Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 16:54, курсовая работа
Описание работы
Ребенок родился, незаметно подрастает. Его самосознание плавно меняется. Он достигает возраста отрочества, юности. И вот она - эпоха «второго рождения», открытие собственного «Я», но уже в новом качестве. Изменяется стиль общения подростка со сверстниками, юноши и девушки смотрят друг на друга по-другому. В психологии общения выделяют три стиля: - интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции.
Ребенок родился, незаметно
подрастает. Его самосознание плавно меняется.
Он достигает возраста отрочества, юности.
И вот она - эпоха «второго рождения», открытие
собственного «Я», но уже в новом качестве.
Изменяется стиль общения подростка со
сверстниками, юноши и девушки смотрят
друг на друга по-другому.
В психологии общения выделяют
три стиля: - интимные отношения, стереотипные
отношения и состояние изоляции.
Главное психологическое и
эмоциональное приобретение ранней юности
считается открытие своего внутреннего
мира. Для ребенка единственная осознаваемая
реальность - это внешний мир, куда он проецирует
и свою фантазию. Осознавая свои собственные
поступки, он еще не осознает собственных
психических состояний. В юности внешний,
физический мир - только одна из возможностей
субъективного опыта, где каждый из юношей
или девушек является неким центром, средоточием.
Появляется необходимость погружаться
в себя, в свои переживания, открывается
целый мир новых эмоций, красота природы,
звуки музыки, то, чему можно восхищаться,
удивляться…Открытие своего внутреннего
мира - радостное и волнующее событие,
но оно вызывает и много тревожных, драматических
переживаний. Вместе с сознанием своей
неповторимости, непохожести на других
приходит чувство одиночества. Собственное
«Я» нередко переживается как смутное
беспокойство или ощущение внутренней
пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Возникает рост потребности в общении
и одновременно повышение его избирательности.
Появляется потребность в уединении, тишине,
молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний
голос не заглушенным суетливыми буднями.
Интимно-личностное общение, как доверительное,
сопереживающее, в юношеском возрасте
занимает, пожалуй, главенствующее место.
На основе откровенности и доверия выстраивается
юношеское общение. Поэтому желание дружить
и любить в этом возрасте очень высоко,
так как является проявлением возрастных
потребностей.
Тема данной курсовой работы
посвящена проблемам дружбы и любви в
юношеском возрасте.
Объектом данной курсовой работы
является юношеский возраст.
Предметом данной курсовой
работы выступает проявление особенностей
юношеского возраста в любви и дружбе.
Целью данной курсовой работы
является изучение особенностей проявления
юношеского возраста в любви и дружбе.
Задачи:
1) изучение научной литературы
по выбранной теме;
2) выполнение теоретического
исследования по выбранной теме;
3) подведение необходимых
выводы и итогов.
Теоретическими основами данной
курсовой работы выступают труды И.С. Кона,
Байярда Р., Байярда Д., Д. Майерса, Р. Бернса,
Р. Кочюнаса, К. Роджерса, Драгуновой Т. и
других видных исследователей проблем
самосознания и взаимоотношений, психологии.
1. Возрастно-психологические
особенности юношеских взаимоотношений
1.1 Дружба в юношеском возрасте
Издревле дружба всегда считалась
высшей нравственной ценностью. Дружбой
дорожили, ее добивались, ею гордились.
И дружба разных людей никогда не бывает
одинаковой, а имеет возрастные, половые
и индивидуально-типологические вариации.
В юношеском возрасте растет
потребность в интимном общении. И оно
превосходит понятие дружбы. «Если школьники
и младшие школьники не разграничивают
дружбу и товарищество, то подростки уже
считают дружбу исключительным, индивидуальным
отношением». Группе подростков было дано
такое задание: дописать незаконченное
предложение: «Друг и приятель не совсем
одно и то же, т.к.…» Некоторые подчёркивали
близость и доверительность дружбы («друг
знает о тебе всё», «с приятелем никогда
не поделишься тем, что доверяешь другу»).
Другие же отмечали большую прочность,
устойчивость дружбы («друга выбирают
на всю жизнь»), взаимопомощь, надежность
(«приятель подведёт, друг - никогда(!))
Ещё более интересную картину даёт распределение
ответов по предложению: «Друг - это тот,
кто…» В предложениях не связанных рамками
сравнения, доминируют два мотива: требование
взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного
понимания со стороны друга. Если дружба
и приятельство разграничиваются более
или менее строго, то число друзей не должно
быть особенно велико, один - два максимум.
Эта гипотеза находит своё подтверждение.
Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается,
а приятелей - возрастает. Вывод: растет
индивидуализация и избирательность дружбы.
Рост избирательности дружеских отношений
сопровождается ростом их устойчивости,
поэтому самый важный сдвиг в психологии
дружбы переходного возраста - рост её
глубины и психологической интимности.
В построении межличностных отношений
это выражается в росте терпимости: ссора,
которая у младших подростков означала
бы конец дружбы, в юности воспринимается
как частность, которой можно пренебречь
ради сохранения более глубокой общности».
По исследованию психологов
и педагогов юноши и девушки 15 - 16 лет тянутся
к тем, с кем есть возрастная разница. Они
вслушиваются в их слова и всматриваются
в их поведение, стараются им подражать.
Дружба со взрослыми для них дорога и желанна.
Потребность в эмоциональном контакте
со старшим иногда принимает форму страстного
увлечения, часто объект обожания идеализируют.
Но все же потребность в дружбе со сверстником
гораздо сильнее. «Отвечая на вопрос: «Человека,
какого возраста вы предпочли бы иметь
своим ближайшим другом - старше себя,
своего возраста или младше?» - юноши всех
возрастов отдают решительное предпочтение
сверстнику (75-80% всех ответов), реже - старшему
(от 11-12 до 18-19%) и совсем редко (от 1-4%) младшему».
У девушек на первом месте тоже стоит ровесница.
Но они значительно чаще, чем юноши отдают
предпочтение старшим, а младших же не
выбирают вовсе.
Понятие «идеального друга»
приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые
психологические потребности. Своеобразный
ориентир на сверстника говорит о стремлении
к более или менее равным отношениям. Дружба
со сверстниками основывается на принципе
сходства и равенства. Выбор же старшего
друга выражает, напротив, потребность
в примере, опеке, руководстве. Здесь могут
преобладать ссылки на то, что: «Старший
может служить образцом»; «Может поделиться
опытом, рассказать о том, чего я ещё не
знаю», то есть подчёркивается момент
зависимости. Но и потребность в общении
с младшим, желание быть вожаком, возможно
лидером у них, делиться опытом, опекать
далеко не редкость в юношеском возрасте.
Хотя общение с младшим по возрасту и важно,
оно воспринимается скорее как дополнение
дружбы со сверстниками, чем как её замена.
У тех, кто дружит исключительно с младшими,
выбор в большинстве случаев вынужденный.
Это может быть следствием отставания
в развитии, когда по кругу интересов и
поведению, а иногда и интеллекту, юноша
объективно ближе к младшим, чем к сверстникам.
Еще одна из причин - результат каких-то
психологических трудностей: застенчивости,
боязни конкуренции в чем-то, особенно
свойственной мальчишеским компаниям,
несоответствия уровня притязаний и возможностей.
Перенос эмоциональной привязанности
на младших в этом случае является некой
компенсацией.
Дружба занимает исключительное,
привилегированное место в ряду юношеских
привязанностей. На вопрос: «Часто ли встречается
настоящая дружба среди ваших сверстников?»
от 45 до 72% старшеклассников ответили,
что редко, причём доля оптимистических
ответов снижается. Это говорит, прежде
всего, о повышении уровня требований
к дружбе, об усложнении её критериев.
Психологическая близость с друзьями,
мера приписываемого им понимания и собственной
откровенности ними в юности максимальна
и значительно превосходит все прочие
взаимоотношения. От друга юноша ждёт
не только оценок близких к его собственной
самооценке, но и превышающих её. В действительности
всё происходит точно так же. Это служит
косвенным подтверждением мысли о том,
что одной из главных неосознаваемых функций
юношеской дружбы является поддержание
самоуважения личности. Юношеская дружба
уникальна так же и в возрастном плане.
Как первая самостоятельно выбранная
глубокая индивидуальная привязанность,
она не только предвосхищает её, но отчасти
включает её в себя.
Однако в дружбе юношей отчётливо
проявляются и противоречия этого возраста.
Известная неопределённость и неустойчивость
представлений о собственном «Я» рождают
желание проверить себя путём разыгрывания
каких-то несвойственных ролей. Юноша
страдает от того, что у него не хватает
средств и возможностей выразить свой
внутренний мир, проявить себя в чем-то.
В юности происходит своеобразная
переоценка ощущений. Явление, человек,
эмоциональное состояние «записаны» в
нашем мозгу на определенной цепочке нервных
связей, и эта цепочка находится в возбуждении,
в «рабочем состоянии», когда мы воспринимаем
данный предмет, данного человека или
вспоминаем о нем.
Повторюсь, что с раннего возраста
восприятие и анализ таких аспектов как
«приятельские» и «дружеские» отношения
для ребенка одинаковы. Он стремится к
общению. К периоду отрочества и юности
появляется разграничение. С одними юноши
открыты в общении, для других становятся
более сдержанными.
Любит, например, человек ту
или иную мелодию. Долгое время с замиранием
сердца прислушивается, если она зазвучит
где-то вдали. Но постепенно она начинает
ему надоедать. Не вообще музыка, а именно
эта мелодия. Она уже меньше волнует его,
не порождает прежних эмоций, и он не стремится
больше слушать ее. А если она и дальше
будет постоянно звучать, «преследовать»
его, вызовет в нем уже противоположные,
отрицательные эмоции.
Видимо, по той же самой причине
в юности часто меняются друзья и приятели.
Возникает эмоциональная усталость от
постоянного контакта с одним и тем же
человеком, в частности, с тем, кого считали
другом. Наступает своеобразное пресыщение
им, появляется потребность в эмоциональном
отдыхе от него. И это явление совершенно
естественное и столь же необходимое,
как и обычный сон.
Эти периодические охлаждения
в юношеском возрасте в межличностных
взаимоотношениях юношей и девушек по
происхождению своему явление естественное,
природное, и, как всякое явление, они не
могут быть безоговорочно отнесены только
к вредным факторам. Я говорила о том, что
эмоциональные ощущения - это механизм,
поддерживающий жизненные процессы в
определенных границах, защищающий организм
от гибели, от разрушения по причине избытка
или недостатка чего-либо.
Нуждаясь в сильных эмоциональных
привязанностях, молодые люди подчас не
замечают реальных свойств их объекта.
При всей их исключительности, дружеские
отношение в таких случаях обычно кратковременны.
Юность эмоциональна; старшеклассники
бурно увлекаются новыми людьми, идеями,
делами. Подростковый и юношеский эгоцентризм
сужает возможности межличностной коммуникации,
порождает своеобразную псевдоинтимность,
когда при внешней близости друзья фактически
не слышат друг друга.
Психология юношеской дружбы
тесно связана с особенностями личности.
Коммуникативные свойства в этом возрасте
весьма устойчивы. Индивидуально-типологические
особенности дружбы, проявляющиеся, в
частности, в степени её глубины и исключительности,
изучены слабо. «Важным фактором является,
по-видимому, темперамент; импульсивные
люди легче раскрываются перед другими,
и это вызывает ответный эмоциональный
отклик, облегчая установление дружеского
контакта. Есть люди, у которых потребность
в психологической дружбе вообще мало
развита. Это бывает следствием не только
эгоизма или эмоциональной бедности, но
и гипертрофии мотива достижения: человек,
целиком поглощённый предметной деятельностью,
уделяет меньше внимания собственным
переживаниям и окружающим людям». Девичьи
критерии дружбы тоньше, более насыщены
психологическими мотивами, чем юношеские,
девочки чаще испытывают дефицит интимности.
Мотив понимания в определения дружбы
выражен у девочек и девушек сильнее, чем
у мальчиков, юношей. Сам смысл этого понятия
для них меняется. В общении с подругами
у девушек сильнее, чем у юношей, звучат
интимные темы. Эти различия весьма существенны,
но нужно подчеркнуть, что они являются
не только половыми, а половозрастными.
Дело не только в том, что женщины вообще
более эмоциональны, придают большее значение
межличностным отношениям и больше склонны
к самораскрытию, чем мужчины, но и в том,
что девочки раньше созревают, у них раньше
проявляются сложные формы сознания, следовательно,
и потребность в интимной дружбе.
Одна из самых распространённых
проблем юношеского возраста - застенчивость,
однако благоприятный климат в коллективе
и интимная дружба помогают юношам и девушкам
преодолеть застенчивость и имеют в этом
смысле большую психотерапевтическую
ценность.
Юношеский возраст характеризуется
новым типом общения, предметом которого
является сам молодой человек как субъект
отношений. Самые большие открытия в таких
отношениях делаются о себе самом.
1.2 Любовь в юношеском возрасте
Трудно установить, когда на
земле появилась любовь. Можно, конечно,
сказать, что она существует столько же
времени, сколько существуют люди. Ведь
возникновение человека - это и есть возникновение
его избирательно индивидуального отношения
к вещам, событиям, явлениям жизни, к другим
людям, в том числе и представителям другого
пола. Но распространение и нынешнее значение
свое любовь получила не сразу и не так
давно. Общественное мнение, мораль, идеология,
господствующие в ту или иную эпоху, относились
к ней хотя и неодинаково, но всегда весьма
неласково.
Когда человек радуется радостью
другого, страдает страданием другого,
когда он стремится доставить радость
другому или уменьшить его страдание -
это чувство мы называем любовью. Для матери
радость и благополучие ребенка - источник
величайшей радости. И наоборот, радость
матери - источник положительных эмоций
для малыша.
Мать, и только она, может любить
малыша не за какие-то его достоинства,
а просто за то, что он существует, независимо
от того, «хороший» он или «плохой». В этот-то
период вырабатывается способность быть
любимым; лишь потом появляется умение
- уже взрослого человека - любить другого,
например, мать. Ребенок, лишенный «любви
существования», когда с ним обращаются
как с ненужным, мешающим жить объектом,
постепенно перестает уважать себя. Ему
начинает казаться, что он никому не нужен,
возникает чувство неполноценности. В
дальнейшем у него слабо развивается чувство
достоинства и самоуважения; ему бывает
трудно и в семейной жизни.
Великая энергия любви пробуждает
в человеке творческое начало. В основе
стремления к творчеству всегда лежит
мотив достижения: человек хочет сделать
что-то лучше, чем он делал это раньше.
Творить для любимого - это величайшая
радость, дающая эстетическое наслаждение,
гармонию.
Вообще потребность в достижениях
- очень важная черта личности.
Психологи выявили, что люди
с высокой потребностью творить, легче
подходят к решению любых проблем, лучше
учатся, эффективнее работают. Люди старших
возрастов отмечают, что любят, скорее
«вопреки», чем за что-то. Источником любви
они осознают себя, а не партнера. Еще более
очевидной становится ситуация, если любовь
безответна. Для юноши или девушки любовь
- это, чаще всего, незнакомое чувство.
Они пока не знают, как она приходит, и
как уходит. Появление предмета любви
- это некое таинство в жизни молодого
человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные
переживания. «Юношеская потребность
в самораскрытии часто перевешивает интерес
к другому, каким он фактически является,
побуждая не столько выбирать любимого,
сколько придумывать его».