Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:14, контрольная работа
Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как только 65% конфликтов между госслужащими завершается в течение полугода. Существуют и другие зависимости динамики конфликтов.
1.Введение ……………………………………………………….3-4стр
2.Возможные этапы (или стадии) конфликта …………4-13стр.
3.Источники, основания и причины конфликта ……….13-14стр.
4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта.........................................................................14-16стр.
5. Модели развития социального конфликта на разных уровнях…………………………………………………………16-17стр.
6. Основные подходы и стили разрешения конфликта…………………………………………………….17-18стр.
7. Способы регулирования и разрешения конфликта……………………………………………………18-19стр.
8.Выводы……………………………………………………..19-20стр.
9. Список используемой литературы………………….21стр.
На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:
явное ослабление
одной или обеих сторон или
исчерпание их ресурсов, не позволяющее
вести дальнейшее противоборство;
очевидная бесперспективность
продолжения конфликтов и ее осознание
участниками. Эта ситуация связана
с убеждением, что дальнейшая борьба
не дает преимуществ ни одной из
сторон и конца края этой борьбе
не видно;
обнаружившееся
преобладающее превосходство
появление в
конфликте третьей стороны и
е способность и желание
С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:
1. устранение (уничтожение)
оппонента или обоих
2. устранение (уничтожение) объекта конфликта;
3. изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;
4. участие в
конфликте новой силы, способной
завершить его путем
5. обращение
субъектов конфликта к арбитру
и завершение его при
6. переговоры
как один из наиболее
-10-
По своему характеру завершение конфликта может быть:
1. с точки
зрения реализации целей
· победоносным,
· компромиссным,
· пораженческим;
2. с точки
зрения формы разрешения
· мирным,
· насильственным;
3. с точки зрения функций конфликта:
· конструктивным,
· деструктивным;
4. с точки
зрения эффективности и
· полностью и коренным образом завершенным,
· отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.
Следует отметить,
что понятия "завершение конфликта"
и "разрешение конфликта" не тождественны.
Разрешение конфликта есть частный
случай, одна из форм завершения конфликта,
и выражается в позитивном, конструктивном
решении проблемы основными участниками
конфликта или третьей
· затухание (угасание) конфликта,
· устранение конфликта,
· перерастание конфликта в другой конфликт.
3.Послеконфликтный
период
-11-
Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения
между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния т.д. За завершение конфликта может следовать, таким образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.
Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов.
Современная конфликтология выработала многообразные способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в послеконфликтной стадии - это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там различия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.
Динамика различных видов конфликтов
Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь различную продолжительность, значимость и интенсивность. Исследования, проведенные а социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Выявлено, что большинство конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,5%) имеет продолжительность до одного месяца. Конфликты между руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а до одного месяца - 49%. В то же время
-12-
только 65% конфликтов
между государственными служащими
разрешаются в течение
Существуют различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях. В экстремальных условиях конфликты развиваются в "ускоренном" темпе, более скоротечны.
В течение одной
недели завершаются около 70% конфликтов,
происходящих в экстремальных условиях.
Более 55% таких конфликтов разрешаются
в течение первых трех дней. Экстремальные
условия выступают мощным катализатором
процессов конфликтного взаимодействия.
Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал победу в конфликте "по вертикали".
Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.
Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности у подчиненного. На конфликты продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов с победой подчиненного.
Это может быть объяснено следующим образом. Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу, тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник прав в конфликте, тем настойчивее в борьбе его оппонент - подчиненный, тем длительнее конфликт, так как руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.
В длительных конфликтах
уменьшается деловая и
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999.
-13-
Динамика частоты
конфликтов зависит от циклических
изменений характера совместной
деятельности в течение года. Частота
конфликтов колеблется в зависимости
от организации совместной деятельности
в течение года. Наибольшее число
конфликтов среди госслужащих характерно
для февраля (17,8%), марта и сентября
(по 12,3%). Это обусловлено возрастанием
рабочей нагрузки, связанной с
распределением ресурсов, исполнением
бюджета, завершением массовых отпусков.
3.Источники, основания и причины конфликта
1. Внешние и внутренние условия конфликта
2. Источник, основания, причины и движущие силы конфликта
3.
Фазы развития
конфликта
1. К необходимым
условиям конфликта следует
2. Формулу конфликта
можно представить как единую
трихотомическую систему “
-14-
со стремлением
людей, воздействующим на их социальное
и экономическое поведение. Однако
если потребности ориентируют
3. Конфликт имеет определенный набор элементов и стадий развития, которые характеризуют различного рода конфликтные взаимодействия как на уровне личности, так и между субъектами. С одной стороны, это стадии развертывания социального противоречия, а с другой ? собственная динамика социального конфликта.
4.Формы выражения, структура и функции социального конфликта
1. Структура конфликта
2. Функции конфликта
3. Формы выражения социального
конфликта
1. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:
1) противоречие,
которое выражено в проблеме
и является объективной
2) люди как
носители данного противоречия,
представляющие различные
3) объект конфликта
(скрытые нужды) ? блага, ресурсы, по
которых поводу чего возникает конфликт;
-15-
4) предмет конфликта (открытые нужды) материальные образования с ним связанные;
5) столкновение
субъектов конфликта (процесс,
активная фаза), в котором как
бы происходит “противоречие
в действии”. Столкновение
2. Функции конфликта
имеют общий и специальный
характер. Они связаны с типом
и уровнем конфликта. Могут
быть выделены следующие
3. Формы выражения
социального конфликта имеют
различные модификации. Они