Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 16:54, курсовая работа
Описание работы
Ребенок родился, незаметно подрастает. Его самосознание плавно меняется. Он достигает возраста отрочества, юности. И вот она - эпоха «второго рождения», открытие собственного «Я», но уже в новом качестве. Изменяется стиль общения подростка со сверстниками, юноши и девушки смотрят друг на друга по-другому. В психологии общения выделяют три стиля: - интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции.
Любовь предполагает большую
степень интимности, чем дружба, она как
бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая
степень эмоционально-положительного
отношения субъекта, который возводят
в центр своих переживаний, интересов.
Зачастую юношеская мечта о любви выражает,
прежде всего, жажду эмоционального контакта,
понимания, душевной близости. Потребность
в самораскрытии и интимной человеческой
близости и чувственно-эротические желания
очень часто не совпадают и могут быть
направлены на разные объекты. Психологическая
близость вначале легче достигается с
человеком собственного пола, с которым
подростка связывает широкий круг общих
значимых переживаний, включая и эротические.
Наиболее разработанная, опирающаяся
на эмпирические данные современная классификация
(по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть
стилей любви»:
2) людус - гедонистическая
любовь-игра, не отличающаяся глубиной
чувства и сравнительно легко
допускающая возможность измены;
3) сторге - спокойная, теплая
и надежная любовь-дружба;
4) прагма - рассудочная, совмещающая
людус и сторге, легко поддающаяся
сознательному контролю любовь
по расчету;
5) мания - иррациональная
любовь-одержимость, для которой
типичны неуверенность и зависимость
от объекта влечения;
6) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача,
синтез эроса и сторге.
У юношей любовные переживания
содержат больше эротических и особенно
людических аспектов. У девушек - ярче
выражены прагматические, сторгические
и маниакальные черты. Маниакальные увлечения
типичнее для подростков и юношей, нежели
для взрослых. Исследователями было обнаружено,
что некоторые стили, например, эрос, предполагают
высокую степень удовлетворенности отношениями,
другие - такие, как людус - чаще приносят
меньшее удовлетворение. Некоторые любовные
стили характерны для всех любовных пар:
взаимопонимание, желание помогать во
всем, удовольствие от общения друг с другом.
Некоторые элементы являются отличительными
чертами. Страстная любовь выражается
физически. Страстно любящие пары почти
не обращают внимания на окружающих, и
главным образом не сводят глаз друг с
друга.
Любовь-страсть эмоциональная,
волнующая, интенсивная. Э. Хатфилд определяет
ее как «состояние непреодолимого желания
соединиться с любимым». Если чувство
обоюдное, юноша и девушка переполнены
любовью и испытывают радость, если нет,
то такая любовь опустошает и приводит
в состояние отчаянья. Подобно другим
формам эмоционального возбуждения, страстная
любовь представляет собой смесь восторга
и унынья, радостного трепета и тоскливой
удрученности. Любовь-страсть - состояние
мощного влечения к союзу с другим человеком.
Страстно влюбленные целиком погружаются
друг в друга, приходят в экстаз, когда
добиваются любви своего партнера, и безутешны,
когда ее теряют. Но в отличие от юношей,
девушки более склонны сосредотачивать
внимание на интимной доверительности
отношений и на необходимости заботиться
о своем партнере. Парней же более занимает
игровая и физическая сторона их отношений.
Ожидание любви и ее переживание
у юношей и девушек неизбежно связано
с сексуальным поведением, которое, в свою
очередь, определяется у них, как скоростью
полового созревания, так и социальными
факторами. Большую роль в построении
любовных отношений играют представления
о том, каким должен быть любимый человек.
Эти представления служат как бы эталоном
выбора и критерием его оценки. В социальной
психологии по этому поводу имеются три
гипотезы:
1) Идеальный образ любимого
предшествует образу реального
объекта, побуждая личность искать
того, кто бы максимально соответствовал
этому образу. У молодых людей
этот идеальный образ расплывчат
и содержит множество нереалистичных
деталей;
2) Бессознательная идеализация
предмета любви, которому приписываются
желательные черты, независимо от
того, какой он на самом деле;
3) Свойства реального
объекта любви определяют идеал
влюбленного.
По всей вероятности, все три
гипотезы имеют под собой известные основания.
В одних случаях «предмет» любви выбирается
в соответствии с ранее сложившимся образом,
в других - имеет место идеализация, в третьих
- идеал формируется или трансформируется
в зависимости от свойств реального объекта.
Но каково соотношение этих моментов и
как они сочетаются у разных людей и в
разных обстоятельствах - наука сказать
не может.
В юношеском возрасте формируется
морально-психологическая готовность
к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает»
по отношению к сексуальной мотивации».
Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное,
эстетическое проявление любви людей,
отмечает: «Для психологии подростка,
однако, самым важным является установление
того факта, что в годы развития природа
сохраняет обе стороны еще отдельными
в переживании друг от друга, и что созвучие
обоих моментов в одном большом переживании
и связанном с ним акте оплодотворения
является симптомом зрелости. В сознании
подростка эротика и сексуальность вначале
резко отделены друг от друга. Это самое
существенное положение, которое следует
установить в данной связи». Также готовность
проявляется в реалистичных представлениях
о материально-финансовой стороне жизни
семьи, сформированности чувства долга
по отношению к супругу и семье в целом.
Подводя резюме в данной главе,
можно сделать следующие краткие выводы:
1 Юношеская любовь - это
одно из важнейших событий
этого возраста. Память о нем
сохраняется, как правило, на всю
жизнь, благодаря ярким и незнакомым
переживаниям;
2 В любви и в дружбе
развивается самосознание юноши,
оформляются его жизненные планы;
3 Мечта в юности о
любви выражает, прежде всего, жажду
эмоционального контакта, понимания, душевной
близости. Потребность в самораскрытии
и интимной человеческой близости и чувственно-эротические
желания очень часто не совпадают и могут
быть направлены на разные объекты;
4 Именно в юношеском
возрасте формируется морально-психологическая
готовность к семейной жизни;
5 Дружба - важнейший вид
эмоциональной привязанности и
межличностных отношений юношеского
возраста, где поддерживается самоуважение
личности.
2. Оказание психологической
помощи в преодолении негативных переживаний
юношеского возраста
2.1 Консультативная помощь
юношам и девушкам
дружба любовь юношеский взаимоотношение
В последнее время многие молодые
люди обращаются за помощью к консультантам
или психотерапевтам. Они испытывают проблемы
во взаимоотношениях со сверстниками,
многие из них находятся в состоянии тревоги,
страха. Находятся в состоянии депрессии.
Если с самого начала юноша или девушка
отнесется к консультанту с доверием,
то далее он сможет смелее делиться своими
чувствами, мыслями, страхами, которые
не так легко обсуждать с чужим человеком.
Консультант должен не оценивать, а слушать,
слышать и понимать. Подростки и юноши
часто слышат от своих близких: «Твои проблемы
надуманы, не морочь мне голову». А между
тем, речь идет очень часто не об объективно
существующих затруднениях, а о переживаниях
по поводу значимых отношений, их нарушениях
или невозможности их построить.
Искренность - одно из важнейших
условий консультирования юношей. По мнению
К. Роджерса, конгруэнтность означает,
что в межличностных отношениях консультант
непринужденно и самобытно выражает свои
переживания… Конгруэнтность представляет
собой осознанную или неосознаваемую
противоположность демонстрации фасада…
Известно, что проявление самости не считается
в психотерапии идеальным стилем. Терапевту
вовсе и не следует демонстрировать интегрированность
высшей степени на каждом шагу. Достаточно
оставаться самим собой во время психотерапевтического
контакта.
Консультант не должен испытывать
симпатию к своему клиенту. Напротив, проявление
эмпатии в общении означает, что консультант
чутко и точно реагирует на переживания
клиента, словно это его собственные переживания.
Подразумевается способность «вжиться»
в субъективный мир клиента и понять смысл
разных событий в этом мире. Одна из частых
проблем в юности - переживания по поводу
разрыва с любимым человеком. В этом возрасте
отношения отличаются скоротечностью
и неустойчивостью, поэтому разрывы часты
и болезненны. Как это ни странно, но переживание
утраты сродни переживанию смерти близкого
человека, так как он уходит из внутреннего
мира любящего, перестает служить источником
мотивов, а, следовательно, порождает схожую
динамику переживаний.
Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв
- это смерть отношений, вызывающая самые
разнообразные, но почти всегда болезненные
чувства». В этом случае консультанту
необходимо иметь в виду, что, прежде чем
выстраивать новые отношения с бывшим
возлюбленным, молодой человек, так или
иначе, скорее всего, проделает то, что
З. Фрейд называл «работой скорби». Она
проходит несколько более-менее выраженных
этапов:
1) Этап отрицания.
2) Этап озлобленности.
3) Этап переговоров.
4) Этап депрессии
5) Этап адаптации.
Спектр проблем, которые возникают
после разрыва отношений, довольно широк
- от заниженной самооценки и депрессии,
до невозможности выстраивать новые отношения.
В юности тяжело переживается одиночество,
кажется, что не можешь контролировать
ситуацию. Так как любовные отношения
в юношеском возрасте, в большинстве случаев,
разворачиваются на глазах у сверстников,
страдания еще более обостряются. Главное
в таком консультировании - это помощь
в построении позитивной «Я» - концепции,
преодоление непродуктивных переживаний.
Основные организационные формы
оказания психологической помощи.
1 Индивидуальное консультирование
* экстренная психологическая
помощь в экстренных ситуациях
(телефон доверия)
В Психотерапевтической энциклопедии
под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны
следующие виды психологического консультирования:
1 Проблемно-ориентированное
консультирование (consulting). Акцент здесь
делается на модификации поведения,
анализе внешних причин проблемы.
Цель работы с клиентом: формирование
и укрепление способности клиента
к адекватным ситуации действиям,
овладение техниками, позволяющими
улучшить самоконтроль. Много приемов,
используемых в рамках этого
направления, взято из поведенческой
терапии.
2 Личностно-ориентированное
консультирование (counseling). Центрировано
на анализе индивидуальных, личностных
причин проблемы, процессе складывания
деструктивных личностных стереотипов,
предотвращении подобных проблем
в будущем. Консультант здесь
принципиально воздерживается от
советов и организационной помощи,
так как это уводит в сторону
от внутренних, глубинных причин
проблемы. Много приемов, используемых
в рамках этого направления, взято
из многочисленных психоаналитических
и постпсихоаналитических течений
западной психотерапии. Прежде всего,
сюда следует отнести техники
гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
3 Решение-ориентированное
консультирование (solution talk). Упор здесь
делается на активацию собственных
ресурсов клиента для решения
проблемы. Представители этого подхода
обращают внимание на тот факт,
что анализ причин проблемы
неминуемо приводит к усилению
чувства вины у клиента, что
является препятствием к сотрудничеству
психолога-консультанта и клиента.
Много приемов, используемых в
рамках этого подхода, взято из
краткосрочной позитивной терапии.
Существуют разные виды психологической
помощи: непосредственно консультирование,
психологическая коррекция, психотерапия,
психопрофилактика, психологическая реабилитация,
психологическое развитие или формирование
новых психических операций или психических
образований. Здесь имеет значение глубина
погружения, уровень процесса оказания
психологической помощи.
Психологическое консультирование
(counselling) по определению Британской ассоциации
консультирующих психологов - это есть
специфические отношения между двумя
людьми, при которых один человек (консультант)
помогает другому человеку (клиенту) помочь
самому себе.
Это способ общения, позволяющий
человеку (клиенту) изучать свои чувства,
мысли и поведение, чтобы прийти к более
ясному пониманию самого себя, а затем
открыть и использовать свои сильные стороны,
опираясь на внутренние ресурсы для более
эффективного распоряжения своей жизнью
через принятие адекватных решений и совершение
целенаправленных действий. На мой взгляд,
такое определение наиболее удачно отражает
суть, характер и содержание этого вида
психологической помощи.
Более кратко психологическое
консультирование - это внелечебная психологическая
помощь, оказываемая специалистами здоровым
людям с целью коррекции отношений и повышения
качества жизни. Консультирование - широко
распространенный сегодня и один из основных
инструментов в области интеллектуальных
технологий.
Консультативная практика применяется
в любой сфере, где используются психологические
знания: в организациях и управлении, в
медицине и психотерапии, в педагогике
и образовании, в кадровой и менеджерской
работе. В настоящее время в каждой из
этих областей накоплен значительный
потенциал знаний и опыт практического
использования различных техник консультирования,
который может быть полезен для специалистов
других сфер практики.
Следствием такого понимания
консультирования является построение
отношений взаимного сотрудничества психолога
со своим клиентом во время психологической
консультации, основанные на взаимном
доверии и уважении, на равенстве и взаимной
открытости.
В этом отличие от отношений
врачебной помощи, в которых врач всегда
лучше знает, в чем состоит проблема пациента
и как ее лечить, поэтому не спрашивает
согласия пациента на выбор стратегии
лечения, применение определенных методов
и средств, и не объясняет пациенту их
сути, оснований своего выбора и причин
своего решения. Врач выбирает стратегию
лечения, а пациент лишь ее исполняет.