Фактор личного влияния в общении, типы личного влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.
Важным социально-психологическим явлением в жизни группы и коллектива является лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других членов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3
1. Коммуникативные стороны общения………………………………. 5
1.1. Перцепция……………………………………………………………. 8
1.2 Рефлексия понимания в общении…………………………………... 10
2 Понятие личного влияния…………………………………………… 11
2.1. Лидерство и его разновидности…………………………………….. 12
2.2 Типы личного влияния………………………………………………. 17
Заключение……………………………………………………………. 20
Список используемой литературы…………………………………... 22

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………

3

1.

Коммуникативные стороны  общения……………………………….

5

1.1.

Перцепция…………………………………………………………….

8

1.2

Рефлексия понимания в общении…………………………………...

10

2

Понятие личного влияния……………………………………………

11

2.1.

Лидерство и его разновидности……………………………………..

12

2.2

Типы личного влияния……………………………………………….

17

 

Заключение…………………………………………………………….

20

 

Список используемой литературы…………………………………...

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек в течение жизни  постоянно общается с другими  людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между  людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.

Творческие потенции человека реализуются не только в новых  тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые  высоты, придает им необходимый импульс  и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.

Основным микроэлементом общества многие социальные психологи  считают малую группу. Именно здесь  разыгрываются те социально-психологические  процессы, от которых зависит эмоциональное  самочувствие каждого отдельного человека. Что же такое группа?

В социальной психологии различают  разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.

Условная группа – это  общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в нее, выделяются по определенному признаку (например, команда лучших футболистов мира и пр.).

Реальная группа – это  фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями.

Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие  стихийно – неформальными.

 

Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.

Коллектив как целостное  развивающееся социальное образование  обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону  развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет  судить об уровне коллектива в целом. К числу таких характеристик  в социальной психологии относят  следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.

Важным социально-психологическим  явлением в жизни группы и коллектива является лидерство, проявляющееся  в преимущественном воздействии  одного члена группы (или коллектива) на других членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коммуникативные  стороны общения.

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека (Краткий психологический  словарь. М., 1985). Из определения общения  вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

-коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

-интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

-перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникация – процесс  двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы добиться успеха в коммуникации, необходимо иметь  обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как  относятся к проблеме). [1]

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной  коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием  ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система  внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причиной плохой коммуникации могут быть:

-стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций; в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

- «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

-плохие отношения между людьми, поскольку, если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости нашего взгляда;

-отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

-пренебрежение фактами, то есть, привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

-ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;

-неверный выбор стратегии и тактики общения.

Передача любой информации возможна посредством различных  знаковых систем. Обычно различают  вербальную (в качестве знаковой системы  используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В структуру речевого общения  входят:

- значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

-речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая и низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;

-характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, а также разделительные звуки (покашливание); нулевые звуки – паузы.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки  интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько  форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму); паралингвистику (система вокализации  голоса, паузы, покашливания и прочее); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система контакта глазами).

Информацию о том, что  переживает человек, может дать мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные  слова. Так, замечено, что человек  пытается скрыть свою информацию (или  лжет), если его глаза встречаются  с глазами партнера менее 1/3 времени  разговора.[2]

Много информации при общении  несут жесты, в языке жестов, как  и в речи, есть слова, предложения.

Интерактивная сторона общения  – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые  связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Корме кооперации и конкуренции говорят также  о согласии и конфликте, приспособленчестве и оппозиции, ассоциации и диссоциации. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных  видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации  совместной деятельности, являются «позитивными»  с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или  иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой  определенного рода препятствие.

1.1 Перцепция

Процесс восприятия одним  человеком другого выступает  как обязательная составная часть  общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению  – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних  данных. Впечатления, которые возникают  при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется  сам познающий индивид; во-вторых, потому, чтоот меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно  раскрывается другой человек (в большем  количестве и более глубоких характеристиках), тем более полно становится и  представление о самом себе. В  ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого  другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление  себя с другими осуществляется как  бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Значит, при  построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в  расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как  этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.[3]

Основными механизмами взаимопонимания  в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Термин «идентификация»  имеет в социальной психологии несколько  значений. В проблематике общения  идентификация – это мысленный  процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать  и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. р лидерство

Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

 

1.2 Рефлексия

Рефлексия в проблеме понимания  друг друга – это осмысление индивидом  того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного  отражения участников общения рефлексия  является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов  общения, коррекции их понимания  особенностей внутреннего мира друг друга.

Информация о работе Фактор личного влияния в общении, типы личного влияния