Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:25, реферат
В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
Введение
1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
1.2 Адаптация как психологический процесс
1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Ряд плодотворных изысканий
в направлении изучения социально-психологической
адаптации личности в различных
сферах производственного коллектива
было осуществлено научным коллективом
Лаборатории социальной и экономической
психологии Института психологии РАН
(В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова,
Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков,
С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).
Так, Е.В.Таранов в своем
О.И.Зотова и И.К.Кряжева, логически
продолжая разработку данной проблемы,
отмечают, что социально-психологическая
адаптация осуществляется на разных
уровнях общества, трудового коллектива,
непосредственного социального
окружения, личностной адаптированности.
По их мнению, важным фактором, влияющим
на адаптационный процесс, являются
условия жизни и деятельности.
Оценка и восприятие этих условий
опосредованы отношением к содержанию
труда и целям деятельности. Однако
в зависимости от индивидуальных
способностей и особенностей мотивационной
сферы личности, условия деятельности
способны оказывать ощутимое влияние
на характер, скорость и результат
адаптации. В коллективе адаптация
выступает как необходимое
Для решения наших задач особенно важны выводы этих ученых о том, что "адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности". Социально-психологическая адаптация личности в данном случае определяется "степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий (в том числе психологических) для свободного проявления сущностных сил".
В качестве разновидности социальной адаптации выделяется также социокультурная (или межкультурная) адаптация. Под межкультурной адаптацией, в широком смысле, понимается процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы.
В основании социокультурной
адаптации лежат
На личностном уровне выбор наиболее успешного варианта адаптации – интеграции – будет определяться наличием и стремлением к реализации потребностей высшего уровня – потребностей в самоуважении и самоактуализации, так как именно этот тип стратегии создает наиболее успешные условия для их удовлетворения. Наряду с пониманием социально-психологической адаптации как процесса включения личности (группы) во взаимодействие со средой, адаптация одновременно понимается и как результат, итог этого процесса.
Для того чтобы подчеркнуть
результат адаптации, нередко употребляется
такое понятие, как "адаптированность"
личности или группы. Адаптированность
можно определить как такое состояние
субъекта, которое позволяет ему
чувствовать себя свободно и раскованно
в социально-культурной среде, включаться
в основную деятельность, чувствовать
изменения в привычном
Изучая состояние
Так, В.Н.Безносиков к объективным критериям, определяющим адаптированность молодого рабочего на производстве, относит показатели производственной деятельности субъекта адаптации, такие как норма выработки, процент брака, а также квалификационный разряд, стаж работы, официальный статус, образование и т.д. Субъективные критерии в свою очередь подразделяются этим автором на две категории:
1. собственно-субъективные, т.е., самооценка субъекта адаптации;
2. и субъективно-объективные,
когда адаптант является
К первой категории относятся
такие показатели, как: удовлетворенность,
отношения, ценностные ориентации, направленность,
социальные установки и т.д. Ко второй
категории автор относит
Л.Л.Шпак к субъективным признакам
социокультурной
Выявленные субъективные
критерии адаптированности личности отражают
изменения на всех уровнях личностной
сферы – когнитивном (информированность
о новой среде), эмоциональном (удовлетворенность
различными сторонами жизни), ценностном
(изменении в системе
Огромное количество критериев
отражает объективную сложность
и неоднозначность явления
В частности, И.К.Кряжева подчеркивает
"в феномене социально-психологической
адаптированности психологическую
включенность личности в производственную
деятельность, а также оптимальное
эмоциональное самочувствие личности"
и считает, что ведущими социально-психологическими
показателями адаптированности личности
на производстве являются ее "диспозиционные
характеристики, ценностно-ориентационная
направленность, а также социально-
Рассматривая понятие "показатели
социально-психологической
В научной литературе можно условно выделить четыре подхода к анализу факторов адаптации:
1. анализ одного конкретного фактора;
2. анализ нескольких факторов (без последующего объединения их в группы);
3. анализ групп факторов;
4. системный подход к анализу факторов.
Представители первого подхода акцентируют свое внимание на выделении какого-то отдельного фактора, влияющего на процесс адаптации, например, внушаемости (Дохолян, 1983) или образования (Кирильцева, 1980). Анализ аналогичных исследований (Марковкина, 1997) показал, что выделение конкретного фактора не дает (и не может дать) полной картины условий, оказывающих влияние на адаптационный процесс.
Однако и простое перечисление
множества факторов, например, таких
как энергетический потенциал, характер
и интенсивность мотивации
Учитывая невозможность выделения универсального фактора или перечня факторов, ряд исследователей делает попытку объединения всех имеющихся факторов в группы. В настоящее время существует несколько классификаций:
¾ внешние и внутренние;
¾ субъективные и объективные;
¾ ведущие и временные;
¾ индивидуальные и групповые;
¾ глобальные (социально-экономическое и политическое устройство общества) и региональные (природно-климатические, степень развития социально-бытовой инфраструктуры, степень напряженности баланса трудовых ресурсов);
¾ личностные, производственные и факторы, лежащие за пределами производства (Вершинина, 1986; Георгиева, 1985; Сухарев, Брюн, 1998; Ходаков, 1976; Чимбеленге, 1996 и др.).
Наиболее распространенной классификацией из вышеназванных является дихотомическое деление факторов на внешние и внутренние, где под внешними факторами понимают условия социальной среды, а под внутренними – индивидуальные возможности человека.
Так, например, И.А.Георгиева, основываясь на эмпирическом изучении адаптации личности в коллективе, предлагает следующие наборы внутренних и внешних факторов:
§ к внутренним факторам относятся
социально-демографические
§ в качестве внешних факторов
выступает комплекс параметров, связанный
с видом деятельности группы, –
это специфические
Содержательный анализ выделенных
факторов показал, что традиционный
подход к адаптации предопределил
их значимость в адаптационном процессе.
Изучались преимущественно
Близкую классификации факторов И.А.Георгиевой дает И.Н.Вершинина, она выделяет следующие группы факторов:
§ личностные (демографические
характеристики, стаж, продолжительность
проживания в городе, жизненный опыт,
психологические
Информация о работе Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов