Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: показать, что доверие к себе является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать феномен доверия к себе.
3. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы изучения феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте …………………………………………………………...6
1.1 Теоретический аспект феномена доверия…………………………………..6
1.2 Доверие как социально-психологическое явление………………………..11
1.3 Самоотношение в подростковом и юношеском возрасте…………...........18
2 Экспериментальное исследование показателей феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте ……………..…………………………..22
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………….…..41
Приложение А Таблица 1. Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)…………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 173.82 Кб (Скачать файл)

Рис. 9. Процентное соотношение показателей  шкалы «Самообвинение» подросткового  и юношеского возраста

В ходе проведения обследования по методике «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, нас интересовали предложения, которые характеризуют  взаимоотношения с самим собой. Поэтому мы отобрали такие предложения  и в ходе обследования были получены следующие результаты (Рис.10):

  • Положительная система отношений: в подростковом – 59% (13 чел.) и юношеском – 50% (14 чел.) возрасте.
  • Отрицательная система отношений в подростковом – 14% (3 чел.) и юношеском – 29% (8 чел.) возрасте.
  • Безразличная система отношений в подростковом – 27% (6 чел.) и юношеском – 21% (6 чел.) возрасте.

Рис. 10. Процентное соотношение  показателей шкалы «Отношение к  себе» подросткового и юношеского возраста

При помощи корреляционного  анализа можно сделать вывод  о том, что в исследуемой нами выборке выявлено соотношение показателей  доверия к себе по методике исследования самоотношения Р.С. Пантелеева и методике «незаконченные предложения» Сакса и Леви, следующим образом:

  • где N=22, p < ,03:

Таблица 2

Корреляционный (детальный) анализ показателей доверия к  себе в подростковом возрасте

Pair of Variables

Valid N

Spearman R

       t (N-2)

p-value

Var1    &   Var10

22

0,2391

1,1012

0,2838

Var2    &   Var10

22

0,3015

1,4142

0,1726

Var3    &   Var10

22

- 0,1055

- 0,4746

0,6402

Var4    &   Var10

22

0,1177

0,5304

0,6016

Var5    &   Var10

22

0,1785

0,8113

0,4266

Var6    &   Var10

22

- 0,0026

- 0,0118

0,9906

Var7    &   Var10

22

0,2408

1,1096

0,2803

Var8    &   Var10

22

- 0,4743

2,4096

0,0257

Var9    &   Var10

22

- 0,4925

- 2,5311

0,0198


Условные указатели:

Var1 – Внутренняяя честность; 

Var2 – Самоуверенность;

Var3 – Саморуководство;

Var4 – Заркальное «Я»;

Var5 – Самоценность;

Var6 – Самопринятие;

Var7 – Самопривязанность;

Var8 – Внутренняя конфликтность;

Var9 – Самообвинение;

Var10 – Отношение к себе.

  • Где N=28, p < ,04:

Таблица 3

Корреляционный (детальный) анализ показателей доверия к  себе в юношеском возрасте

Pair of Variables

Valid N

Spearman R

t (N-2)

p-value

Var1    &   Var10

28

0,4017

2,2369

0,0340

Var2    &   Var10

28

- 0,0981

- 0,5027

0,6194

Var3    &   Var10

28

- 0,2204

- 1,1521

0,2597

Var4    &   Var10

28

0,1063

0,5454

0,5900

Var5    &   Var10

28

- 0,2174

- 1,1361

0,2662

Var6    &   Var10

28

- 0,3300

- 1,7828

0,0862

Var7    &   Var10

28

0,3215

1,7316

0,0951

Var8    &   Var10

28

- 0,1905

- 0,9898

0,3313

Var9    &   Var10

28

- 0,1791

- 0,9283

0,3617


Условные указатели:

Var1 – Внутренняяя честность; 

Var2 – Самоуверенность;

Var3 – Саморуководство;

Var4 – Заркальное «Я»;

Var5 – Самоценность;

Var6 – Самопринятие;

Var7 – Самопривязанность;

Var8 – Внутренняя конфликтность;

Var9 – Самообвинение;

Var10 – Отношение к себе.

Таким образом,  посредством  корреляционного анализа экспериментальных  данных нами были установлены следующие  взаимосвязи и сделаны следующие  выводы:

  1. У респондентов подросткового возраста была выявлена отрицательная корреляционная зависимость между  внутренней конфликтность и отношением к себе. Вероятно, что если у подростков преобладает негативный фон отношения к себе, находятся в состоянии постоянного контроля над своим "Я", стремится к глубокой оценке всего, что происходит в их внутреннем мире, то в меньшей степени будет проявляться положительное отношение к себе.
  2. У респондентов подросткового возраста была выявлена отрицательная корреляционная зависимость между самообвинением и отношением к себе. Вероятно, что если у подростков выражено отрицательное отношение к себе, то в меньшей степени будет проявляться высокая оценка собственным качествам, поэтому в неудачах обвиняет преимущественно других, переносит ответственность на окружающих.
  3. У респондентов юношеского возраста была выявлена положительная корреляционная зависимость между закрытостью и отношение к себе. Вероятно, что если у респондентов юношеского возраста выражена склонность избегать открытых отношений с самим собой, недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем, то и в большей степени будет проявляться отрицательное отношение к себе.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном исследовании мы постарались  проанализировать феномен доверия  к себе. Исходя из всего, что мы изучили, можно предположить, что доверие  к себе является феноменом психического, которое осуществляет функцию связи  человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку «вынести»  часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем, что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.

Поэтому можно говорить о  том, что доверие, с одной стороны, является устойчивым образованием личности, которое формируется на определенных этапах онтогенеза, с другой, является динамичным образованием, меняющим свои характеристики в соответствии с  конкретной ситуацией взаимодействия [7].

По мнению Ф.В. Бассина единственным подлинным предметом психологического знания должны стать так называемые значащие переживания, к которым можно отнести явление доверия. Особая сложность изучения значащих переживаний заключена в их ситуативности, динамичности, поэтому они характеризуются эффектом «ускользания» в любых экспериментальных процедурах.

Мы предприняли попытку  косвенно исследовать феномен доверия  в подростковом и юношеском возрасте. Считаем, что эти периоды являются важнейшими для становления личности.

Мы не можем сказать, что  полученные данные подтверждают нашу гипотезу эмпирически. Мы заглянули  во внутренний мир испытуемого и  можем предположить, что в данном пространстве существует, «живет» доверие  и оказывает влияние на отношение  личности к себе.

Таким образом, в ходе проведенного исследования можно сделать выводы о том что:

  1. Если у подростков преобладает негативный фон отношения к себе, находятся в состоянии постоянного контроля над своим "Я", стремится к глубокой оценке всего, что происходит в их внутреннем мире, то в меньшей степени будет проявляться положительное отношение к себе.
  2. Если у подростков выражено отрицательное отношение к себе, то в меньшей степени будет проявляться высокая оценка собственным качествам, поэтому в неудачах обвиняет преимущественно других, переносит ответственность на окружающих.
  3. Если  в юношеском возрасте выражена склонность избегать открытых отношений с самим собой, недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем, то и в большей степени будет проявляться отрицательное отношение к себе.

Таким образом,  цель исследования достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Антоненко, И.В. Социальная психология доверия: диссертация доктора психологических наук. - Ярославль, 2006. - 498 c.
  2. Бердыбаева, К.Г. Доверие к себе в контексте возрастной задачи подростка. / К.Г. Бердыбаева // ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы».
  3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2009. № 4.
  4. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещирикова, В.П. Зинченко. - М.: ОЛМА-Пресс, 2009.
  5. Доверие к миру, другим людям, к себе как ресурс для коррекции противоправного поведения подростков. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под редакцией Н.Б. Астанина. - Саратов, 2008.
  6. Дубровиной, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987.
  7. Краманенко, Н.С. Доверие в процессе самореализации личности (постановка проблемы) / под редакцией Н.С. Краманенко // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. №5 (53). – с. 111-114.
  8. Купрейченко, А.В. Психология доверия и недоверия. – М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2008. - 564 с.
  9. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 2003. - 32 с.
  10. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 2001.
  11. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996.
  12. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы, теории и истории. - М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
  13. Самореализация личности: системный взгляд / под редакцией Г.В. Залевского, В.Е. Клочко, Э.В. Галанжинский. - Томск, 1999.
  14. Скрипкина, Т.Н. Психология доверия. – М.: Академия, 2000. - 264 с. 
  15. Скрипкина, Т.П. Доверие к себе как условие развития личности / под редакцией Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. 2001. № 1. - с. 95-103.
  16. Скрипкина, Т.П. Психология доверия / под редакцией Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. 2000. № 1.
  17. Скрипкина, Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. - Ростов-на-Дону, 1998.
  18. Фельдштейна, Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.
  19. Эмерсон, Р.У. Доверие к себе. - СПб., 1992.
  20. Антоненко, И.В. Современные зарубежные социально-психологические исследования доверия [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://rudocs.exdat.com/docs/index-264642.html?page=3.
  21. Голубь, О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/doverie-k-sebe-kak-vnutrilichnostnoe-obrazovanie-starshikh  phttp://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/faith/faith5.php.
  22. Крищенко, Е.П. Особенности перестройки отношений к себе и другим, в связи с поступлением в вуз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%CA%F0%E8%F9%E5%ED%EA%EE_%C5_%CF_2005.htm.
  23. Плесовских, С.Н. Феномен доверия в российском обществе: социологические основы и диагностика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/liter/125614.html#literature. 
  24. Психология юношеского возраста. Электронный образовательный ресурс по психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cross-kpk.ru/ims/files/New/Psi/ObUn.html.
  25. Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xreferat.ru/77/2301-1-sovremennaya-social-no-psihologicheskaya-problematika-fenomena-doveriya.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Таблица 1

Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском  возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)

 

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

6 шкала

7 шкала

8 шкала

9 шкала

НП

6 с

4 с

3 н

5 с

7 с 

2 н

4 с

4 с

2 н

0 без

8 в

4 с

4 с

5 с

7 с

4 с

5 с

5 с

4 с

- 4 пол

7 с

5 с

7 с 

5 с

7 с

6 с

8 в

3 н

6 с

- 3 пол

4 с

5 с

4 с

4 с

5 с

5 с

6 с

4 с

1 н

- 3 пол

8 в

4 с

4 с

5 с

7 с

4 с

5 с

5 с

4 с

- 4 пол

6 с

5 с

3 н

4 с

6 с

5 с

3 н

0 н

0 н

- 2 без

8 в

7 с

4 с

4 с

6 с

5 с

7 с

5 с

4 с

- 2 без

5 с

4 с

5 с

8 в

6 с

4 с

6 с

6 с

6 с

- 7 отр

6 с

5 с

5 с

5 с

6 с

4 с

6 с

3 н

4 с

- 6 отр

10Б

6 с

4 с

4 с

5 с

6 с

3 н

7 с

3 н

1 н

- 3 пол

11Б

6 с

6 с

4 с

4 с

5 с

3 н

4 с

5 с

6 с

- 5 пол

12Б

7 с

5 с

3 н

4 с

5 с

2 н

7 с

3 н

2 н

- 2 без

13Б

5 с

3 н

2 н

2 н

2 н

2 н

3 н

4 с

4 с

- 6 отр

14Б

5 с

6 с

4 с

6 с

9 в

3 н

7 с

3 н

4 с

- 3 пол

15А

6 с

2 н

1 н

3 н

2 н

1 н

2 н

6 с

4 с

- 5 пол

16А

4 с

7 с

3 н

6 с

8 в

3 н

5 с

4 с

2 н

- 4 пол

17А

4 с

4 с

1 н

6 с

5 с

1 н

5 с

5 с

5 с

- 2 без

18А

5 с

5 с

5 с

4 с

4 с

3 н

6 с

4 с

4 с

- 4 пол

19А

10 в

9 в

7 с

7 с

5 с

3 н

5 с

1 н

1 н

- 2 без

20А

7 с

4 с

4 с

6 с

6 с

1 н

5 с

3 н

4 с

- 3 пол

21А

4 с

3 н

2 н

4 с

3 н

1 н

1 н

5 с

5 с

- 4 пол

22А

7 с

5 с

6 с

6 с

7 с

4 с

4 с

6 с

7 с

- 4 пол

                     

6 с

6 с

7 с

4 с

5 с

3 н

6 с

1 н

3 н

- 3 пол

2 Г

6 с

5 с

7 с

4 с

6 с

5 с

3 н

6 с

7 с

- 4 пол

6 с

5 с

2 н

6 с

4 с

2 н

5 с

1 н

1 н

0 без

6 с  

5 с

2 н

5 с

5 с

4 с

5 с

1 н

1 н

0 без

6 с

5 с

1 н

3 н

6 с

3 н

5 с

4 с

5 с

- 6 отр

6 с

5 с

2 н

4 с

7 с

3 н

5 с

5 с

2 н

- 3 пол

8 в

5 с

4 с

6 с

5 с

3 н

5 с

1 н

1 н

0 без

5 с

4 с

4 с

3 н

3 н

5 с

3 н

6 с

6 с

- 3 пол

5 с

7 с

7 с

4 с

7 с

5 с 

5 с

4 с

2 н

- 7 отр

10Г

6 с

6 с

5 с

5 с

7 с

6 с

4 с

6 с

3 н

- 4 пол

11Г

6 с

4 с

2 н

4 с

4 с

2 н

3 н

4 с

4 с

- 6 отр

12Г

6 с

3 н

2 н

5 с

4 с

5 с

2 н

5 с

2 н

- 6 отр

13Г

6 с

7 с

7 с

7 с

7 с

5 с

5 с

0 н

0 н

- 4 пол

14Г

5 с

6 с

7 с

8 в 

9 в 

5 с 

6 с 

4 с 

1 н

- 5 пол

15Г

7 с 

5 с

4 с

6 с 

5 с

4 с

7 с

1 н

1 н

- 4 пол

16Г

6 с

3 н

1 н

3 н

1 н

1 н

4 с

7 с

8 в

0 без

17Г

4 с

6 с

4 с

6 с

7 с

8 в

7 с

5 с

3 н

- 4 пол

18В

6 с

5 с

4 с

4 с

4 с

1 н

5 с

1 н

1 н

- 4 пол

19В

5 с

4 с

4 с

4 с

5 с

5 с

3 н

10 в

7 с

- 7 отр

20В

6 с

5 с

5 с

6 с

7 с

5 с

5 с

1 н

1 н

- 6 отр

21В

7 с

7 с

5 с

6 с

7 с

6 с

5 с

3 н

1 н

- 4 пол

22В

7 с

3 н

2 н

5 с

7 с

5 с

8 в

5 с

3 н

0 без

23В

7 с

7 с

7 с

5 с

9 в

3 н

4 с

5 с

6 с

- 5 пол

24В

4 с

4 с

2 н

5 с  

6 с

5 с

3 н

5 с

5 с

- 6 отр

25В

6 с

5 с

4 с

5 с

7 с

4 с

2 н

3 н

4 с

- 6 отр

26В

6 с

5 с

4 с

6 с

7 с

3 н

5 с

4 с

4 с

- 2 без

27В

5 с

3 н

3 н

3 н

1 н

4 с

5 с  

6 с

6 с

- 5 пол

28В

6 с

3 н

2 н

4 с

3 н

1 н

2 н

1 н

4 с

- 3 пол

Информация о работе Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте