Динамика конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как только 65% конфликтов между госслужащими завершается в течение полугода. Существуют и другие зависимости динамики конфликтов.

Содержание работы

1.Введение ……………………………………………………….3-4стр

2.Возможные этапы (или стадии) конфликта …………4-13стр.

3.Источники, основания и причины конфликта ……….13-14стр.

4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта.........................................................................14-16стр.

5. Модели развития социального конфликта на разных уровнях…………………………………………………………16-17стр.

6. Основные подходы и стили разрешения конфликта…………………………………………………….17-18стр.

7. Способы регулирования и разрешения конфликта……………………………………………………18-19стр.

8.Выводы……………………………………………………..19-20стр.

9. Список используемой литературы………………….21стр.

Файлы: 1 файл

1-конфликтология.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

            -16-

оформленные организационно, обеспеченные материально и идеологически. Это национальные, социально-классовые, государственные конфликты. Конфликты  в организациях ? это групповые и социальные разновидности конфликта. Их особенность заключается в их погруженности в формальные и неформальные структуры организаций.

5. Модели развития социального конфликта на разных уровнях

    1. Динамика внутри и межличностного конфликта

    2. Динамика межгруппового  конфликта 

    3. Динамика социального  конфликта 

1. Внутри и межличностный конфликт включает в себя не только чисто психологические, социально-психологические характеристики, но и такие процессы как конфликт мотивов, ценностей, деперсонализацию, самоотчуждение, интериоризацию социальной напряженности, агрессию, и др., показывающие инверсию (превращение) внешнего конфликта в структуру ценностей и поведения личности. 

2. Межгрупповой  конфликт отличается насыщенностью,  напряженностью и разнообразием  интерсубъективных связей. При этом формируется особая микросоциальная среда, где индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя с своей группой и противопоставляют чужой. Феномен “мы” и “они”. Сочетание групповой сплоченности, эмоциально-действенной идентификации и групповой враждебности. Конфликт индивидуальности и типичности в случае слитности с группой. 

3. Динамика социального  конфликта включает в себя  следующие элементы и фазы: 1). Причина конфликта: несовпадение  интересов (объективное противоречие); 2). Факторы, влияющие на возможность  разрастания, причины конфликта  (обострение объективного противоречия); 3). Осознание субъектами конфликт  противоречивости интересов (конфликтная  ситуация); 4). Инцидент (повод) для  конфликта; 5). Реакция субъектов на конфликт. 6а). Пассивная (конфликт не происходит); 6б). Активная (конфликт происходит):

            -17-

деструктивный уровень - конструктивный уровень; 7). Управление конфликтом; 8а). Происходит; 8б). Не происходит; 9а). Функциональные (позитивные) последствия; 9б). Дисфункциональные (негативные) последствия; 10). Регулирование и разрешение конфликта.

6. Основные подходы и стили разрешения конфликта

    1. Подходы к разрешению конфликта в разных социальных системах

    2. Многообразие стилей  разрешения конфликта 

    3. Управление конфликтом  

1. Разрешение  конфликтов зависит от общих  принципов социально-экономического  и политического порядка, принятых  в конкретном обществе. Социальные  системы могут быть тоталитарными,  авторитарными и демократическими. Для анализа применимости разных  подходов к разрешению конфликта  применяется дифференцированное  рассмотрение по критериям социальной  значимости (ценность), пригодности  (польза) и эффективности (продуктивность).

2. Различные  стили, проявляющиеся при разрешении  конфликтов, складываются на основе  имеющихся в обществе культурных  и правовых установлений, поощряющих, безразличных или запрещающих  тот или иной стиль поведения  при разрешении конфликта. См. материалы к семинару № 3: таблица  стилей и подходов разрешения  конфликта.

3. Продуктивность  конфликта является необходимым  условием для налаживания переговорного  процесса между сторонами. На  фоне конструктивности возникает  следующая стадия конфликта как процесса - это управление. Управление конфликтом - это прежде всего анализ структуры данного конфликта (выделение субъектов, причин, объекта конфликта и т. д.); определение стадии, на которой находится конфликт; прогнозирование дальнейшего развития конфликта и разработка и применение методов его разрешения. Управление конфликтом подразумевает посредника (медиатора), который будет непосредственно решать поставленные задачи.

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М., 1992.

            -18-

7. Способы регулирования и разрешения конфликта

    1. Способы разрешения  конфликта 

    2. Виды принуждения  и протеста 

    3. Виды компромисса 

    4. Модели поведения  в конфликтных  ситуациях  

1. Технологии разрешения любого конфликта строятся на применении различных способов: а) насильственные (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения); б) ненасильственные или мирные (переговоры, соглашение, компромиссы); в) протестные (митинг, забастовка, стачка, гражданское неповиновение). 

2. Насильственные  способы разрешения конфликта,  по сути, ведут к упразднению,  или подавлению одной из сторон  конфликта. При этом используются  разнообразные средства принуждения,  от психических до физических. Интересен способ переноса вины и ответственности на слабейшую сторону и применения по отношению к ней принудительных санкций. Таким образом, устраняется подлинная причина конфликта интересов и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля.

3. Главный момент  динамики мирного разрешения  конфликта ? это нахождение пунктов согласия (компромисса), введение его в конструктивные рамки и налаживание переговорного процесса. Надо отметить, что на современном этапе развития российского общества именно конструктивный диалог и техника ведения переговоров являются самым слабым местом на всех уровнях. Переход к рыночно регулируемой экономике, демократическому правовому государству немыслим без установления баланса интересов и соответственно без переговоров. Они ? его важнейшая составная часть процесса разрешения разного рода конфликтов. 

4. Модели поведения  в конфликтных ситуациях. Культурные  и социально-психологические предпосылки  типа поведения в конфликтных  ситуациях. 

            -19-

Репертуар ролей  при выборе поступка и действия. Игровые модели включения в конфликт и выхода из него. Соционический подход в разрешении конфликтных ситуаций.

8.Выводы

1. Динамика конфликта  представляет собой ход развития, его изменение под воздействием  внутренних механизмов конфликта,  а также внешних факторов и  условий. В динамике конфликта  выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период включает: возникновение  объективной проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию  неконфликтными способами и возникновение  предконфликтной ситуации. Открытый период, который часто называют собственно конфликтом, включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие и завершение конфликта.

2. Часто в  конфликте происходит быстрое  обострение борьбы, что свидетельствует  об эскалации конфликта. Признаки  эскалации: создание образа врага,  демонстрация силы и угроза  ее применения, применение насилия,  тенденция к расширению и углублению  конфликта.

3. Существуют  различия в длительности конфликтов  в зависимости от того, какие  стороны в нем участвуют. В  экстремальных условиях конфликты  развиваются в заметно "ускоренном" темпе. Итоги конфликта зависят  от его длительности. В длительных  конфликтах уменьшается деловая  и увеличивается эмоционально-личностная  основа конфликта. Особенностью  криминальных конфликтов является  их быстрая эскалация, завершающаяся  применением насилия. Частота  конфликтов зависит от циклических  изменений характера совместной  деятельности в течение года.

  Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.

Конфликт может  быть:

1.   Исчерпан и разрешен примирением сторон.

2.   Прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением.

3.   Развитие  конфликта может быть пресечено,  либо конфликт может быть прекращен  в результате вмешательства третьей  стороны.

             -20-

  Завершение  конфликта - это прекращение действий  всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым  это произошло. Это более широкое  понятие, чем разрешение конфликта.

Разрешение конфликта - то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.

         В целом для этой ситуации  характерны следующие события:

1.     Намечают тенденции к нормализации  конфликта и его ликвидации (победа  одной из сторон, истощение ресурсов  и т.п.).

2.     Эпизодические вспышки противостояния. Агрессивные настроения подогреваются  воспоминаниями о причиненных  друг другу бедах и зле.

3.     Постепенно вызревает решение  предметной проблемы. Нормализуется  эмоционально-волевая сфера взаимодействия.

         Хотя конфликт, как и любое  социальное явление, не может  длиться вечно, не следует пускать  его на “самотек”. Поскольку  существует реальная опасность  его срастания с другими конфликтами,  что способно полностью разрушить  социальную систему. 
 
 
 
 
 
 

            -21-

9. Список используемой литературы 
 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999.

2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1992.

 

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., 1995.

4. Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии. – М., 1997.

5.Бэрон  Р., Ричардсон Д.  Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

6.Корнелиус  Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М., 1992.

Информация о работе Динамика конфликта