Динамика развития самооценки у умственно отсталых детей разного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности.
Изучение динамики самооценки у умственно отсталых детей разного возраста является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в современной школьной практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……... 3
Глава I. Теоретическое исследование вопроса формирования самооценки при нормальном и аномальном вариантах развития…...… 6
1.1.Самооценка личности: определение, основные подходы, составляющие ………..................................................................................................................... 6
1.2. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка …………………………………………………..……..... …………..… 13
1.3. Факторы формирования самооценки в детском возрасте…..………..…..17
Глава II. Эмпирическое исследование возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками…………………………….....21
2.1. Организация и содержание исследования ….……………..…………..….21
2.2.Описание и анализ полученных результатов ………….………………......25
2.3.Выводы и рекомендации по результатам исследования…………….……29
Заключение……………………………………………………….……….…….32
Библиографический список…………………………………..………......…..36
Приложение……………………………………………………………...……...39

Файлы: 1 файл

динамика развития самооценки умственно отсталых детей разного возраста.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)
  1. Лалаева Р. И.,  Шаховская С. Н. Логопатопсихология // учебное пособие/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС -  Москва – 2011

  1. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. - 2006. - №.2. - С.116 - 126. 
  2. Волков Б.С. Возрастная психология// Кн.1. - М., 2005 – с. 274

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

 

Субтест 1: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков- люди. Укажи, где находишься ты.

 

 

 

Субтест №2. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

 

 

Субтест №3. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

 

 

 

 

Приложение 2

 

Содержание  игр и упражнений, включенных в  программу по развитию адекватной самооценки

«Поймай мяч»

Участники сидят  в кругу и по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается. Важной чтобы в процессе игры каждому частнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.

«Закончи  предложение»

Участники игры по очереди заканчивают каждое из предложений.

Я хочу...

Я умею...

Я смогу...

Я добьюсь...

Можно попросить  ребенка, объяснить тот или иной ответ.

«Назови свои сильные стороны»

Каждый участник игры в течение нескольких минут  рассказывает о своих сильных  качествах, о том, что он любит, ценит и принимает о том, что дает ему чувство уверенности! Не обязательно говорить только о положительных качествах, важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использование в своем рассказе засоряющие язык слова, например: «ну», «BOT».

«Рисунок  «Я в будущем»

Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет  быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, спросите, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут  его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой.

«Разыгрывание ситуаций»

Сюжеты для  разыгрывания могут быть придуманы  самими детьми или же можно использовать реальные ситуации общения, вызвавшие  затруднение в общение.

Учитель вызвал мальчика к доске, а он не может ничего сказать, хотя выучил домашнее задание?

Девочка играла на перемене и увидела незнакомого  маленького мальчика, который громко плакал.

«Зайки  и слоники»

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... « Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный  стул»

В эту игру можно  играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким.

«Тренируем эмоции»

Попросите ребенка: нахмуриться, как:

— осенняя, туча;

— рассерженный человек;

— злая волшебница.

Улыбнуться, как:

— кот на солнце;

— само солнце;

— как Буратино;

— как хитрая лиса;

— как радостный  ребенок;

— как будто  ты увидел чудо.

Позлись, как:

— ребенок, у  которого отняли мороженое;

— два барана на мосту;

— как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

— ребенок, потерявшийся в лесу;

— заяц, увидевший  волка;

— котенок, на которого лает собака.

«Глаза  в глаза»

Дети разбиваются  на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз, какая эмоция передавалась и воспринималась.

«Я - лев»

Закройте глаза  и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев - царь зверей. Сильный, могучий, уверенный  в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза  и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я - лев Гоша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.

«Я  хороший»

Садитесь на стульчики. Пусть каждый скажет о  себе: «Я очень хороший» или «Я очень  хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала  произнесем слово «Я шепотом, потом - обычным голосом, а затем - прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень хороший (ая)!»

Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит  справа от меня, скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или прокричит.

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся  за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным  го лосом и прокричим.

Этюд  «Встреча с другом»

У мальчика был  друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!

Выразительные движения - плечи опущены, выражение  печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).

Попробуем разыграть  эту сценку.

У вас отлично  получилось!

Поговорим о  том, что же такое радость для  вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда...» (Запишите высказывания детей)

«Доброе животное»

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох ,вдох-выдох  и еще раз вдох-выдох. Очень  хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад.

«Изобрази...»

Сейчас я  назову по имени одного из вас, брошу  ему клубочек и, например, попрошу: «Саша, изобрази медвежонка». Саша должен будет поймать клубок, сказать: «Я - медвежонок. Я радуюсь, когда ...» Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразит нам его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази...» и назовет любое животное, или человека, или растение, или птицу, или предмет. Понятно?

Игра  «Я справлюсь»

Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто  считает, что сможет справиться - поднимает  обе руки вверх, а кто не знает  выхода из предложенной ситуации - прячет руки за спину.

Можно предложить следующие варианты: тебя дразнят; у  тебя отобрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; тебе не подарили обещанный подарок; друг обиделся; ты поссорился с братом или  сестрой.

Идет обсуждение. Ребята рассказывают, как будут себя вести в этих ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку «Я справился».

«Я  сильный», «Я слабый»

Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку  и просит его вытянуть вперед руку. Затем он старается опустить руку ребенка вниз, нажимая на нее сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом вслух: «Я сильный!» На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами «Я слабый».

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-bot

Информация о работе Динамика развития самооценки у умственно отсталых детей разного возраста