Доклады по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:31, доклад

Описание работы

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание работы

СТРУКТУРА ПСИХИКИ
ПСИХИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Структура психики

Файлы: 12 файлов

~$ассификация психических состояний и управление настроением учащихся.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$едение 1.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ихологические состояния.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ной из причин нарушения психического расстройства являютс.doc

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$нтрольная работа.docx псих сост.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$План.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$РУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

Неуверенность.docx

— 11.86 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Психические состояния младшего школьника (тревога, тревожность).docx

— 50.60 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Психологические состояния.docx

— 36.53 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СТРУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

 

Эмоционально-чувственные  процессы

 

Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального  мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

 

Эмоции -- субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

 

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний  организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые  проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного  переживания значимость явлений  и ситуаций и служат одним из главных  механизмов внутренней регуляции психической  деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

 

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события  его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек  переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное  беспокойство, а то и горе.

 

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную  основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы -- чувства.

 

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений  человека к чему-либо и как результат  систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство  или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную  позицию. Чувства -- результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

 

Чувства в психологии -- это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте -- конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

 

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной  жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и  обогащает наши контакты с внешним  миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует  учитывать влияние этого фактора  на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

 

Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:

 

· нравственные;

 

· интеллектуальные;

 

· эстетические.

 

1. В нравственных чувствах  отражается общественная мораль  и этика (греч. "обычай"). Они могут выступать в качестве мотивов и регуляторов поведения. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует природу морали.

 

Сильным регулятором нравственного  поведения является совесть, то есть эмоционально-оценочное отношение  индивида к собственным поступкам. Всякое отклонение от норм вызывает переживание, самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным убеждениям вызывает состояние удовлетворенной совести.

 

К нравственным категориям относят  также чувство долга, ответственности, отношение к труду, качество труда  и т.д.

 

2. В поведении человека  большое значение имеют интеллектуальные  чувства. Под ними понимают  эмоциональное отношение к познанию. Эти чувства проявляются в  разнообразных эмоциях: удивлении  и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и  т.п.

 

Трудовой процесс всегда включает элементы познания, поиска новых  решений и протекает на определенном эмоциональном фоне. Для человека свойственно стремление к достижению важных для него целей. При этом у  одних замыслы надежно воплощаются  в желаемые результаты, у других это происходит не в полной мере, у третьих ничего не получается.

 

Все это не только логически  осмысливается людьми, но и воспринимается ими как определенные переживания, которые и придают мышлению человеческую окраску. В зависимости от жизненных  ситуаций возникают многообразные  человеческие эмоции: положительные  и отрицательные, глубокие и поверхностные.

 

3. Современное производство  требует учитывать и эстетические  чувства людей. В психических  процессах возникают и проявляются  отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

 

Эмоционально-чувственные  процессы оказывают огромное влияние  на человека как личность и на его  социальную роль в обществе. "Первоначальная причина всякого поступка, - писал  И.М. Сеченов, - лежит всегда во внешнем  чувственном возбуждении, потому что  без него никакая мысль невозможна".

 

Волевые процессы

 

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование  деятельности человек реализует  с помощью воли.

 

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно  поставленной цели, и сознательно  регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

 

Воля -- это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием -- с другой.

 

Воля -- это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

 

Воля -- это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

 

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для  того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние  психического напряжения, при котором  мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания  цели и проявления стремления к ее достижению.

 

Воля человека проявляется  в действиях, для осуществления  которых человек сознательно  регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек  приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

 

Воля правит человеком. В  зависимости от того, какой степени  волевые усилия затрачивает человек  при достижении цели, говорят о  силе и стойкости воли.

 

Волевое действие всегда совершается  на базе определенной цели и мотива.

 

Оно включает в себя три  основных момента:

 

· выбор цели;

 

· составление плана, то есть определение задач, средств и  организация достижения цели;

 

· выполнение самого действия.

 

Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности  человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции  действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые  препятствия.

 

К основным волевым качествам  относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие. Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

 

· одни ждут указаний, что  и как делать;

 

· другие сами выступают с  инициативой и выбирают методы действия.

 

Автономность волевой  активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется  при умении строить свое поведение  по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных  людей нелегко.

 

Но еще труднее, если в  коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм. Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо  принимая или слепо отвергая чужие  влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

 

Жизнь постоянно ставит перед  человеком множество задач, которые  требуют своего решения. Выбор и  принятие решения - одно из звеньев  волевого процесса, а решительность -- это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

 

Для волевого действия очень  важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении  трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать  поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и  внутренние трудности, называется в  психологии настойчивостью.

 

В отличие от настойчивости  человек может проявлять отрицательное  качество - упрямство. В упрямстве  проявляется безволие, неспособность  заставить себя руководствоваться  разумными доводами, фактами, советами.

 

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые  осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным  выдержке и самообладанию качеством  является импульсивность.

 

Нормальная система поведения  человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения  и торможения).

 

Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Здесь  нужны не только знания, но и тренировка.

 

Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого  должен постоянно тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих  уровней:

 

· начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;

 

· чрезвычайно опасны любые  самооправдания (самообман);

 

· трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;

 

· принятое решение должно быть исполнено до конца;

 

· отдельную цель нужно  дробить на этапы, достижение которых  создает условия, приближающие к  цели;

 

· соблюдение режима дня и  жизни важное условие формирования воли;

 

· систематическое занятие  спортом - это тренировка не только мышц, но и воли;

 

· успех деятельности зависит  не только от волевых качеств, но и  от соответствующих навыков;

 

· для воспитания воли важно  самовнушение.

Психические состояния

Классификация психических  состояний.

Психические состояния в  зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических  состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором  проявляются психические состояния 

в) влияния психических  состояний на деятельность.

При этом многие из состояний  могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических  процессов психические состояния  делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

· Гностические психические  состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

· Эмоциональные психические  состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность  и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

· Волевые психические  состояния: активность, пассивность, решительность  и нерешительность, уверенность  и неуверенность, сдержанность и  несдержанность, рассеянность, спокойствие  и т. д.

Все эти состояния подобны  соответствующим психическим процессам  и свойствам личности, в чем  проявляется одна из важнейших закономерностей  психологии.

Трудовые психические  состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и  т. д.

Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.

Спортивные психические  состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность  и т. д. При этом все психические  состояния делятся на:

Информация о работе Доклады по психологии