Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации

1.2 Адаптация как психологический процесс

1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации

2. Практическое исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

2.2 Исследование

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 29.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

1. Теоретические основы  проблемы динамики социально-психологической  адаптации студентов-психологов  в отечественной и зарубежной  психологии

 

1.1 Основные подходы к  изучению процесса адаптации

 

1.2 Адаптация как психологический  процесс

 

1.3 Возможности психолого-педагогического  влияния на процесс адаптации

 

2. Практическое исследование  и анализ полученных результатов

 

2.1 Цель, задачи, гипотеза  и методики исследования

 

2.2 Исследование

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложения

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования:

 

Бурные социально-экономические  преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование  процессов производства, стремительное  информатизация общества все это  породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать  свой внутренний потенциал в ней.

 

Однако большая часть  современной молодежи неспособна приспосабливаться  и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Проблема дезадаптации молодежи особенно актуальна, когда  речь идет о будущем специалисте. Именно от того, как подготовлен  молодой специалист будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой  работы.

 

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном  этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система  образования в вузе оказалась  неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании  не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних  школьников.

 

В своем исследовании мы рассматриваем  адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет  человеку приобрести новый статус студента будущего специалиста. От того, как  долго по времени и по различным  затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие  успехи студентов, процесс их профессионального  становления.

 

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

 

Разработанность проблемы:

 

Анализ многочисленных работ  по данной проблеме позволил сформулировать собственное понимание понятия  адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, который разворачивается  в виде активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Для понимания сущностных характеристик  процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие  основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.

 

В исследованиях Богоявленской  Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации  от активности самой личности в обучении и воспитании.

 

Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации  разрабатываются многими учеными  по целому ряду направлений: адаптация  личности в различных группах  и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и  др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных  психосоматических и невротических  заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.

 

Ряд плодотворных изысканий  в направлении изучения социально-психологической  адаптации личности в различных  сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом  Лаборатории социальной и экономической  психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).

 

Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит  в диагностике социально-психологической  адаптации студентов-психологов и  изучение процесса адаптации. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие  задачи:

 

1.   рассмотреть работы  зарубежных и отечественных исследователей  с использованием научной литературы  на изучаемую тему;

 

2.   раскрыть сущность  процесса адаптации как психологического  процесса;

 

3.   выявить особенности  социально-психологической адаптации  студентов-психологов и ее влияние  на учебную деятельность;

 

4.   изучить возможность  психолого-педагогического влияния  на процесс социальной адаптации  студентов;

 

5.   диагностировать  и определить степень социальной  адаптации с помощью специализированных  методик;

 

6.   сделать анализ  результатов проведенного исследования.

 

Гипотеза исследования: в  проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической  адаптации выше, чем у студентов  других вузов.

 

Объектом исследования: социально-психологическая  адаптация.

 

Предметом исследования: Динамика социально-психологической адаптации  студентов-психологов.

 

Методы исследования:

 

Теоретические: анализ научных  разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный  анализ и синтез.

 

Эмпирические:

 

- беседа,

 

- опросник межличностных  отношений (ОМО);

 

- и методы математической  статистики.

 

В исследовании принимали  участие 60 студентов с первого  по четвертый курс ЮРГИ, из них 30 студентов  факультета "Практической психологии" и 30 студентов "Экономического" факультета.

 

Апробация работы: по окончанию  исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены  все участники данного исследования.

 

 

1. Теоретические основы  проблемы динамики социально-психологической  адаптации студентов-психологов  в отечественной и зарубежной  психологии

 

 

1.1 Основные подходы к  изучению процесса адаптации

 

 

Прежде, чем говорить о  психологических механизмах процесса социальной адаптации, необходимо уточнить содержание понятия "адаптация" в  контексте данной работы. В литературе, посвященной этой проблеме, стало  уже общим местом упоминание о  том, что термин "адаптация" возник в рамках физиологической науки  и относился к процессу приспособления слухового или зрительного анализатора  к действию раздражителя.

 

В дальнейшем он распространился  на более широкий круг явлений, характеризующих  приспособление строения и функций  организма к условиям внешней  среды. Несколько десятилетий назад  этот термин был заимствован социологией  и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных  сфер природной и социальной среды. Перенос понятия, характеризующего универсальное свойство живой материи  приспосабливаться к постоянно  меняющимся внешним условиям, в гуманитарную область повлек за собой ряд теоретико-методологических споров. В основном эти споры касались правомерности отнесения к человеку трактовки адаптации как приспособления к условиям внешней среды. У человека развитие психики, включающей высшую ее форму - сознание - достигло такого уровня, что поведение и деятельность стали определяющим фактором его  адаптации.

 

Человек в процессе своей  жизнедеятельности преобразует  внешнюю среду, приспосабливая ее к  своим потребностям. То, что значительную часть преобразований он осуществляет осознанно, отличает его от остальных  представителей животного мира. По мнению В.П. Казначеева: "Адаптация  в широком смысле - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной  цели: прогресса человека".

 

В отличие от животных, благодаря  своей социальной природе, человек  способен создать искусственную  среду - среду культуры и цивилизации, в результате чего расширяется спектр его приспособительной активности. Казалось бы, эти определения свидетельствуют  о том, что даже физиологическое  направление исследования адаптационных  процессов признает коренное отличие в понимании термина "приспособление" применительно к человеку. Однако предназначение адаптации многие физиологи видят в обеспечении состояния гомеостаза, а способность к адаптации оценивают как процесс "подгонки", оптимизации ответных реакций без коренной перестройки деятельности всего организма.

 

Подобное совмещение понимания  сущности адаптации человека и определения  ее целей и механизмов вызывает ряд  закономерных вопросов. Первый относится  к тому, в чем же авторы видят  основной источник прогресса человека - в совершенствовании операциональных  характеристик его поведения  и деятельности? Второй касается понимания  роли гомеостаза, то есть можно ли состояние  внутреннего постоянства организма  отнести к единственному критерию адаптивности человека? При такой  постановке проблемы полностью выпадает внутренний, субъективный аспект развития приспособительной активности человека, совершенствования механизмов психической, личностной регуляции поведения  и деятельности.

 

Подобный естественнонаучный подход к явлению адаптации не мог не проявиться и в особенностях исследований, посвященных проблеме социальной адаптации человека.

 

Наиболее полное для своего времени определение понятия "социальная адаптация" было предложено в диссертационной  работе И.А. Милославовой, выполненной  в 1974 году: "Социальная адаптация - один из механизмов социализации, позволяющей  личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно  функционировать в условиях динамичного  социального окружения".

 

Каждый из видов социальной адаптации, в том числе - профессиональной, по мнению автора, включает две стороны: предметную и социально-психологическую, последняя подразумевает приспособленность  к социально-психологической атмосфере  нового коллектива. В качестве социально-психологических  механизмов различных форм адаптации, выделенных по критериям активности-пассивности: приспособления и приспосабливания - предлагалось рассматривать конформные реакции, подражание, заражение, внушение, убеждение. В работе подробно анализировались  уровни, средства, продукты социальной адаптации.

 

Анализируя принятую автором  позицию, можно отметить, что наибольшее сомнение вызывает положение о том, что основным средством адаптации  личности в социальной среде является стандартизация ситуаций. По-видимому, такой подход объяснялся не только существовавшей естественнонаучной точкой зрения на процесс адаптации, но и  тем, что исследование было проведено  более 25 лет назад на фоне достаточно стабильной социальной ситуации. В  современных условиях, отличающихся высокой динамичностью, стандартизация поведения не может обеспечить эффективность  социальной адаптации.

 

Несмотря на узость определения  механизмов адаптации, автор работы поднялась на такой уровень осмысления исследуемой проблемы, который значительно  опережал свое время. Она поставила  вопрос, касающийся методологии исследования процесса адаптации как системного социо-психо-биологического явления, связанного с проблемой управления духовным и физическим здоровьем человека.

 

Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения  личности с малой группой, чаще всего  – производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся  норм, отношений, занятие определенного  места в структуре отношений  между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются  в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как  опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной  из сторон, участвующих в адаптационном  взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек.

 

Другими словами, адаптация  рассматривается как процесс  изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. В свою очередь, группа реагирует на появление  новичка корректировкой своих норм, традиций, правил. В работах данного  направления больший акцент ставится на личность, именно ей отводится решающая роль в процессе адаптации. Вместе с  тем можно назвать работы по проблеме адаптации, объектом исследования которых  является группа как активный участник адаптивного взаимодействия, а не как среда, к которой приспосабливается  человек. В этом качестве ее характеризует  так называемая "адаптирующая способность  группы".

 

Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации  разрабатываются многими учеными  по целому ряду направлений: адаптация  личности в различных группах  и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и  др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных  психосоматических и невротических  заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.

 

Среди большого количества разрабатываемых  учеными проблем адаптационного процесса, пожалуй, наиболее интенсивно изучалась проблема социальной адаптации  рабочего на производстве. Недаром  начиная с 70-х годов в социальной психологии равнозначно применяются  два понятия "социальная адаптация" и "производственная адаптация". "На тождественность использования  данных терминов указывает тот факт, что как в той, так и в  другой исследователями выделяются две отдельные составляющие: профессиональная и социально-психологическая адаптация".

Информация о работе Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов