Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: показать, что доверие к себе является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать феномен доверия к себе.
3. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы изучения феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте …………………………………………………………...6
1.1 Теоретический аспект феномена доверия…………………………………..6
1.2 Доверие как социально-психологическое явление………………………..11
1.3 Самоотношение в подростковом и юношеском возрасте…………...........18
2 Экспериментальное исследование показателей феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте ……………..…………………………..22
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………….…..41
Приложение А Таблица 1. Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)…………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 173.82 Кб (Скачать файл)

В.Е. Клочко предполагает, что человек всегда стремится устранять возникающее между ним и миром несоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны миру, а с другой – самому себе. При этом  он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо к миру [13].

В традициях Э. Эриксона многие авторы рассматривают доверие человека к миру как базовую социальную установку личности. Доверие и недоверие являются фундаментальными установками, которые определяют дальнейшее развитие всех других видов отношений личности к миру, себе и другим (В.П. Зинченко, Р. Левицки, Д. Мак‑Алистер и Р. Бис, Т.П. Скрипкина и др.). Б.Ф. Поршнев называл доверие исходным психологическим отношением между людьми. И.В. Антоненко понимает доверие как метаотношение, указывая, что «метаотношение формируется как обобщение опыта взаимодействия, но с момента, когда оно сформировалось, начинает играть роль детерминирующего фактора поведения, деятельности, других отношений» [8].

В зарубежной психологической  науке используют термин «Я-концепция» (Р. Бернс), который  несколько шире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, как смотрит  на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами, которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях и, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. На основе самоатрибуций человек приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых он принимает на веру [16].

Поэтому доверие к себе выступает, как осознание человеком  своих возможностей в данной конкретной ситуации и того, что их ограничивает.

Доверие к себе, как одна из наиболее важных координат личности выделена представителями гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс). В рамках этого направления доверие наиболее полно изучалось в связи с процессом самораскрытия. Основной вывод заключается в том, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять себе и хотя бы одному близкому человеку [5].

В теории личности, разработанной  К. Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту, или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личности к себе  базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешное саморазвитие [5].

В истории философской  мысли проблема доверия человека к себе прямо не ставилась. Исключение составляет этико-философское эссе американского философа-идеалиста  Р.У. Эмерсона, которое так и называлось «Доверие к себе». Основная мысль автора заключается в идее бесконечности возможностей человека. С его точки зрения человек должен верить себе, как это умеют делать животные и дети, которые не препятствуют проявлению своих чувств. Описывая феноменологию анализируемого явления, автор показывает, что довериться себе человеку мешают два вида страха: страх перед мнением большинства (именно он вынуждает человека к неискренним поступкам) и страх оказаться в противоречии с самим собой [19].

Если говорить о современных  исследователях, то они справедливо  утверждают, что доверие нужно  понимать как более сложное, многомерное  психологическое явление, включающее эмоциональные и мотивационные  компоненты (П. Бромилей и Л. Камингз, Р. Крамер, Д. Левис и А. Вейгерт, Д. Мак‑Алистер, Т. Тайлер и П. Дегой). Как отметили Г. Файн и Л. Холифилд, когнитивные модели доверия отражают необходимое, но недостаточное представление о доверии. Они полагают, что доверие включает в себя также аспекты «культурных значений, эмоциональных реакций и социальных отношений. Необходимо не только осознавать доверие, но и чувствовать его». Эта позиция, которую разделяют и многие социологи (Г. Зиммель, А. Гидденс), наиболее близка к социально‑психологическому пониманию доверия как психологического отношения, включающего когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты [8].

Исходя из всего сказанного можно предположить, что доверие  к себе является феноменом психического, которое осуществляет функцию связи  человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку «вынести»  часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем, что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.

 

1.2 Доверие как социально-психологическое явление

 

Доверие является, на первый взгляд, понятным и абсолютно простым  понятием. Однако это не совсем так. Значения доверия как социально-психологического явления в становлении личности трудно переоценить, так как оно  представляет собой одновременное  отношение человека к самому себе и к той части мира, с которой  он взаимодействует [7].

В исследовании Т.П. Скрипкиной доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними  ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной  субъектностью, а с другой – с той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют как социально – психологическое явление, психологическим механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя. Доверие существует во внутриличностном   пространстве, но функционирует, проявляет себя в околоиндивидном  и в межиндивидном пространстве, именно там оно осуществляет  функцию связи человека с миром.

Доверие является многоуровневым  образованием. Оно складывается из:

  • Первичных установок (возникают на ранних стадиях онтогенеза из потребности в безопасности).
  • Вторичных установок («вторичное доверие» направленное на мир и на себя самого).

Интериоризируясь, данные установки становятся  личностными. В

каждой конкретной ситуации  эти установки  начинают взаимодействовать  между собой, на основе чего индивид  и вырабатывает новую актуальную установку, отвечающую ситуации, в которую  включен индивид.

Другими словами, уже на уровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностями и смыслами. Человек как бы «выносит»  часть себя, своей сущности, своей  субъективности за пределы самого себя в мир, то есть  «продлевает» себя в мир. Но для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым  условием является удовлетворение потребности  в безопасности. Объекты окружающего  мира должны быть не только значимыми, но и относительно безопасными, потому что только такой мир может  вызвать у человека доверие [15].

Доверие – есть свойство человека наделять явления и объекты  окружающего мира, других людей, их будущие действия  и свои собственные  предполагаемые действия  свойствами ситуативной значимости и безопасности. Доверие определяют как условие  взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию, то есть активности. Первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности, доверие  может проявляться, корректироваться лишь посредством активности человека: в момент взаимодействия оно как  бы «выносится» в сам акт взаимодействия и потому оно существует в человеке, а проявляется как бы между  человеком и объектом в момент взаимодействия.

В отечественной психологии единственным   конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека явилось изучение самосознания личности (В.В. Столин, В.С. Мухина). Выделенный феномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим к нему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяют как относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе, сопряженное с оценкой.

Доверие – это вид установки (отношения), которая состоит из трех компонентов:

  1. Когнитивный компонент включает прогноз предполагаемого поступка, основанный на знаниях и представлениях о мире, людях, типах отношений, о социальных нормах и нормах поведения, а также на знаниях о себе  и предположениях о своих возможностях, основанных на пошлом опыте.
  2. Эмоционально-оценочный компонент включает, с одной стороны, предположение об уровне безопасности объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие, и оценку значимости ситуации взаимодействия в целом, а с другой -  оценку собственных возможностей в данной ситуации  и последствий намечаемого поведения для личности.
  3. Поведенческий компонент, в  котором  проявляются формально-динамические стороны доверия: мера, избирательность, парциальность в каждой конкретной ситуации. В результате каждой ситуации взаимодействия человек получает новый опыт, который может влиять на изменение прошлых установок [23].

Доверие  - динамичное внутриличностное образование. Это означает, что человека меняет каждый совершенный им поступок. Совершая поступок, человек совершает выбор, а значит, может менять свою внутреннюю «разрешительную» систему. Другими словами, человек должен разрешить себе совершение поступка. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я» человека, то  он вступает во внутреннее эмоциональное противоречие с самим собой (обозначаемое как переживание), личность получает об этом эмоциональный сигнал, но находиться долго в таком состоянии невозможно. У человека есть три возможности внутренне выйти из этого противоречия:

  1. отказ от поступка;
  2. разрешение себе поступка и использование любого способа психологической  защиты;
  3. честное признание себе своей неправоты, своей ошибки.

Использование любого способа  психологических защит можно классифицировать как самообман.  Таким образом,  доверие к себе связано с самораскрытием самому себе, что может быть крайне травматично для личности [11].

Понять смысл и сущность доверия как самостоятельной  формы веры, можно лишь рассматривая систему «человек и мир» как единую систему. Доверие как самостоятельная  форма веры представляет акт одновременного отношения человека к миру и к  самому себе предшествующий  взаимодействию с миром.

В отличие от подлинной  веры, которая возможна лишь в отношении  сверхчувственных объектов, доверие  возможно как в отношении сверхчувственных объектов, так  и в отношении  различных объектов предметно представленных в реальности. Доверие не сводимо  к вере, но есть особая форма веры [14].

Функции, выполняемые доверием, относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, но и человека  с миром в целом и его  отдельными частями. Доверие позволяет  полнее осмыслить то культурное пространство, внутри которого человек только  может обрести свою человеческую сущность и в то же время оставаться истинным «субъектом жизни» (С.Л. Рубинштейн), а  не субъектом «отчужденной  активности» (Э. Фромм).

  1. Выступает условием  целостного взаимодействия человека с миром;
  2. осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему;
  3. способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности;
  4. создает эффект целостности бытия человека;
  5. способствует возникновению эффекта целостности личности;
  6. устанавливает меру соответствия поведения человека, принятого решения, целей, поставленных задач как миру, так и самому себе;
  7. функция познания и преобразования мира;

Следует также отметить, что независимо от сферы приложения исследований их основным предметом  являются условия и факторы доверия. Эти факторы специфичны для различных  уровней и видов доверия. Согласно модели, которую предложили Д. Макнайт, Л. Куммингс и Н. Червани, первоначальное доверие личности формируется под влиянием следующих факторов:

  1. личностных: существования предрасположенности к доверию, готовности доверять;
  2. институциональных: «институционального» доверия;
  3. когнитивных: процессов категоризации и иллюзий контроля.

Многие исследователи  отмечают особую значимость следующих  групп факторов:

  1. специфика и значимость ситуации взаимодействия;
  2. характеристики объекта доверия;
  3. личностные особенности субъекта доверия (И.В. Антоненко, А.И. Донцов, В.С. Сафонов, Р. Хардин и др.).

         В.С. Сафонов выделяет три основные функции доверия, которые оно выполняет в дружеских и деловых взаимоотношения:

  • Первая — функция обратной связи в процессе самопознания личности. В процессе доверительного общения человек получает обратную связь о своих переживаниях, чувствах.
  • Вторая функция получила название психологического облегчения. После раскрытия другому человеку внутренних сторон личности наступает момент психологического облегчения для того, кто был выслушан и понят другим человеком.
  • Третья функция — это функция углубления взаимоотношений. Доверительное общение ведет к сближению людей как в совместной трудовой деятельности, так и в личных отношениях [8].

Вслед за другими авторами И.В. Антоненко выделяет следующие функции доверия:

  1. функция обеспечения эффективной деятельности;
  2. интегрирующая функция (обеспечивает социальную интеграцию на различных уровнях обществах);
  3. коммуникативная функция (обеспечивает определенный уровень коммуникации индивидов и социальных групп в соответствии с достигнутым уровнем доверия);
  4. интерактивная функция доверия (аналогичным образом обеспечивает взаимодействие);
  5. перцептивная функция (определяется тем, что существующий уровень доверия формирует определенную перцептивную установку на восприятие некоторой ситуации);
  6. редуцирующая функция (сводит сложную систему отношений к одному отношению — величине актуального доверия);
  7. управленческая функция (проявляется в использовании доверия как управленческого ресурса);
  8. предсказательная функция (заключается в возможности определенного прогноза в развитии взаимодействия сторон в зависимости от проявляемого или достигнутого уровня доверия);
  9. ориентирующая функция (обеспечивает основу для выработки других отношений);
  10. эффективизирующая функция (делает отношения более эффективными);
  11. стабилизирующая функция (составляет основу стабильности отношений);
  12. психологическая функция (снижает уровень напряженности и стресса в отношениях) [8].

Информация о работе Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте