Доклады по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:31, доклад

Описание работы

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание работы

СТРУКТУРА ПСИХИКИ
ПСИХИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Структура психики

Файлы: 12 файлов

~$ассификация психических состояний и управление настроением учащихся.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$едение 1.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ихологические состояния.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ной из причин нарушения психического расстройства являютс.doc

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$нтрольная работа.docx псих сост.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$План.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$РУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

Неуверенность.docx

— 11.86 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Психические состояния младшего школьника (тревога, тревожность).docx

— 50.60 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Психологические состояния.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

 

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо-вую, двигательную. В зависимости  от установки на длительность сохранения (по-мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па-мять.

 

Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения  информа-ции, соответствующие тренировки памяти./3, с.94/

 

Мышление - психический позна-вательный  процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком  действительности в ее существенных и слож-ных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря  мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно  воспринято с помощью наших органов  чувств, но и то, что скрыто от прямого  восприятия и может быть познано  лишь в результате анализа, сравнения, обоб-щения.

 

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существен-ные и отличительные (специфические) признаки предметов  и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной  форме -- уст-ной или письменной, вслух  или про себя. Суждение -- это отражение  связей между предметами и яв-лениями  действительности или между их свойствами и призна-ками. Суждения бывают истинными  или ложными. Умозаключение -- вывод  о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев  к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.

 

Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на состав-ные части.

 

Синтез - восстановление расчлененного  в целое на основе вскрытых анализом существен-ных связей. Операция сравнения  заключается в сопоставлении  вещей, яв-лений, их свойств и выявлении  общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается  от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению  многих предметов явле-ний по какому-то общему признаку. Конкретизация -- это  движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение  отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част-ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен-ным признакам. Систематизация -- это мысленное  расположение множества объектов в  определенном порядке. В зависимости  от характера познавательной деятельности чело-века в психологии различают  мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

 

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен-но в  процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представле-ний, которые человек  воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно-ве понятий, категорий, которые  имеют словесное оформление и  образно не представляются.

 

Мышление каждого человека характеризуется определенными  качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность  и не-которые другие.

 

Речь -- это психический  процесс использования языка  с це-лью обмена информацией, общения  и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в  единстве с мышлением. Со-держание и  форма речи человека зависят от его  профессии, опы-та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя-ний  и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают  влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и  средством взаимовоздействия. В  речевой деятель-ности специалиста  можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую  и монологическую, обыденную и  профессиональную, подготовленную и  неподго-товленную.

 

 Воображение -- это психический  процесс создания новых обра-зов,  представлений и мыслей на  основе имеющегося опыта, путем  перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со  всеми другими познавательными  процессами и занимает особое  место в познавательной деятельности  человека. Благодаря этому процессу  человек может предвосхищать  ход событий, предвидеть результаты  и последствия своих действий  и поступков. Оно позволяет  создавать программы поведения  в ситуациях, характеризуются  неопределенностью./2, с.169/

 

С физиологической точки  зрения воображение -- это процесс  образования новых систем временных  связей в результате слож-ной аналитико-синтетической  деятельности мозга.

 

Воображение бывает активным и пассивным. В психологии раз-личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор-ческое. Например, опытный юрист на основе отдельных  фактов, следов происшествия как бы воссоз-дает достаточно полно картину  ситуации. Творческое воображение -- это  процесс создания новых обра-зов, т.е. образов таких объектов, которых  вообще нет в действи-тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но-вых форм обучения и  воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может  быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в  мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред-принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображе-ния в  ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.

 

3.Психические состояния.  Их воздействие на деятельность  людей

 

 

Психические состояния человека характеризуются целостностью, по-движностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психи-ческими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеоб-разием и типичностью, крайним  многообразием, полярностью. Они могут  быть личностные и си-туативные, глубокие и поверхностные, кратковременные  и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать  какой-то тип процессов, придающий  им особую окраску. На этом основании  их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его  психического состояния.

 

Рассмотрим как влияют на профессиональную деятельность положительные  и отрицательные психические  состояния человека.

 

Большое значение для эффективности  трудовой деятельности имеет психическое  состояние профессиональной заинтересованности. Специа-лист имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет си-туации, которые  позволили бы ему пережить состояние  профессиональ-ной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей./1,с.172/ Для состояния профессиональной заинтересованности харак-терны: осознание  значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и  активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и  при этом указанные объекты начинают занимать господствую-щее положение  в сознании специалиста. Наконец, состояние  профес-сиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев  сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

 

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение  у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре  к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого  вдохновения представляет собой  сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно  выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; возрастании 

 

воображения; возникновении  целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения суще-ственного; полной сосредоточенности и росте  физической энергии, кото-рые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состо-янию радости творчества и нечувствительности к усталости.. Вдохновение профессионала --это всегда единство его таланта, зна-ний и кропотливого каждодневного труда.

 

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психичес-кое  состояние готовности быстро принять  решение и привести его в испол-нение. Однако решительность -- это ни в  коем случае не спешка, торопли-вость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми усло-виями решительности  являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и  профессиональный опыт, знания, пла-номерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешитель-ность, то есть психическое  состояние, характеризуемое недостатком  пси-хологической готовности принять  решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными по-следствиями  и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессио-нальным, ошибкам.

 

 Наряду с положительными  состояниями у человека в процессе  его жизнедеятельности могут  воз-никать и отрицательные (астенические) психические состояния. На-пример, нерешительность как психическое  состояние может возникнуть не  только при отсутствии у человека  самостоятельности, уверен-ности  в себе, но и ввиду новизны,  неясности, запутанности той или  иной жизненной ситуации в  экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к  возникновению состояния психической  на-пряженности.

 

 Отметим состояние  «деловой» напряженности, то есть  напряженности, которая возникает  как результат сложности выполняемой  деятельности или работы в  экстремальных условиях. Здесь эмоциональное  напряжение является необходимым  условием продуктивной интеллектуальной  деятельности, т. к. сознательной  оценке всегда предшествует эмоциональная,  выполняющая функцию предварительного  отбора гипотез. Выступая против  ошибочных вербальных оценок, эмоции  могут выполнять положительную  функцию «коррекции» поисковой  деятельности, приводящей к объективно  верным результатам.

 

То есть даже отрицательные  эмоции могут выполнять положительную  роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и  «ситуативных» эмоций.

 

Но воздействие экстремальных  условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической  напряженности, называемого стрессом. Это такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени  ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работо-способность человека и его надежность в работе. По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправ-ленных и  адекватных реакций. В этом заключается  основное отличие стресса от напряженной  и трудной задачи, на которую (вне  зависимо-сти от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно. В состоянии стресса возникают  затруднения в осуществлении  функций, связанных с направленностью  мышления на решение опре-деленных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирова-ние», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится дез-организованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее уси-ление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездея-тельности. Причиной стресса выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.).

 

Степень стрессовости реакций  человека зависит не только от ситуации и длительности внешнего эмоционального воздействия, но и от силы нервной  системы, от многих качеств его личности, от про-шлого опыта, тренированности.

 

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким  сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тре-вожность». Тревожность -- это психологическое  состояние, которое вы-зывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданно-стью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических  пережи-ваниях и реакциях. Но состояние  тревожности не всегда препятствует успешной деятельности. Здесь все  зависит, с одной стороны, от конкретного  содержания, глубины и длительности состояния тре-вожности, а с другой -- от адекватности этого состояния  вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревожность  будет положительным психическим  состоянием, если она вы-зывается у  человека из-за того, что он близко к  сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. «Мягкие» формы  тревожности служат человеку в качестве сиг-нала к устранению имеющихся  в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности  в собственных силах. Если же тревожность  возникает по ничтожным причинам, не-адекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, сви-детельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вяз-кой», плохо изживается, то такое  состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и  общения.

 

Трудности и возможные  неудачи в жизнедеятельности  при определен-ных условиях могут  привести к возникновению у человека не только психических состояний  стресса и тревожности, но и состояния  фруст-рации. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде мож-но определить как сложное эмоционально-мотивационное  состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения  и возникающее в результате продолжительного блокирования целе-направленного поведения  объективно непреодолимыми или субъек-тивно  так представляемыми трудностями.

 

Фрустрация проявляется  тогда, когда лично значимый мотив  ос-тается неудовлетворенным или  его удовлетворение тормозится, а  воз-никшее при этом чувство неудовлетворенности  достигает степени вы-раженности, превышающей «порог терпимости»  конкретного человека, и проявляет  тенденцию к стабилизации. Типичными  реакциями на воздействие фрустраторов, т. е. ситуаций, вызывающих фрустрацию, являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 30.06 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Доклады по психологии