Дружба и любовь в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Ребенок родился, незаметно подрастает. Его самосознание плавно меняется. Он достигает возраста отрочества, юности. И вот она - эпоха «второго рождения», открытие собственного «Я», но уже в новом качестве. Изменяется стиль общения подростка со сверстниками, юноши и девушки смотрят друг на друга по-другому.
В психологии общения выделяют три стиля: - интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.95 Кб (Скачать файл)

Личность психолога - один из наиболее важных факторов психологической работы и изменений в жизни клиента. Слово «консультация» происходит от латинского «consulto» - совещаться, заботиться.

Психолог должен уметь создать атмосферу безусловного уважения и эмоционального тепла, изначального доверия и понимания, принятия индивидуальности человека, ценить уникальность его внутреннего мира, не давать оценок услышанному, обладать душевной отзывчивостью, способностью сопереживать и сочувствовать и внутренней потребностью быть полезным для клиента. И, конечно, психолог должен обладать соответствующей квалификацией, так как он должен сохранять при этом способность к анализу и выявлению тех факторов, которые приведут клиента к желаемому положительному результату.

2.2 Диагностика регуляции  переживаний в юношеском возрасте

Основные организационные формы оказания психологической помощи.

1 Индивидуальное консультирование

* экстренная психологическая  помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)

* индивидуальная психолого-педагогическая  помощь

* индивидуальное психологическое  консультирование

* катарсическая психотерапия

* библиотерапия

* психоанализ

2 Семейное консультирование

* тренинг эффективности  родителя

* поведенческая терапия

* коллаборативная терапия (терапия совместного проживания - Спок)

* конкурентная терапия

3 Групповое консультирование

* ролевой и коммуникативный  тренинг

* психодрама

* тренинг сензитивности (эмпатии)

* группы встреч

* разъяснительная психотерапия (лекции)

* телесно-ориентированные  тренинги

* арт-терапия

* тренинг делового общения

* групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1 Проблемно-ориентированное  консультирование (consulting). Акцент здесь  делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы.

2 Личностно-ориентированное  консультирование (counseling). Центрировано  на анализе индивидуальных, личностных  причин проблемы, процессе складывания  деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем  в будущем.

3 Решение-ориентированное  консультирование (solution talk). Упор здесь  делается на активацию собственных  ресурсов клиента для решения  проблемы. Овчарова Раиса Викторовна  позволяет выделить шесть бинарных  оппозиций, в соответствии с которыми  можно составить целый калейдоскоп  видов психологического консультирования:

* Индивидуальное и групповое  консультирование. Групповое психологическое  консультирование чаще всего  организуется после предварительных  индивидуальных консультаций для  клиентов со сходными психологическими  проблемами, или если все они  являются членами одной системы  межличностных отношений (например, семьи).

* Однократные и многократные  консультации.

* Консультации по личному  обращению - консультации в результате  вызова, направления.

* Без дополнительного  тестирования и с дополнительным  тестированием.

* Без привлечения методов  психологической коррекции (доведение  до клиента имеющей отношение  к его проблемам психологической  информации) и с привлечением  этих методов.

* Консультации изолированные  и комбинированные с другими  методами психологической помощи (например, социально-психологический  тренинг между консультациями).

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований. Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

Психологическое консультирование (counselling) по определению Британской ассоциации консультирующих психологов - это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

Более кратко психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

В подростковом, юношеском возрасте эмоциональный аспект имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития, оценка эмоциональной зрелости в юности не может осуществляться.

В этом возрасте трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, так как многие их не осознают, диагностических же средств в этой области явно недостаточно. Методика диагностики регуляторных процессов переживаний значительно расширяет возможности психологического воздействия в психокоррекционной и консультативной работе.

В работе Туревской Т.А. защитные механизмы понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические функции по отношению к переживаниям. Она выделяет три типа такого рода защитных механизмов:

- защитные механизмы, реализующие функции отреагирования переживаний;

- защитные механизмы, ослабляющие или редуцирующие переживания;

- защитные механизмы, направленные на трансформацию переживаний.

Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию.

С периодом взросления происходит изменение интеллектуальных процессов, качественно меняется структура переживаний. Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции. Поэтому при конструировании диагностической методики Туревская Т.А. опиралась на возможность отражения с ее помощью самих защитных механизмов, процесса преобразования переживаний посредством этих механизмов.

Таким образом, итогом данной главы можно считать следующее:

Нуждающимся юношам и девушкам важно вовремя оказывать консультативную помощь;

Одним из главных условий эффективности консультативной помощи выступают искренность и эмпатия консультанта, доверительные отношения с клиентом;

Частые эмоциональные затруднения вызывает разрыв с любимым, и связанная с этим «работа скорби»;

Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания;

Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного значимого события;

Степень зрелости защитных механизмов можно выявить методикой Т.А. Туревской.

Заключение

Мы рассмотрели важнейшие социально-исторические и психологические закономерности дружбы, стараясь опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки.

Любовь - более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее, и, тем не менее, только в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии.

Эмоциональные переживания любви и дружбы, взаимоотношения в юношеском возрасте оставляют яркий след во взрослой жизни, неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» - концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.

Мечта о любви в юности выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.

Переживания юношей и девушек столь глубоки, что иногда необходима специальная консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных. Для того, чтобы повысить эффективность психологической консультативной помощи необходимо построить с молодым человеком доверительные отношения, отнестись всерьез к его переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Возможна также диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного эмоционально значимого события.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. [Текст] /М.: Просвещение, 2001. -195 с. - ISBN 16-09-4654-21.

2. Драгунова, Т.В. Подросток. - [Текст] / М.: Просвещение, 2000. - 148 с. - ISBN 978-5-699-16063-1.

3. Кон, И.С. Психология ранней юности. [Текст] / М.: Просвещение, 2001. - 192c. - ISBN 5-699-05632-7

4. Кон, И.С. Введение в сексологию. [Текст] / М.: Просвещение, 2001- 194c. - ISBN 5-9709-0248-6.

5. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. [Текст] /М.: Просвещение, 2000. -208 c.-ISBN 966-8959-04-3.

6. Майерс, Д. Социальная психология. [Текст] СПб.: Просвещение, 2002. 589c. ISBN 5-89886-104-1.

7. Мудрик, Л.В. Современный старшеклассник. [Текст]/ М.: Просвещение, 2006. - 301c. - ISBN 5-7793-0941-8.

8. Немов, Р.С. Психология. [Текст] / М.: Просвещение, 2003. - 345c. - ISBN 978-5-699-23998-6.

9. Сапогова. Е.Е Психология  развития человека: Учебное пособие. [Текст]/ М.: Просвещение, 2001. -255 с. - ISBN 65-1209-4654.

10. Шпрангер, Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. [Текст] /М.: Просвещение, 2007. - 350c. - ISBN 5-7107-9594-1.

 


Информация о работе Дружба и любовь в подростковом возрасте