Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: показать, что доверие к себе является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать феномен доверия к себе.
3. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы изучения феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте …………………………………………………………...6
1.1 Теоретический аспект феномена доверия…………………………………..6
1.2 Доверие как социально-психологическое явление………………………..11
1.3 Самоотношение в подростковом и юношеском возрасте…………...........18
2 Экспериментальное исследование показателей феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте ……………..…………………………..22
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………….…..41
Приложение А Таблица 1. Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)…………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 173.82 Кб (Скачать файл)

Доверие базируется на обобщенном внутреннем опыте, который представлен  внутриличностными ценностно-смысловыми образованиями, которые  являются  барьерами, ограничивающими свободу, а значит доверие человека к себе. Но с другой стороны, именно ценностно-смысловое пространство  личности  направляет личностный рост, то есть созидательный потенциал личности.

Параметры доверия к себе:

  • Осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов.
  • Осознание собственных возможностей.
  • Соотнесение  потребностей с возможностями с содержанием собственных  ценностно-смысловых образований [15].

Следовательно, самоорганизация  личности на субъективном уровне связана  с умением человека доверять себе, то есть полноценно овладеть собой, своей  сущностью, способность действовать  самостоятельно, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению  к самому себе.

По мнению большинства  исследователей, для возникновения  доверия необходимы следующие обстоятельства (обязательные условия):

  1. наличие значимой ситуации, характеризующейся неопределенностью или связанной с риском;
  2. оптимистическое ожидание субъекта относительно исхода события;
  3. уязвимость субъекта и зависимость его от поведения других участников взаимодействия;
  4. добровольность взаимодействия;
  5. отсутствие контроля.

Проведенный Т.П. Скрипкиной анализ в ее работе показал, что в  различных направлениях психологической  науки речь шла о трех самостоятельных  областях, где доверие чаще всего  называлось в качестве условия существования какого‑либо другого явления: это доверие к миру, доверие к другим и доверие к себе. Причем каждый из этих аспектов изучался обособленно. При этом доверие к другому изучалось в контексте социально‑психологических проблем; доверие к себе выступало предметом психотерапевтических и психокорекционных процедур; доверие к миру рассматривалось как базовая установка личности, причем психологические механизмы этого явления до настоящего времени не изучались.

Поэтому можно говорить о  том, что доверие, с одной стороны, является устойчивым образованием личности, которое формируется на определенных этапах онтогенеза, с другой, является динамичным образованием, меняющим свои характеристики в соответствии с  конкретной ситуацией взаимодействия [7].

 

1.3 Самоотношение  в подростковом и юношеском  возрасте

 

В подростковом возрасте становление  самосознания проявляется в появлении  авторства в отношении своей  биографии. Это проявляется в  том, что подросток начинает выстраивать  свой жизненный путь, ставя перед  собой задачи будущего. В подростковом возрасте основу для становления  временной перспективы, по Э. Эриксону, закладывает базовое доверие к миру. Утрата функции укрепления перспективы и позитивных ожиданий является определенной формой «регрессии к периоду детства, когда время как бы не существует» [2].

Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как  личности прослеживается через изменение  структуры самосознания в его  различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к  себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.

Так же подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, сопровождающийся неравномерность физического развития. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой, нарочной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию, подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих [3].

Так, на первой стадии подросткового  возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует  весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. У этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон [18]. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

На второй стадии подросткового  периода (в 12—13 лет) наряду с общим  принятием себя сохраняется и  ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого  возраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение  подростка к себе и в настоящее  время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих  личностных особенностей, форм поведения  с определенными нормами, которые  выступают для него как идеальные  формы его личности [6].

Период ранней юности (15-17 лет) является одним из основных этапов социализации человека. Этот возраст  выделяется многими авторами в связи  со становлением и развитием наиболее важных личностных образований, таких как Я-концепция и идентичность, мировоззрение, самоопределение, отношение к миру, обобщенный образ действительности. По-видимому, столь существенных перемен, как в этот период, нет ни на каком другом отрезке жизненного пути, так как в это время изменяется вся структура жизнедеятельности человека и его положение в системе общественных отношений. Этот этап социализации может быть назван «судьбоносным», так как здесь в кратчайшие сроки старшеклассник должен принять большое число решений, которые во многом повлияют на течение его дальнейшей жизни [9].

Юность — период завершения физического созревания; на его долю выпадает задача многочисленных «доделок»  и устранения диспропорций, обусловленных  неравномерностью созревания в кризисе  отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юноши догоняют и опережают в  своем физическом развитии девушек [24].

