Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации

1.2 Адаптация как психологический процесс

1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации

2. Практическое исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

2.2 Исследование

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 29.62 Кб (Скачать файл)

 

Ряд плодотворных изысканий  в направлении изучения социально-психологической  адаптации личности в различных  сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом  Лаборатории социальной и экономической  психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.). Так, Е.В.Таранов в своем диссертационном  исследовании, посвященном изучению социально-психологических проблем  адаптации молодого рабочего, операциональное  определяет социально-психологическую  адаптацию как "многомерный процесс  формирования у личности устойчивого  позитивного отношения к задачам  и традициям предприятия по мере проявления активности и усиленного включения в производственную деятельность, систему межличностных отношений, социокультурную и социально-политическую жизнь предприятия, нахождение там  условий для самореализации".

 

О.И.Зотова и И.К.Кряжева, логически  продолжая разработку данной проблемы, отмечают, что социально-психологическая  адаптация осуществляется на разных уровнях общества, трудового коллектива, непосредственного социального  окружения, личностной адаптированности. По их мнению, важным фактором, влияющим на адаптационный процесс, являются условия жизни и деятельности. Оценка и восприятие этих условий  опосредованы отношением к содержанию труда и целям деятельности. Однако в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей мотивационной  сферы личности, условия деятельности способны оказывать ощутимое влияние  на характер, скорость и результат  адаптации. В коллективе адаптация  выступает как необходимое условие  продуктивной социальной активности, а социальная активность, в свою очередь, не может существовать без  адаптации личности в данной социальной среде. Умение быстро находить свое место  в совместной деятельности, в новом  коллективе, проявление своих способностей и интересов является основным условием для адаптации человека в новой  по отношению к нему социальной среде. Причем, чем выше это умение, тем  выше скорость адаптации.

 

Для решения наших задач  особенно важны выводы этих ученых о том, что "адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности". Социально-психологическая  адаптация личности в данном случае определяется "степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий (в том числе психологических) для свободного проявления сущностных сил".

 

В качестве разновидности  социальной адаптации выделяется также  социокультурная (или межкультурная) адаптация. Под межкультурной адаптацией, в широком смысле, понимается процесс, благодаря которому человек достигает  соответствия (совместимости) с новой  культурной средой, а также результат  этого процесса. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в  чувстве удовлетворенности и  полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии  индивида в социальной и культурной жизни новой группы.

 

В основании социокультурной  адаптации лежат социокультурные  различия, то есть различия в распределении  и доступности духовных благ и  услуг, в уровне их потребления, в  характере и содержании культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии. По мнению Л.Л.Шпак, социокультурная  адаптация – "это форма взаимоприспособление субъектов и социокультурной  среды на основе обмена духовно-практическими  возможностями и результатами деятельности в конкретных адаптивных ситуациях". Социокультурная адаптация, как  считает этот автор, отличается от других видов адаптации аксиологическим  назначением, ценностно ориентационным содержанием, соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности. Так, если в социально-профессиональной и социально-бытовой разновидностях адаптации больше проявляются предметно-практические действия, то в социально-политической, социально-психологической и социокультурной  разновидностях адаптации преобладают  духовно-практические усилия адаптантов, реализующие адаптивный потенциал  человека и имеющие ценностно  ориентационное значение. Внутренним источником социокультурной адаптации  является несоответствие освоенных, привычных  форм и способов культурной деятельности новым потребностям и возможностям адаптантов в условиях изменившейся социокультурной среды.

 

На личностном уровне выбор  наиболее успешного варианта адаптации  – интеграции – будет определяться наличием и стремлением к реализации потребностей высшего уровня – потребностей в самоуважении и самоактуализации, так как именно этот тип стратегии  создает наиболее успешные условия  для их удовлетворения. Наряду с  пониманием социально-психологической  адаптации как процесса включения  личности (группы) во взаимодействие со средой, адаптация одновременно понимается и как результат, итог этого процесса.

 

Для того чтобы подчеркнуть  результат адаптации, нередко употребляется  такое понятие, как "адаптированность" личности или группы. Адаптированность можно определить как такое состояние  субъекта, которое позволяет ему  чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать  изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный  мир путем более совершенных  форм и способов социокультурного взаимодействия.

 

Изучая состояние адаптированности как результата адаптации, перед  исследователями неизбежно встает вопрос о критериях определения  адаптированности или показателях  адаптации. Знакомство с литературными  источниками позволяет сделать  вывод о существовании большого количества разнообразных показателей, предлагаемых в качестве таких критериев, которые большинством исследователей объединяются в две большие группы: объективные и субъективные (или  внешние и внутренние) (Безносиков, 1986, Жмыриков, 1989; Георгиева, 1985; Cohen, 1968).

 

Так, В.Н.Безносиков к объективным  критериям, определяющим адаптированность молодого рабочего на производстве, относит  показатели производственной деятельности субъекта адаптации, такие как норма выработки, процент брака, а также квалификационный разряд, стаж работы, официальный статус, образование и т.д. Субъективные критерии в свою очередь подразделяются этим автором на две категории:

 

1.   собственно-субъективные, т.е., самооценка субъекта адаптации;

 

2.   и субъективно-объективные,  когда адаптант является объектом  оценки его состояний относительно  субъективным (экспертным) методом.

 

К первой категории относятся  такие показатели, как: удовлетворенность, отношения, ценностные ориентации, направленность, социальные установки и т.д. Ко второй категории автор относит широкий  набор критериев, основанных на обобщении  оценок социального поведения адаптанта, например: соблюдение трудовой дисциплины, общественная активность, стремление к повышению профессиональной квалификации и т.д.

 

Л.Л.Шпак к субъективным признакам  социокультурной адаптированности относит удовлетворенность адаптантом своим положением в социально-культурной среде; сознательное поддержание норм и традиций данной социально-культурной среды; стремление и готовность обогатить  содержание, формы и способы социокультурного взаимодействия с данной средой. К  основным объективным признакам  адаптированности, по мнению автора, относятся  рост творческой активности в социально-культурных процессах данной среды и всего  общества; обогащение содержания и  характера культурной деятельности в условиях данной социально-культурной среды, динамическое (энергичное, интенсивное  по глубине, быстрое по темпам, внутренне  подвижное освоение достижений культурного  прогресса (научно-технических новшеств, нововведений в труде, политической и духовной сферах жизни; стабильность субъекта адаптации в данной социокультурной  среде.

 

Выявленные субъективные критерии адаптированности личности отражают изменения на всех уровнях личностной сферы – когнитивном (информированность  о новой среде), эмоциональном (удовлетворенность  различными сторонами жизни), ценностном (изменении в системе отношений), поведенческом (достижения в области  деятельности и общении, социальной активности и т.д.).

 

Огромное количество критериев  отражает объективную сложность  и неоднозначность явления адаптации, затрагивающую целостную личность во всем богатстве ее связей с социальным окружением. Это является причиной методических затруднений в прикладных исследованиях на этапе определения  показателей адаптированности. Одним  из способов преодоления указанных  трудностей является выделение ведущих  показателей адаптированности по сравнению  с другими.

 

В частности, И.К.Кряжева подчеркивает "в феномене социально-психологической  адаптированности психологическую  включенность личности в производственную деятельность, а также оптимальное  эмоциональное самочувствие личности" и считает, что ведущими социально-психологическими показателями адаптированности личности на производстве являются ее "диспозиционные характеристики, ценностно-ориентационная направленность, а также социально-психологический  климат производственного коллектива".

 

Рассматривая понятие "показатели социально-психологической адаптации (или адаптированности)", нельзя обойтись без понятия "факторы адаптации". Вопрос о факторах адаптации относиться к проблеме детерминации адаптационного процесса. Под факторами понимают условия, влияющие на значение показателей  адаптации.

 

В научной литературе можно  условно выделить четыре подхода  к анализу факторов адаптации:

 

1.   анализ одного  конкретного фактора;

 

2.   анализ нескольких  факторов (без последующего объединения  их в группы);

 

3.   анализ групп факторов;

 

4.   системный подход  к анализу факторов.

 

Представители первого подхода  акцентируют свое внимание на выделении  какого-то отдельного фактора, влияющего  на процесс адаптации, например, внушаемости (Дохолян, 1983) или образования (Кирильцева, 1980). Анализ аналогичных исследований (Марковкина, 1997) показал, что выделение  конкретного фактора не дает (и  не может дать) полной картины условий, оказывающих влияние на адаптационный  процесс.

 

Однако и простое перечисление множества факторов, например, таких  как энергетический потенциал, характер и интенсивность мотивации достижения, механизмы интеграции поведения, достижение социально значимых целей, наличие  поддержки в микросоциальном  окружении и др. (Березин, 1988), не позволяет  вскрыть природу интересующего  явления. Поэтому, как правило, после  некоторого перечня факторов следует  указание на то, что это приблизительный  набор, который впоследствии может  быть дополнен. К тому же представители  второго направления не анализируют  взаимосвязи между выделенными  факторами. А подобная информация могла бы дать дополнительные сведения о проблеме детерминации процесса адаптации.

 

Учитывая невозможность  выделения универсального фактора  или перечня факторов, ряд исследователей делает попытку объединения всех имеющихся факторов в группы. В  настоящее время существует несколько  классификаций:

 

¾   внешние и внутренние;

 

¾   субъективные и объективные;

 

¾   ведущие и временные;

 

¾   индивидуальные и  групповые;

 

¾   глобальные (социально-экономическое  и политическое устройство общества) и региональные (природно-климатические, степень развития социально-бытовой  инфраструктуры, степень напряженности  баланса трудовых ресурсов);

 

¾   личностные, производственные и факторы, лежащие за пределами  производства (Вершинина, 1986; Георгиева, 1985; Сухарев, Брюн, 1998; Ходаков, 1976; Чимбеленге, 1996 и др.).

 

Наиболее распространенной классификацией из вышеназванных является дихотомическое деление факторов на внешние и внутренние, где под  внешними факторами понимают условия  социальной среды, а под внутренними  – индивидуальные возможности человека.

 

Так, например, И.А.Георгиева, основываясь на эмпирическом изучении адаптации личности в коллективе, предлагает следующие наборы внутренних и внешних факторов:

 

§ к внутренним факторам относятся  социально-демографические характеристики участников исследования (пол, возраст, семейное положение, наличие детей  и пр.), ценностные ориентации личности, ряд психологических свойств  личности;

 

§ в качестве внешних факторов выступает комплекс параметров, связанный  с видом деятельности группы, –  это специфические характеристики деятельности и связанные с ними особенности социальной организации  коллектива.

 

Содержательный анализ выделенных факторов показал, что традиционный подход к адаптации предопределил  их значимость в адаптационном процессе. Изучались преимущественно внешние  факторы. Такой подход обусловлен был  традиционным пониманием адаптации  как акта приспособления к воздействиям извне, как результата действия сторонних  сил, а не собственных потенций человека. Тем не менее, ученые не могли проигнорировать  важность внутренних факторов, поскольку  одни и те же внешние воздействия  по-разному преломляются через внутренний мир личности. Анализ группы внутренних факторов, как правило, велся с  точки зрения выделенных особенностей, присущих конкретному субъекту, и  попыток типологизации индивидуальных различий.

 

Близкую классификации факторов И.А.Георгиевой дает И.Н.Вершинина, она  выделяет следующие группы факторов:

 

§ личностные (демографические  характеристики, стаж, продолжительность  проживания в городе, жизненный опыт, психологические характеристики, социально-профессиональная направленность;

Информация о работе Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов