возраста завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Таким образом, уверенность - это системное свойство личности, которое включает в себя мотавационно-смысловые составляющие (когнитивные, мотивационные, продуктивные и установочно-целевые) и регуляторно-дииамические переменные (динамические, эмоциональные, регуляторные и рефлексивно-оценочные), которые находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают постоянство и силу проявления данного свойства.

По результатам методики «Диагностика степени уверенности в себе Райдаса» большинство опрошенных девушек и юношей имеют средние показатели уверенности в себе. Таким образом, можно следать следующие выводы: ребята уверены в своих силах, не боятся и не стесняются окружающих, высказывают свои недовольства, если их что-то не устраивает в классе, также смело высказывают свою точку зрения. Таким образом, у юношей и девушек не наблюдается значимых различий по степени уверенности в себе в различных учебных ситуациях и в настоящий момент жизни учащихся.

По результатам теста «Самооценка уверенности в себе», большинство опрошенных девушек и юношей, имеют среднюю степень уверенности в себе. Таким обзразом, можно сделать вывод о том, что ребята активно взаимодействуют с другими учащимися, самостоятельно принимают решения, смелые, коммуникабельные. Предпочитают использовать сильные аргументы и доводы, при общении со сверстниками и взрослыми. Ребята откровенны и искренны в своих чувствах, всегда высказывают свое мнение по любому вопросу.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования о том, что у девушек и юношей старшего школьного возраста нет значимых различий в степени уверенности в себе, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  2. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002.- № 2. - С. 28-39
  3. Вайнер И. В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - С.185 - 191.
  4. Гинзбург М. Р Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 19-26
  5. Гинзбург, М. Р Психология личностного самоопределения: автореферат док. дис. - М., 1996. - 60 с.
  6. Головина Е.В. Категория «уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по когнитивной психологии. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 160-187.
  7. Зиновьева И. Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: Дис. … канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 1989.
  8. Казанская Н. М. Специфика субъективной картины жизненного пути уверенных и неуверенных в себе первокурсников // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2011. № 4
  9. Казанская Н. М. Структурно-содержательный и генетический анализ уверенности в себе в юношеском возрасте // Социально-гуманитарные знания, 2006, № 10, с. 306—313. 2. 
  10. Каменева Г.Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2005.-18 с.
  11. Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Издательство Томского университета, 1999. - 154 с.
  12. Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.
  13. Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. II. М.: Уникум-Центр, 2004.-С. 3-5.
  14. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев. - Психологический журнал. - 2000. - №1. - С. 15-25
  15. Логинова Н.А. Развитие личности и жизненный путь // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. - С. 156-172
  16. Массен, П., Конгер, Дж., Каган, Дж., Гивитц, Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - С. 182-186
  17. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
  18. Рамендик Д.М., Солонкина О.В. Психологический практикум. М., 2007. -160 с.
  19. Ромек В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис. … канд. психол. наук. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997.
  20. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - 418 с.
  21. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие / Е. Ф. Сафин. - Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. - 142 с.
  22. Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.
  23. Шибаева, М. М. Человеческая субъективность и культура / М. М. Шибаева // Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987. - С. 135 - 167
  24. Эриксон, Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование / Э. Эриксон. - М.: Медиум, 1996. - 508 с.

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста