Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации

1.2 Адаптация как психологический процесс

1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации

2. Практическое исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

2.2 Исследование

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 29.62 Кб (Скачать файл)

 

§ производственные (содержание условий труда, организация труда, комплекс бытовых условий, заработная плата, возможности роста, степень  зрелости производственного микроклимата);

 

§ факторы, лежащие за пределами  производства (система профориентации и профотбора, система подготовки и распределения кадров, состояние  с трудовыми ресурсами, уровень  развития социально-бытовой инфраструктуры региона).

 

По сути, Т.Н.Вершинина  говорит о тех же внутренних и  внешних факторах адаптации. Разница  лишь в том, что у нее внутренние факторы – это личностные, а  внешние – это производственные и непроизводственные факторы.

 

Другой менее распространенной классификацией факторов адаптации  является их деление на ведущие и  временные, где первые действуют  на протяжении всего процесса адаптации, а вторые оказывают частичное  влияние на него. Такое строгое  и безусловное разграничение  действия факторов во времени, на наш  взгляд, не соответствует действительности, так как нет постоянных и временных  факторов, а есть просто факторы, которые  приобретают определенную значимость в связи с актуализацией потребностей. Иначе говоря, факторы важны не сами по себе, а только в момент актуализации соответствующей потребности.

 

Четвертый подход связан с  выделением факторов-комплексов. Так, П.С.Кузнецов выделяет семь таких комплексных  факторов, влияющих на успешность адаптации: экономический (материальный), самосохранения, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный и самореализации. Каждый комплексный фактор включает в себя ряд частных факторов.

 

§ Экономический (материальный) – объединяет факторы, связанные  с получением средств к существованию (заработная плата, приработок, нетрудовые доходы, выплаты, материальные стимулы, доступ к дефициту).

 

§ Самосохранение – включает факторы, которые связаны с реализацией  безопасности существования: физической и экономической (угроза жизни и  здоровью, возможность потери источника  существования, привлечение к уголовной  ответственности).

 

§ Воспроизводственный –  содержит факторы, отражающие реализацию сексуальных потребностей человека, включая сексуальные отношения, создание семьи, продолжение рода (сексуальный  партнер, брачный партнер, дети).

 

§ Коммуникативный – включает факторы, которые связаны с реализацией  потребностей человека в общении (глубина  общения, круг общения, положение в  группе).

 

§ Когнитивный – содержит факторы, отражающие реализацию когнитивных  потребностей (образование, квалификация, интеллект, кругозор).

 

§ Самореализация – это  самый сложный комплексный фактор, который может включать в себя любой из перечисленных выше факторов при условии, что реализация тех  потребностей, которую они отражают, приобретает для человека ценность. Комплексный фактор самореализации определяется через понятия "творение", "достижение", "мастерство", "власть", "авторитет", "престиж".

 

Итак, выделенные комплексные  факторы соответствуют основным потребностям человека. Первые четыре фактора характеризуют насыщаемые потребности, то есть те, которые по мере удовлетворения утрачивают свою актуальность – это низшие потребности. Три других фактора характеризуют высшие потребности, то есть ненасыщаемые. Их удовлетворение вызывает ощущение радости, сопутствующее всему промежутку времени, в течение которого данная потребность удовлетворялась.

 

Предложенная П.С.Кузнецовым классификация факторов, на наш взгляд, наиболее полно описывает систему  факторов, оказывающих комплексное  влияние на успешность адаптации, и  имеет ряд преимуществ по сравнению  с другими подходами. Главное  преимущество данной классификации  заключается в том, что она  представляет собой попытку реализации системно-комплексного подхода к  изучению такого сложного и неоднозначного явления, как социально-психологическая  адаптация. Достоинством ее является также  то, что выделенные факторы выступают  не сами по себе, а в контексте  потребностей человека. Для нас данная классификация обладает привлекательностью еще и потому, что она очень  тесно переплетается с теорией  мотивации А.Маслоу, подчеркивая  при этом важность, сложность и  комплексность такого фактора адаптации, как самореализация.


Информация о работе Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов