Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель работы: показать, что доверие к себе является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать феномен доверия к себе.
3. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы изучения феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте …………………………………………………………...6
1.1 Теоретический аспект феномена доверия…………………………………..6
1.2 Доверие как социально-психологическое явление………………………..11
1.3 Самоотношение в подростковом и юношеском возрасте…………...........18
2 Экспериментальное исследование показателей феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте ……………..…………………………..22
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………….…..41
Приложение А Таблица 1. Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)…………………………………………………………………………….44
В.Е. Клочко предполагает, что человек всегда стремится устранять возникающее между ним и миром несоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны миру, а с другой – самому себе. При этом он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо к миру [13].
В традициях Э. Эриксона многие авторы рассматривают доверие человека к миру как базовую социальную установку личности. Доверие и недоверие являются фундаментальными установками, которые определяют дальнейшее развитие всех других видов отношений личности к миру, себе и другим (В.П. Зинченко, Р. Левицки, Д. Мак‑Алистер и Р. Бис, Т.П. Скрипкина и др.). Б.Ф. Поршнев называл доверие исходным психологическим отношением между людьми. И.В. Антоненко понимает доверие как метаотношение, указывая, что «метаотношение формируется как обобщение опыта взаимодействия, но с момента, когда оно сформировалось, начинает играть роль детерминирующего фактора поведения, деятельности, других отношений» [8].
В зарубежной психологической науке используют термин «Я-концепция» (Р. Бернс), который несколько шире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами, которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях и, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. На основе самоатрибуций человек приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых он принимает на веру [16].
Поэтому доверие к себе выступает, как осознание человеком своих возможностей в данной конкретной ситуации и того, что их ограничивает.
Доверие к себе, как одна
из наиболее важных координат личности
выделена представителями
В теории личности, разработанной К. Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту, или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личности к себе базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешное саморазвитие [5].
В истории философской
мысли проблема доверия человека
к себе прямо не ставилась. Исключение
составляет этико-философское эссе
американского философа-
Если говорить о современных исследователях, то они справедливо утверждают, что доверие нужно понимать как более сложное, многомерное психологическое явление, включающее эмоциональные и мотивационные компоненты (П. Бромилей и Л. Камингз, Р. Крамер, Д. Левис и А. Вейгерт, Д. Мак‑Алистер, Т. Тайлер и П. Дегой). Как отметили Г. Файн и Л. Холифилд, когнитивные модели доверия отражают необходимое, но недостаточное представление о доверии. Они полагают, что доверие включает в себя также аспекты «культурных значений, эмоциональных реакций и социальных отношений. Необходимо не только осознавать доверие, но и чувствовать его». Эта позиция, которую разделяют и многие социологи (Г. Зиммель, А. Гидденс), наиболее близка к социально‑психологическому пониманию доверия как психологического отношения, включающего когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты [8].
Исходя из всего сказанного можно предположить, что доверие к себе является феноменом психического, которое осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку «вынести» часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем, что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
1.2 Доверие как социально-психологическое явление
Доверие является, на первый
взгляд, понятным и абсолютно простым
понятием. Однако это не совсем так.
Значения доверия как социально-
В исследовании Т.П. Скрипкиной доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью, а с другой – с той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют как социально – психологическое явление, психологическим механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя. Доверие существует во внутриличностном пространстве, но функционирует, проявляет себя в околоиндивидном и в межиндивидном пространстве, именно там оно осуществляет функцию связи человека с миром.
Доверие является многоуровневым образованием. Оно складывается из:
Интериоризируясь, данные установки становятся личностными. В
каждой конкретной ситуации эти установки начинают взаимодействовать между собой, на основе чего индивид и вырабатывает новую актуальную установку, отвечающую ситуации, в которую включен индивид.
Другими словами, уже на уровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностями и смыслами. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своей субъективности за пределы самого себя в мир, то есть «продлевает» себя в мир. Но для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым условием является удовлетворение потребности в безопасности. Объекты окружающего мира должны быть не только значимыми, но и относительно безопасными, потому что только такой мир может вызвать у человека доверие [15].
Доверие – есть свойство
человека наделять явления и объекты
окружающего мира, других людей, их
будущие действия и свои собственные
предполагаемые действия свойствами
ситуативной значимости и безопасности.
Доверие определяют как условие
взаимодействия человека с миром, предшествующее
самому взаимодействию, то есть активности.
Первоначально возникая в субъективном,
внутреннем мире личности, доверие
может проявляться, корректироваться
лишь посредством активности человека:
в момент взаимодействия оно как
бы «выносится» в сам акт
В отечественной психологии единственным конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека явилось изучение самосознания личности (В.В. Столин, В.С. Мухина). Выделенный феномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим к нему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяют как относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе, сопряженное с оценкой.
Доверие – это вид установки (отношения), которая состоит из трех компонентов:
Доверие - динамичное внутриличностное образование. Это означает, что человека меняет каждый совершенный им поступок. Совершая поступок, человек совершает выбор, а значит, может менять свою внутреннюю «разрешительную» систему. Другими словами, человек должен разрешить себе совершение поступка. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я» человека, то он вступает во внутреннее эмоциональное противоречие с самим собой (обозначаемое как переживание), личность получает об этом эмоциональный сигнал, но находиться долго в таком состоянии невозможно. У человека есть три возможности внутренне выйти из этого противоречия:
Использование любого способа психологических защит можно классифицировать как самообман. Таким образом, доверие к себе связано с самораскрытием самому себе, что может быть крайне травматично для личности [11].
Понять смысл и сущность доверия как самостоятельной формы веры, можно лишь рассматривая систему «человек и мир» как единую систему. Доверие как самостоятельная форма веры представляет акт одновременного отношения человека к миру и к самому себе предшествующий взаимодействию с миром.
В отличие от подлинной
веры, которая возможна лишь в отношении
сверхчувственных объектов, доверие
возможно как в отношении
Функции, выполняемые доверием, относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, но и человека с миром в целом и его отдельными частями. Доверие позволяет полнее осмыслить то культурное пространство, внутри которого человек только может обрести свою человеческую сущность и в то же время оставаться истинным «субъектом жизни» (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм).
Следует также отметить, что независимо от сферы приложения исследований их основным предметом являются условия и факторы доверия. Эти факторы специфичны для различных уровней и видов доверия. Согласно модели, которую предложили Д. Макнайт, Л. Куммингс и Н. Червани, первоначальное доверие личности формируется под влиянием следующих факторов:
Многие исследователи отмечают особую значимость следующих групп факторов:
В.С. Сафонов выделяет три основные функции доверия, которые оно выполняет в дружеских и деловых взаимоотношения:
Вслед за другими авторами И.В. Антоненко выделяет следующие функции доверия:
Информация о работе Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте