Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель работы: показать, что доверие к себе является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать феномен доверия к себе.
3. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы изучения феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте …………………………………………………………...6
1.1 Теоретический аспект феномена доверия…………………………………..6
1.2 Доверие как социально-психологическое явление………………………..11
1.3 Самоотношение в подростковом и юношеском возрасте…………...........18
2 Экспериментальное исследование показателей феномена доверия к себе в подростковом и юношеском возрасте ……………..…………………………..22
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………….…..41
Приложение А Таблица 1. Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)…………………………………………………………………………….44
Рис. 9. Процентное соотношение показателей
шкалы «Самообвинение»
В ходе проведения обследования по методике «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, нас интересовали предложения, которые характеризуют взаимоотношения с самим собой. Поэтому мы отобрали такие предложения и в ходе обследования были получены следующие результаты (Рис.10):
Рис. 10. Процентное соотношение
показателей шкалы «Отношение к
себе» подросткового и
При помощи корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что в исследуемой нами выборке выявлено соотношение показателей доверия к себе по методике исследования самоотношения Р.С. Пантелеева и методике «незаконченные предложения» Сакса и Леви, следующим образом:
Таблица 2
Корреляционный (детальный) анализ показателей доверия к себе в подростковом возрасте
Pair of Variables |
Valid N |
Spearman R |
t (N-2) |
p-value |
Var1 & Var10 |
22 |
0,2391 |
1,1012 |
0,2838 |
Var2 & Var10 |
22 |
0,3015 |
1,4142 |
0,1726 |
Var3 & Var10 |
22 |
- 0,1055 |
- 0,4746 |
0,6402 |
Var4 & Var10 |
22 |
0,1177 |
0,5304 |
0,6016 |
Var5 & Var10 |
22 |
0,1785 |
0,8113 |
0,4266 |
Var6 & Var10 |
22 |
- 0,0026 |
- 0,0118 |
0,9906 |
Var7 & Var10 |
22 |
0,2408 |
1,1096 |
0,2803 |
Var8 & Var10 |
22 |
- 0,4743 |
2,4096 |
0,0257 |
Var9 & Var10 |
22 |
- 0,4925 |
- 2,5311 |
0,0198 |
Условные указатели:
Var1 – Внутренняяя честность;
Var2 – Самоуверенность;
Var3 – Саморуководство;
Var4 – Заркальное «Я»;
Var5 – Самоценность;
Var6 – Самопринятие;
Var7 – Самопривязанность;
Var8 – Внутренняя конфликтность;
Var9 – Самообвинение;
Var10 – Отношение к себе.
Таблица 3
Корреляционный (детальный) анализ показателей доверия к себе в юношеском возрасте
Pair of Variables |
Valid N |
Spearman R |
t (N-2) |
p-value |
Var1 & Var10 |
28 |
0,4017 |
2,2369 |
0,0340 |
Var2 & Var10 |
28 |
- 0,0981 |
- 0,5027 |
0,6194 |
Var3 & Var10 |
28 |
- 0,2204 |
- 1,1521 |
0,2597 |
Var4 & Var10 |
28 |
0,1063 |
0,5454 |
0,5900 |
Var5 & Var10 |
28 |
- 0,2174 |
- 1,1361 |
0,2662 |
Var6 & Var10 |
28 |
- 0,3300 |
- 1,7828 |
0,0862 |
Var7 & Var10 |
28 |
0,3215 |
1,7316 |
0,0951 |
Var8 & Var10 |
28 |
- 0,1905 |
- 0,9898 |
0,3313 |
Var9 & Var10 |
28 |
- 0,1791 |
- 0,9283 |
0,3617 |
Условные указатели:
Var1 – Внутренняяя честность;
Var2 – Самоуверенность;
Var3 – Саморуководство;
Var4 – Заркальное «Я»;
Var5 – Самоценность;
Var6 – Самопринятие;
Var7 – Самопривязанность;
Var8 – Внутренняя конфликтность;
Var9 – Самообвинение;
Var10 – Отношение к себе.
Таким образом, посредством
корреляционного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании мы постарались проанализировать феномен доверия к себе. Исходя из всего, что мы изучили, можно предположить, что доверие к себе является феноменом психического, которое осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку «вынести» часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем, что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
Поэтому можно говорить о том, что доверие, с одной стороны, является устойчивым образованием личности, которое формируется на определенных этапах онтогенеза, с другой, является динамичным образованием, меняющим свои характеристики в соответствии с конкретной ситуацией взаимодействия [7].
По мнению Ф.В. Бассина единственным подлинным предметом психологического знания должны стать так называемые значащие переживания, к которым можно отнести явление доверия. Особая сложность изучения значащих переживаний заключена в их ситуативности, динамичности, поэтому они характеризуются эффектом «ускользания» в любых экспериментальных процедурах.
Мы предприняли попытку косвенно исследовать феномен доверия в подростковом и юношеском возрасте. Считаем, что эти периоды являются важнейшими для становления личности.
Мы не можем сказать, что полученные данные подтверждают нашу гипотезу эмпирически. Мы заглянули во внутренний мир испытуемого и можем предположить, что в данном пространстве существует, «живет» доверие и оказывает влияние на отношение личности к себе.
Таким образом, в ходе проведенного исследования можно сделать выводы о том что:
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1
Результаты изучения феномена доверия в подростковом и юношеском возрасте 8 «А», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «Б» классов МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска (ноябрь - декабрь 2012г.)
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
6 шкала |
7 шкала |
8 шкала |
9 шкала |
НП | |
1Б |
6 с |
4 с |
3 н |
5 с |
7 с |
2 н |
4 с |
4 с |
2 н |
0 без |
2Б |
8 в |
4 с |
4 с |
5 с |
7 с |
4 с |
5 с |
5 с |
4 с |
- 4 пол |
3Б |
7 с |
5 с |
7 с |
5 с |
7 с |
6 с |
8 в |
3 н |
6 с |
- 3 пол |
4Б |
4 с |
5 с |
4 с |
4 с |
5 с |
5 с |
6 с |
4 с |
1 н |
- 3 пол |
5Б |
8 в |
4 с |
4 с |
5 с |
7 с |
4 с |
5 с |
5 с |
4 с |
- 4 пол |
6Б |
6 с |
5 с |
3 н |
4 с |
6 с |
5 с |
3 н |
0 н |
0 н |
- 2 без |
7Б |
8 в |
7 с |
4 с |
4 с |
6 с |
5 с |
7 с |
5 с |
4 с |
- 2 без |
8Б |
5 с |
4 с |
5 с |
8 в |
6 с |
4 с |
6 с |
6 с |
6 с |
- 7 отр |
9Б |
6 с |
5 с |
5 с |
5 с |
6 с |
4 с |
6 с |
3 н |
4 с |
- 6 отр |
10Б |
6 с |
4 с |
4 с |
5 с |
6 с |
3 н |
7 с |
3 н |
1 н |
- 3 пол |
11Б |
6 с |
6 с |
4 с |
4 с |
5 с |
3 н |
4 с |
5 с |
6 с |
- 5 пол |
12Б |
7 с |
5 с |
3 н |
4 с |
5 с |
2 н |
7 с |
3 н |
2 н |
- 2 без |
13Б |
5 с |
3 н |
2 н |
2 н |
2 н |
2 н |
3 н |
4 с |
4 с |
- 6 отр |
14Б |
5 с |
6 с |
4 с |
6 с |
9 в |
3 н |
7 с |
3 н |
4 с |
- 3 пол |
15А |
6 с |
2 н |
1 н |
3 н |
2 н |
1 н |
2 н |
6 с |
4 с |
- 5 пол |
16А |
4 с |
7 с |
3 н |
6 с |
8 в |
3 н |
5 с |
4 с |
2 н |
- 4 пол |
17А |
4 с |
4 с |
1 н |
6 с |
5 с |
1 н |
5 с |
5 с |
5 с |
- 2 без |
18А |
5 с |
5 с |
5 с |
4 с |
4 с |
3 н |
6 с |
4 с |
4 с |
- 4 пол |
19А |
10 в |
9 в |
7 с |
7 с |
5 с |
3 н |
5 с |
1 н |
1 н |
- 2 без |
20А |
7 с |
4 с |
4 с |
6 с |
6 с |
1 н |
5 с |
3 н |
4 с |
- 3 пол |
21А |
4 с |
3 н |
2 н |
4 с |
3 н |
1 н |
1 н |
5 с |
5 с |
- 4 пол |
22А |
7 с |
5 с |
6 с |
6 с |
7 с |
4 с |
4 с |
6 с |
7 с |
- 4 пол |
1Г |
6 с |
6 с |
7 с |
4 с |
5 с |
3 н |
6 с |
1 н |
3 н |
- 3 пол |
2 Г |
6 с |
5 с |
7 с |
4 с |
6 с |
5 с |
3 н |
6 с |
7 с |
- 4 пол |
3Г |
6 с |
5 с |
2 н |
6 с |
4 с |
2 н |
5 с |
1 н |
1 н |
0 без |
4Г |
6 с |
5 с |
2 н |
5 с |
5 с |
4 с |
5 с |
1 н |
1 н |
0 без |
5Г |
6 с |
5 с |
1 н |
3 н |
6 с |
3 н |
5 с |
4 с |
5 с |
- 6 отр |
6Г |
6 с |
5 с |
2 н |
4 с |
7 с |
3 н |
5 с |
5 с |
2 н |
- 3 пол |
7Г |
8 в |
5 с |
4 с |
6 с |
5 с |
3 н |
5 с |
1 н |
1 н |
0 без |
8Г |
5 с |
4 с |
4 с |
3 н |
3 н |
5 с |
3 н |
6 с |
6 с |
- 3 пол |
9Г |
5 с |
7 с |
7 с |
4 с |
7 с |
5 с |
5 с |
4 с |
2 н |
- 7 отр |
10Г |
6 с |
6 с |
5 с |
5 с |
7 с |
6 с |
4 с |
6 с |
3 н |
- 4 пол |
11Г |
6 с |
4 с |
2 н |
4 с |
4 с |
2 н |
3 н |
4 с |
4 с |
- 6 отр |
12Г |
6 с |
3 н |
2 н |
5 с |
4 с |
5 с |
2 н |
5 с |
2 н |
- 6 отр |
13Г |
6 с |
7 с |
7 с |
7 с |
7 с |
5 с |
5 с |
0 н |
0 н |
- 4 пол |
14Г |
5 с |
6 с |
7 с |
8 в |
9 в |
5 с |
6 с |
4 с |
1 н |
- 5 пол |
15Г |
7 с |
5 с |
4 с |
6 с |
5 с |
4 с |
7 с |
1 н |
1 н |
- 4 пол |
16Г |
6 с |
3 н |
1 н |
3 н |
1 н |
1 н |
4 с |
7 с |
8 в |
0 без |
17Г |
4 с |
6 с |
4 с |
6 с |
7 с |
8 в |
7 с |
5 с |
3 н |
- 4 пол |
18В |
6 с |
5 с |
4 с |
4 с |
4 с |
1 н |
5 с |
1 н |
1 н |
- 4 пол |
19В |
5 с |
4 с |
4 с |
4 с |
5 с |
5 с |
3 н |
10 в |
7 с |
- 7 отр |
20В |
6 с |
5 с |
5 с |
6 с |
7 с |
5 с |
5 с |
1 н |
1 н |
- 6 отр |
21В |
7 с |
7 с |
5 с |
6 с |
7 с |
6 с |
5 с |
3 н |
1 н |
- 4 пол |
22В |
7 с |
3 н |
2 н |
5 с |
7 с |
5 с |
8 в |
5 с |
3 н |
0 без |
23В |
7 с |
7 с |
7 с |
5 с |
9 в |
3 н |
4 с |
5 с |
6 с |
- 5 пол |
24В |
4 с |
4 с |
2 н |
5 с |
6 с |
5 с |
3 н |
5 с |
5 с |
- 6 отр |
25В |
6 с |
5 с |
4 с |
5 с |
7 с |
4 с |
2 н |
3 н |
4 с |
- 6 отр |
26В |
6 с |
5 с |
4 с |
6 с |
7 с |
3 н |
5 с |
4 с |
4 с |
- 2 без |
27В |
5 с |
3 н |
3 н |
3 н |
1 н |
4 с |
5 с |
6 с |
6 с |
- 5 пол |
28В |
6 с |
3 н |
2 н |
4 с |
3 н |
1 н |
2 н |
1 н |
4 с |
- 3 пол |
Информация о работе Доверие к себе в юношеском и подростковом возрасте