Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:25, реферат
В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
Введение
1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
1.2 Адаптация как психологический процесс
1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
проблемы динамики социально-
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
1.2 Адаптация как психологический процесс
1.3 Возможности психолого-
2. Практическое исследование
и анализ полученных
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования:
Бурные социально-
Однако большая часть современной молодежи неспособна приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Проблема дезадаптации молодежи особенно актуальна, когда речь идет о будущем специалисте. Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой работы.
В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
В своем исследовании мы рассматриваем
адаптацию в контексте
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
Анализ многочисленных работ по данной проблеме позволил сформулировать собственное понимание понятия адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, который разворачивается в виде активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.
В исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.
Прикладные аспекты проблемы
социально-психологической
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).
Цель и задачи исследования:
цель данного исследования состоит
в диагностике социально-
1. рассмотреть работы
зарубежных и отечественных
2. раскрыть сущность
процесса адаптации как
3. выявить особенности
социально-психологической
4. изучить возможность
психолого-педагогического
5. диагностировать
и определить степень
6. сделать анализ
результатов проведенного
Гипотеза исследования: в
проводимом исследовании я выдвигаю
гипотезу о том, что у студентов-психологов
степень социально-
Объектом исследования: социально-психологическая адаптация.
Предметом исследования: Динамика
социально-психологической
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
- беседа,
- опросник межличностных отношений (ОМО);
- и методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 60 студентов с первого по четвертый курс ЮРГИ, из них 30 студентов факультета "Практической психологии" и 30 студентов "Экономического" факультета.
Апробация работы: по окончанию
исследования и обработки полученных
результатов, с ними были ознакомлены
все участники данного
1. Теоретические основы
проблемы динамики социально-
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
Прежде, чем говорить о
психологических механизмах процесса
социальной адаптации, необходимо уточнить
содержание понятия "адаптация" в
контексте данной работы. В литературе,
посвященной этой проблеме, стало
уже общим местом упоминание о
том, что термин "адаптация" возник
в рамках физиологической науки
и относился к процессу приспособления
слухового или зрительного
В дальнейшем он распространился
на более широкий круг явлений, характеризующих
приспособление строения и функций
организма к условиям внешней
среды. Несколько десятилетий назад
этот термин был заимствован социологией
и психологией для описания явлений,
касающихся освоения человеком различных
сфер природной и социальной среды.
Перенос понятия, характеризующего
универсальное свойство живой материи
приспосабливаться к постоянно
меняющимся внешним условиям, в гуманитарную
область повлек за собой ряд теоретико-
Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует внешнюю среду, приспосабливая ее к своим потребностям. То, что значительную часть преобразований он осуществляет осознанно, отличает его от остальных представителей животного мира. По мнению В.П. Казначеева: "Адаптация в широком смысле - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека".
В отличие от животных, благодаря
своей социальной природе, человек
способен создать искусственную
среду - среду культуры и цивилизации,
в результате чего расширяется спектр
его приспособительной
Подобное совмещение понимания
сущности адаптации человека и определения
ее целей и механизмов вызывает ряд
закономерных вопросов. Первый относится
к тому, в чем же авторы видят
основной источник прогресса человека
- в совершенствовании
Подобный естественнонаучный подход к явлению адаптации не мог не проявиться и в особенностях исследований, посвященных проблеме социальной адаптации человека.
Наиболее полное для своего
времени определение понятия "социальная
адаптация" было предложено в диссертационной
работе И.А. Милославовой, выполненной
в 1974 году: "Социальная адаптация - один
из механизмов социализации, позволяющей
личности (группе) активно включаться
в различные структурные
Каждый из видов социальной
адаптации, в том числе - профессиональной,
по мнению автора, включает две стороны:
предметную и социально-психологическую,
последняя подразумевает
Анализируя принятую автором позицию, можно отметить, что наибольшее сомнение вызывает положение о том, что основным средством адаптации личности в социальной среде является стандартизация ситуаций. По-видимому, такой подход объяснялся не только существовавшей естественнонаучной точкой зрения на процесс адаптации, но и тем, что исследование было проведено более 25 лет назад на фоне достаточно стабильной социальной ситуации. В современных условиях, отличающихся высокой динамичностью, стандартизация поведения не может обеспечить эффективность социальной адаптации.
Несмотря на узость определения механизмов адаптации, автор работы поднялась на такой уровень осмысления исследуемой проблемы, который значительно опережал свое время. Она поставила вопрос, касающийся методологии исследования процесса адаптации как системного социо-психо-биологического явления, связанного с проблемой управления духовным и физическим здоровьем человека.
Адаптация в узком, социально-психологическом,
значении рассматривается как
Другими словами, адаптация
рассматривается как процесс
изменения взаимодействующих
Прикладные аспекты проблемы
социально-психологической
Среди большого количества разрабатываемых
учеными проблем адаптационного
процесса, пожалуй, наиболее интенсивно
изучалась проблема социальной адаптации
рабочего на производстве. Недаром
начиная с 70-х годов в социальной
психологии равнозначно применяются
два понятия "социальная адаптация"
и "производственная адаптация".
"На тождественность использования
данных терминов указывает тот факт,
что как в той, так и в
другой исследователями выделяются
две отдельные составляющие: профессиональная
и социально-психологическая
Информация о работе Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов