Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:31, доклад
Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
ПСИХИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Структура психики
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо-вую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (по-мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па-мять.
Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа-ции, соответствующие тренировки памяти./3, с.94/
Мышление - психический позна-вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож-ных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб-щения.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существен-ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме -- уст-ной или письменной, вслух или про себя. Суждение -- это отражение связей между предметами и яв-лениями действительности или между их свойствами и призна-ками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение -- вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.
Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на состав-ные части.
Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен-ных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв-лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явле-ний по какому-то общему признаку. Конкретизация -- это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част-ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен-ным признакам. Систематизация -- это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности чело-века в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.
Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен-но в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представле-ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно-ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не-которые другие.
Речь -- это психический
процесс использования языка
с це-лью обмена информацией, общения
и решения других задач. Речь человека
развивается и проявляется в
единстве с мышлением. Со-держание и
форма речи человека зависят от его
профессии, опы-та, темперамента, характера,
способностей, интересов, состоя-ний
и т. д. С помощью речи люди общаются
между собой, передают знания, оказывают
влияние друг на друга, воздействуют
на себя. Речь в профессиональной деятельности
является носителем информации и
средством взаимовоздействия. В
речевой деятель-ности
Воображение -- это психический
процесс создания новых обра-
С физиологической точки
зрения воображение -- это процесс
образования новых систем временных
связей в результате слож-ной аналитико-
Воображение бывает активным и пассивным. В психологии раз-личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор-ческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз-дает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение -- это процесс создания новых обра-зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи-тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но-вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред-принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображе-ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.
3.Психические состояния.
Их воздействие на
Психические состояния человека характеризуются целостностью, по-движностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психи-ческими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеоб-разием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и си-туативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.
Рассмотрим как влияют на профессиональную деятельность положительные и отрицательные психические состояния человека.
Большое значение для эффективности
трудовой деятельности имеет психическое
состояние профессиональной заинтересованности.
Специа-лист имеющий сильный
Разнообразие и творческий
характер профессиональной деятельности
делают возможным возникновение
у работника психических
воображения; возникновении
целого ряда комбинаций оригинальных
впечатлений; проявлении обилия мыслей
и легкости нахождения суще-ственного;
полной сосредоточенности и росте
физической энергии, кото-рые приводят
к очень большой
Во многих профессиях важную
роль играет решительность как психичес-
Наряду с положительными
состояниями у человека в
Отметим состояние
«деловой» напряженности, то
То есть даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций.
Но воздействие экстремальных
условий деятельности может привести
к возникновению у человека специфического
состояния
Степень стрессовости реакций человека зависит не только от ситуации и длительности внешнего эмоционального воздействия, но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от про-шлого опыта, тренированности.
Состояние стресса у человека
нередко может сопровождаться таким
сложным психическим состоянием
как «беспокойство», «тревога», «тре-вожность».
Тревожность -- это психологическое
состояние, которое вы-зывается возможными
или вероятными неприятностями, неожиданно-стью,
изменениями в привычной
Трудности и возможные
неудачи в жизнедеятельности
при определен-ных условиях могут
привести к возникновению у человека
не только психических состояний
стресса и тревожности, но и состояния
фруст-рации. Применительно к человеку
фрустрацию в самом общем виде
мож-но определить как сложное эмоционально-
Фрустрация проявляется
тогда, когда лично значимый мотив
ос-тается неудовлетворенным или
его удовлетворение тормозится, а
воз-никшее при этом чувство неудовлетворенности
достигает степени вы-