Главные новообразования  юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности [24].

Юность как пространство развития субъектности индивида изобилует смысловыми противоречиями и гетерохронностью развития моделей отношений взаимодействия мира и человека. В этот период происходит начало жизнеутверждения, вхождения во взрослую жизнь, определение своего места в жизни. Субъект ставит перед собой определенные цели, но возможности их достижения не всегда представлены в социуме в готовом виде и не всегда осознаются на уровне индивидуального сознания. Поэтому появляется необходимость в субъектной готовности и адаптации вчерашнего школьника к условиям взрослой жизни, для которого на современном этапе развития общества еще не выработано готовых эталонов «взрослости» [22].

Можно говорить о смене  социальной ситуации развития, которая  влечет за собой формирование определенных новообразований личности, связанных  с изменением системы отношений  и иерархии ценностей. 

Изменившееся отношение  к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию, к  тому, чтобы узнать, каков я, к чему способен. Отсюда — саморефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда — рост интереса к самоанализу: как вел себя в таких-то обстоятельствах, общаясь со сверстниками и со взрослыми, как проявил себя в определенной ситуации и т.п.

Центральный психологический  процесс в самосознании — это  формирование личной идентичности, чувство  индивидуальной само тождественности, преемственности и единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием  социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного  самоопределения. Этот самоанализ часто  иллюзорен, впрочем во многом иллюзорны и многие юношеские жизненные планы [24].

Исследования многих ученых показывают, что именно в подростковом и юношеском возрасте происходит психическое развитие человека, сложное  переструктурирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности [9].

 

2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕНОМЕНА ДОВЕРИЯ  К СЕБЕ В ПОДРАСТКОВОМ И  ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Организация  и методы исследования

 

Для обработки и интерпретации, полученных данных мы использовали метод  статистической обработки данных исследования (на основе пакета программ «STATISTICA 6,0»), а именно корреляционный (детальный) анализ.

При изучении корреляций стараются  установить, существует ли какая-то связь  между двумя показателями в одной  выборке (например, между ростом и  весом детей или между уровнем IQ и школьной успеваемостью) либо между  двумя различными выборками (например, при сравнении пар близнецов), и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная  корреляция) или уменьшением (отрицательная  корреляция) другого.

Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно  ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого.

Исследование доверия  к себе было организованно и проведено  на базе г. Лесосибирска в МБОУ «Гимназия». Выборка исследования представлена  учащимися 8, 9, 10, 11 классов в количестве 50 человек. Средний возраст исследуемых 14-18 лет.

В качестве диагностического материала нами были использованы следующие  методики:

  1. методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева [9];
  2. методика «незаконченные предложения» Сакса и Леви.

Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.

Мы не имели специального  инструментария для изучения феномена доверия, поэтому  провели косвенное  исследование. Мы лишь   приблизительно  заглянули  во внутренний мир личности, а также в  ее взаимоотношения  с самим собой.

Теоретические предположения  о связи феномена доверия к  себе с самосознанием личности, с  ее «Я-концепцией» позволили использовать методику исследования самоотношения. С.Р. Пантелеев пишет о том, что самоотношение  есть самостоятельный объект в процессе самосознания, которое является стабильной характеристикой субъекта и включает такие аспекты как самооценка, самоуважение, самопринятие и другие. Убеждения личности относительно себя самой, их эмоциональная оценка являются теми «фильтрами», которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях, и именно от них зависит мера доверия к себе (то есть человек определяет сколько себе разрешить). Мы можем предполагать связь данных феноменов (доверия и самосознания), но каждое из них обладает самостоятельным статусом.

Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р.С. Пантелеевым была 1989 году и содержит 9 шкал:

  • Шкала 1 — внутренняя честность (открытость) включает в себя 11 пунктов с такими аспектами образа «Я», как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.
  • Шкала 2 — самоуверенность содержит пункты, задающие представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
  • Шкала 3 — саморуководство отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.
  • Шкала 4 — зеркальное «Я» (отраженное самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.
  • Шкала 5 — шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.
  • Шкала 6 — самопринятие, показывает дружеское отношение к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.
  • Шкала 7 — самопривязанность, она говорит о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе.
  • Шкала 8 — внутренняя конфликтность говорит о рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствии вытеснения.
  • Шкала 9 — самообвинение. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес даже несмотря на высокую оценку собственных качеств.

Информация о работе Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте