Динамика конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как только 65% конфликтов между госслужащими завершается в течение полугода. Существуют и другие зависимости динамики конфликтов.

Содержание работы

1.Введение ……………………………………………………….3-4стр

2.Возможные этапы (или стадии) конфликта …………4-13стр.

3.Источники, основания и причины конфликта ……….13-14стр.

4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта.........................................................................14-16стр.

5. Модели развития социального конфликта на разных уровнях…………………………………………………………16-17стр.

6. Основные подходы и стили разрешения конфликта…………………………………………………….17-18стр.

7. Способы регулирования и разрешения конфликта……………………………………………………18-19стр.

8.Выводы……………………………………………………..19-20стр.

9. Список используемой литературы………………….21стр.

Файлы: 1 файл

1-конфликтология.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

На этой стадии развития противоборства возможны самые  различные ситуации, которые побуждают  обе стороны или одну из них  к прекращению конфликта. К таким  ситуациям относятся:

явное ослабление одной или обеих сторон или  исчерпание их ресурсов, не позволяющее  вести дальнейшее противоборство; 

очевидная бесперспективность продолжения конфликтов и ее осознание  участниками. Эта ситуация связана  с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;  

обнаружившееся  преобладающее превосходство одной  из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;  

появление в  конфликте третьей стороны и  е способность и желание прекратить противоборство.  

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также  весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1. устранение (уничтожение)  оппонента или обоих оппонентов  противоборства;

2. устранение (уничтожение)  объекта конфликта;

3. изменение  позиций обеих или одной из  сторон конфликта;

4. участие в  конфликте новой силы, способной  завершить его путем принуждения; 

5. обращение  субъектов конфликта к арбитру  и завершение его при посредстве  третейского судьи;

6. переговоры  как один из наиболее эффективных  и часто встречающихся способов  разрешения конфликта. 

            -10-

По своему характеру  завершение конфликта может быть:

1. с точки  зрения реализации целей противоборства:

· победоносным,

· компромиссным,

· пораженческим;

2. с точки  зрения формы разрешения конфликта:

· мирным,

· насильственным;

3. с точки  зрения функций конфликта: 

· конструктивным,

· деструктивным;

4. с точки  зрения эффективности и полноты  разрешения:

· полностью  и коренным образом завершенным,

· отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что понятия "завершение конфликта" и "разрешение конфликта" не тождественны. Разрешение конфликта есть частный  случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками  конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

· затухание (угасание) конфликта,

· устранение конфликта,

· перерастание конфликта в другой конфликт.

3.Послеконфликтный  период  

            -11-

Последней стадией  в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения

между сторонами  окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует  иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание  одного конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности  людей. Так, завершение конфликта в  экономической сфере может дать импульс для его возникновения  в политической области; после решения  политической проблемы может наступить  период идеологического противостояния т.д. За завершение конфликта может  следовать, таким образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

Способы регулирования  и конструктивного завершения конфликтов.

Современная конфликтология выработала многообразные способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в послеконфликтной стадии - это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там различия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.

Динамика различных  видов конфликтов

Периоды и этапы  динамики конфликта могут иметь  различную продолжительность, значимость и интенсивность. Исследования, проведенные а социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Выявлено, что большинство конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,5%) имеет продолжительность до одного месяца. Конфликты между руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а до одного месяца - 49%. В то же время

            -12-

только 65% конфликтов между государственными служащими  разрешаются в течение полугода.

Существуют различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и  в экстремальных условиях. В экстремальных  условиях конфликты развиваются  в "ускоренном" темпе, более скоротечны.

В течение одной  недели завершаются около 70% конфликтов, происходящих в экстремальных условиях. Более 55% таких конфликтов разрешаются  в течение первых трех дней. Экстремальные  условия выступают мощным катализатором  процессов конфликтного взаимодействия.  

Существует зависимость  длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал  победу в конфликте "по вертикали".

Руководитель  обычно добивается своих целей в  скоротечных конфликтах. Чем продолжительнее  конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.

Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности у  подчиненного. На конфликты продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов с победой подчиненного.

Это может быть объяснено следующим образом. Чем  справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в  свою пользу, тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник  прав в конфликте, тем настойчивее  в борьбе его оппонент - подчиненный, тем длительнее конфликт, так как  руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.

В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается  эмоционально-личностная основа конфликта. При длительном противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план и борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в  ходе конфликта. Происходит замена деловой  сферы конфликта личностной.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999.

            -13-

Динамика частоты  конфликтов зависит от циклических  изменений характера совместной деятельности в течение года. Частота  конфликтов колеблется в зависимости  от организации совместной деятельности в течение года. Наибольшее число  конфликтов среди госслужащих характерно для февраля (17,8%), марта и сентября (по 12,3%). Это обусловлено возрастанием рабочей нагрузки, связанной с  распределением ресурсов, исполнением  бюджета, завершением массовых отпусков. 
 

3.Источники, основания и причины  конфликта

    1. Внешние и внутренние  условия конфликта 

    2. Источник, основания,  причины и движущие  силы конфликта 

    3. Фазы развития  конфликта  

1. К необходимым  условиям конфликта следует отнести  социальную позицию, экономическое  положение людей, а также степень  идентификации человека с конкретной  группой, культурную зрелость. Именно социальная позиция (положение) обеспечивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Последние воздействуют на формирование соответствующих реалистических желаний и устремлений. Положение, запечатленное в желаниях, чувствах и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности ? в интересы, которые и выступают в качестве основного мотива социального поведения. Противоречие же социальных интересов является главной причиной конфликтов. 

2. Формулу конфликта  можно представить как единую  трихотомическую систему “субъекты ? интересы ? действия”. Таким образом, социальная причинность конфликта определяется такими социологическими категориями как потребности, интересы и ценности. Именно они являются внутренними побудителями активности, т.е. общее между потребностями, интересами и ценностями состоит в том, что во всех случаях мы имеем дело

            -14-

со стремлением  людей, воздействующим на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение  людей на обладание теми благами, которые жизненно необходимы, то интересы и ценности стимулируют действия, исходящие из взаимного отношения  людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса и  ценности ? это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социальной группы, которые обеспечивают получение этого блага. А поскольку эти позиции не равны, постольку интересы и ценности в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Следовательно, интересы и ценности связаны с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставленных действующему лицу обществом. 

3. Конфликт имеет  определенный набор элементов  и стадий развития, которые характеризуют  различного рода конфликтные  взаимодействия как на уровне личности, так и между субъектами. С одной стороны, это стадии развертывания социального противоречия, а с другой ? собственная динамика социального конфликта.

4.Формы выражения, структура и функции социального конфликта

1. Структура конфликта 

  2. Функции конфликта    

  3. Формы выражения социального конфликта  

1. Структура  социального конфликта может  быть представлена следующим  образом: 

1) противоречие, которое выражено в проблеме  и является объективной предпосылкой  конфликта (источник конфликта);

2) люди как  носители данного противоречия, представляющие различные социальные  интересы (субъекты конфликта);

3) объект конфликта  (скрытые нужды) ? блага, ресурсы, по которых поводу чего возникает конфликт;  

            -15-

4) предмет конфликта (открытые нужды) материальные образования с ним связанные;

5) столкновение  субъектов конфликта (процесс,  активная фаза), в котором как  бы происходит “противоречие  в действии”. Столкновение также  характеризуется эмоциональной  окраской и психологическими  установками субъектов. Поскольку  конфликт представляет собой  высшую (активную) стадию развития  противоречия, то в случае отсутствия  последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать “недоразвитым” в силу его остановки своего развития на стадии противоречия. 

2. Функции конфликта  имеют общий и специальный  характер. Они связаны с типом  и уровнем конфликта. Могут  быть выделены следующие функции:  а) интегративная; б) коммуникативная;  в) мобилизационная; г) деструктивная;  д) конструктивная. Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта. 

3. Формы выражения  социального конфликта имеют  различные модификации. Они резко  отличаются в зависимости от  уровня субъектности. Внутриличностный конфликт представлен многообразно. В частности, такие формы как эмоционально-психическая напряженность (тревога, страх, фрустрация), столкновение противоположных норм, ценностей, оценок, переживаний, настроений и стереотипов поведения свидетельствуют о внутреннем разладе, выражаемом вовне в неакдекватных действиях. Межличностный конфликт всегда представляет собой непосредственные формы очного или заочного контакта, содержащего мотивы соперничества, столкновения и поиска согласия. Внутригрупповой и межгрупповой конфликт, как правило, вначале аморфен (случайные коллизии), но по ходу его развертывания структурируется и воплощается в формировании групповой идентичности (свои и чужие), в организованном противоборстве, кооперации и конкуренции, борьбе референтных групп, в степени консолидации, сплоченности группы вокруг значимых целей. На уровне социального конфликта имеются структурированные интересы, выражаемые представителями, агентами крупных социальных общностей, как правило,

Информация о работе Динамика конфликта