Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей памяти
3. Выявить особенности памяти студентов и определить факторы влияющие на эффективность запоминания
Объект исследования: студенты первого курса гуманитарного факультета СибГТУ
Предмет: факторы, влияющие на эффективность запоминания
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 6
1.1. Особенности памяти человека6
1.2. Правила запоминания13
Выводы по первой главе23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ24
2.1 Этапы и методы работы24
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы26
Выводы по второй главе33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК36
Курсовая работа по общей психологии
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ
Научный руководитель:
К.П.Н, доцент
______________.
(подпись)
_____________(оценка, дата)
Разработал:
студент гр.
_____________
(подпись)
______________(дата)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 6
1.1. Особенности памяти человека6
1.2. Правила запоминания13
Выводы по первой главе23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ24
2.1 Этапы и методы работы24
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы26
Выводы по второй главе33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК36
ПРИЛОЖЕНИЕ №138
ПРИЛОЖЕНИЕ №239
ПРИЛОЖЕНИЕ №340
ВВЕДЕНИЕ
Еще Ларошфуко заметил, что почти все люди жалуются на свою память, но никто — на свой здравый смысл. Именно она, коварная, подводит в самый неподходящий момент — а где он, подходящий? Вместо полной информации выдает человеку обрывки, которые сложно не только пересказать, но и собрать воедино.
Но если во времена Ларошфуко еще можно было позволить себе роскошь иметь слабую память, то в XXI, информационном веке на это рассчитывать не приходится. Уже некогда повторять, привлекая «мать учения» к профессиональной деятельности. Информация удваивается в течение полутора лет, и ее нужно «схватывать на лету», с первого предъявления, и использовать практически сразу же. Именно поэтому хорошая память становится налогом профессионального успеха и карьерного роста.
Казалось бы, современные средства накопления и переработки информации позволяют в считанные секунды извлекать нужные сведения и сводить их в систему, но машина, как бы хороша она ни была, не выдвигает гениальные идеи, не управляет людьми и не развивает культуру. Это может сделать только человек, чьи возможности, к сожалению, ограниченны. Однако, несмотря па ограниченность возможностей, безграничны стремление к совершенствованию и поиск новейших методов как в развитии собственной памяти, так и в систематизации знаний, которые нужно усвоить и постоянно пополнять.
Парадоксально, но факт: мы не знаем возможностей своей памяти, а только приблизительно оцениваем ее ресурсы. Причем чаще всего недооцениваем. Психологи, используя новейшие методы изучения памяти, убедительно доказали, что люди не знают ее законов и, следовательно, не умеют их использовать, что, естественно, ведет к снижению КПД умственного труда. И в этом не вина людей, а их беда.
Развитие памяти неразрывно связано с развитием всех психических функций и, прежде всего, мышления. Отвлекаясь от наглядной действительности и используя Слово, человек преобразует мир, «удваивая» его, добавляя при этом понятия и символы, оперирует ими, устремляясь в те сферы, которые недоступны в личном опыте.
Мышление, как и память, необходимо систематически тренировать, ибо, по меткому утверждению JI.C. Выготского, именно «обучение ведет за собой развитие». Но обучение — не просто зубрежка, это сбалансированный процесс, который направлен на «зону ближайшего развития». Только в этом случае можно добиться успеха.
В учебных заведениях основная нагрузка приходится не на мышление, восприятие, воображение или внимание, а на память, но именно ее методы остаются на уровне средневековья. Вся тяжесть усвоения знаний ложится на школьника или студента, насильно запихивающих в себя информацию, которая плохо переваривается и поэтому слабо усваивается. Наиболее предприимчивые стремятся облегчить процесс запоминания, самостоятельно изучая и используя новейшие методы работы с памятью, а также методы совершенствования других познавательных процессов, с памятью неразрывно связанных: восприятия, мышления, воображения. Они читают статьи и книги, посещают развивающие семинары и тренинги.
Цель: рассмотрение природы человеческой памяти, её структура и механизм запоминания.
Гипотеза: от факторов запоминания, от внимательности человека зависит то, как человек воспринимает окружающий мир и на что прежде всего обращает внимание.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей памяти
3. Выявить особенности памяти студентов и определить факторы влияющие на эффективность запоминания
Объект исследования: студенты первого курса гуманитарного факультета СибГТУ
Предмет: факторы, влияющие на эффективность запоминания
Метод: тестирование
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1.1. Особенности памяти человека
Память — это способность к получению, сохранению и воспроизведению жизненного опыта. Опыт понимается очень широко: от простейших действий с предметами, например, перекладывание авторучки на столе, до чтения сложнейших математических текстов[23].
Люди по-разному понимают окружающую действительность и поэтому предпочитают запоминать разными способами: одни сосредоточены на картинах, лицах, предметах, цветах, звуках, другим легче представить диаграммы, формулы и графики, третьи с легкостью оперируют и образным, и абстрактным материалом. Например, А.П. Чехов каждый день недели представим в образе женщины: пятница — сухопарая «старая дева», а суббота — веселая молодая вдовушка. Он чаще всего использовал наглядно-образный тип памяти. Галилео Галилей утверждал, что природа разговаривает с людьми на языке математики, и использовал словесно-логический тип памяти. Леонардо да Винчи одинаково хорошо ориентировался и в наглядно-образном, и в словесно-логическом материале, используя гармонический тип памяти.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. И здесь люди различаются по преобладающей модальности восприятия и запоминания: аудиалисты (слух), визуалисты (зрение) и кинестетики (положение тела в пространстве). В соответствии с этим различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти. Особенности памяти зависят от характера деятельности человека, которая в свою очередь определяется склонностями и способностями[3].
Словесно-логическая память — это память, в основе которой лежат мышление и речь. В силу того, что мысли не существуют без языка, память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Такая память может передавать либо только основной смысл материала, либо буквальное его словесное оформление. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием[7].
Следует заметить, что словесно-логическая память является специфической человеческой памятью в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, она выступает ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех иных видов памяти. Именно словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
По временному критерию память разделяют на оперативную, кратковременную и долговременную.
Оперативная память удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Обслуживая конкретный вид деятельности, которой в данный момент занят человек, она фиксирует информацию, не осмысленную личностью, а сохраняющуюся в том виде, в котором эта информация поступила. Длительность работы оперативной памяти — от долей секунд, при простейших сенсомоторных реакциях, до нескольких часов, как, например, при просмотре захватывающего фильма или слушании концерта[7].
Вариантом оперативной памяти является память сенсорная, которая содержит непосредственный отпечаток сенсорной информации (чувственное восприятие). Она удерживает краткое время довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Например, если провести по руке тампоном из ваты, то у человека вначале сохраняется реальное ощущение прикосновения, а затем лишь воспоминание о том, что оно было. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, так как они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности[13].
Кратковременная (краткосрочная) память — процесс относительно небольшой по длительности (несколько секунд, минут), но достаточный для полного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Удерживаемая информация представляет собой не полное отражение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную их интерпретацию — как отзвук только что произошедшего. Такая память удерживает информацию иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорного материала. В процесс кратковременной памяти вмешивается мышление, понимание того, что человек воспринял. Так, если при вас произнесли фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова.
Долговременная (долгосрочная) память. Характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде — более обобщенном и систематизированном. Долговременная память представляет собой интерпретацию событий, но информация может воспроизводиться через достаточно большие промежутки времени[24].
Психологи описывают эмоциональную память — память на чувства. Эмоции всегда указывают на то, как удовлетворяются потребности человека, как осуществляются его взаимоотношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, побуждающих либо удерживающих от действий, в зависимости от того, каковы были в прошлом — положительные или отрицательные — переживания. Например, способность сочувствовать другому человеку или сопереживать герою книги основана именно на эмоциональной памяти.
Естественно, все виды памяти действуют в комплексе, взаимодополняя друг друга и обслуживая различные стороны человеческой деятельности.
Память как процесс состоит из четырех составляющих: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание[23].
Запоминание — процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее[23]. Это закрепление протекает по-разному, в зависимости от того, какой вид памяти используется. Разделяют непроизвольное и произвольное запоминание. При произвольном запоминании человек ставит перед собой цель запомнить и прилагает для достижения этой цели волевое усилие. Если же информация очень важна для человека или вызывает живой интерес, то она запоминается непроизвольно.
Воспроизведение — это процесс памяти, в результате которого происходит извлечение информации из долговременной памяти в оперативную. Процесс актуализации может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим можно выделить в воспроизведении узнавание, собственно воспроизведение и припоминание[26].
Узнавание происходит при повторном предъявлении субъекту объекта. Человек непроизвольно узнает предмет, который когда-то воспринимал. Здесь может возникнуть иллюзия, которой часто подвержены студенты: листая книгу, они узнают материал, но это не значит, что они смогли бы его вспомнить на экзамене или зачете.
Собственно воспроизведение проходит без повторного предъявления субъекту объекта. Человек просто вспоминает. Вспоминает он либо непроизвольно, когда образ без видимых причин как бы всплывает в памяти, либо произвольно, ставя перед собой цель и прилагая для воспроизведения волевые усилия.
Иногда происходит явление реминисценции, когда информация, которую человек ранее никак не мог припомнить, при более благоприятных обстоятельствах вспоминается сама, без усилия человека.
Забывание может быть как частичным, так и полным. Частичное забывание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возможности узнать. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести. Полное забывание — невозможно ни воспроизвести, ни узнать. Немецкий психолог Г. Эббингауз на основе многочисленных экспериментов показал, что наибольший объем информации забывается через 72 часа после запоминания[19].
Сохранение. Все, что не забылось, сохраняется. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с целью его деятельности, забывается медленнее. Многое из того, что имеет для человека особенно важное жизненное значение, совсем не забывается. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности[19].
Существует сохранение с открытым доступом, когда и информация может или произвольно, или непроизвольно извлечься из памяти. Однако имеется и сохранение с закрытым доступом, когда вспомнить что-нибудь возможно только при специально организованном воспроизведении, например, при помощи гипноза.
Что же такое «хорошая память», и есть ли люди, которые ею обладают? Счастливы ли они, добились ли успеха? Действительно, примеры выдающейся памяти существуют. Так, Сенека мог повторять две тысячи отдельных слов, услышав их только раз, причем в том же порядке, как они были произнесены. Его друг Порций Латий никогда не забывал речей, им произнесенных. Фемистокл знал имена всех двадцати тысяч граждан Афин. Царь Пирр, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по памяти всех своих солдат. Этими же способностями обладали Ганнибал, Суворов и Наполеон[7].
Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность запоминания