Факторы, влияющие на эффективность запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей памяти
3. Выявить особенности памяти студентов и определить факторы влияющие на эффективность запоминания
Объект исследования: студенты первого курса гуманитарного факультета СибГТУ
Предмет: факторы, влияющие на эффективность запоминания

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 6
1.1. Особенности памяти человека6
1.2. Правила запоминания13
Выводы по первой главе23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ24
2.1 Этапы и методы работы24
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы26
Выводы по второй главе33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК36

Файлы: 1 файл

для вас.docx

— 138.42 Кб (Скачать файл)

 Самое  неудобное время для запоминания  — с 12 до 15 часов. Время яркого запоминания — с 6 до 10 часов утра (но особенно с 6 до 8 часов). По данным британских ученых, в утренние часы лучше запоминаются незначительные и тривиальные факты из учебного материала, а после 15 часов в долговременную память лучше откладываются как мелкие, так и существенные (концептуальные) данные. Наизусть хорошо заучивать вечером, между 20 и 22 часами.

  1. Отправляя ребенка в школу, позаботьтесь о том, чтобы он сидел в правом ряду по отношению к учителю (обычно это ряд у окна). Если учитель находится справа от ученика, то внимательность и успеваемость повышаются. Дело в том, что правое ухо передает слуховые импульсы в речевые центры головного мозга быстрее, чем левое. А правый глаз — быстрее в центры формирования образа.
  2. Лучше перерабатывает информацию отдохнувший мозг. Исследования по продолжительности сна показали, что студенты, спящие менее 6 часов, обнаружили более слабую умственную работоспособность, чем их товарищи, привыкшие спать около 8,5 часа. Но лучше всего справлялись с заданием те студенты, которые спали накануне 7,1 часа.
  3. Утомление препятствует эффективному запоминанию. Основными причинами утомления психологи считают (по степени убывания значимости): учение без интереса, работу в неполную силу, перегрузку учебной работой, непонимание учебного материала, влияние микросреды (товарищей).
  4. Чтобы развить память, нужно больше читать и пересказывать. Развитая речь способствует организации запоминания. Без развитой речи и память, и мышление будут сильно отставать в развитии[19].

4. Практика запоминания.

  1. Люди помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат одновременно; 70% того, что говорят; 90% того, что делают и говорят одновременно.

Чем лучше  человек сгруппирует информацию перед вводом в память, тем легче будет ее воспроизвести, когда это потребуется, поэтому важно классифицировать информацию, разбивая ее на группы сходных элементов и располагая их в логическом порядке.

  1. Зрительные и слуховые впечатления оставляют в памяти разные следы. Припоминание услышанного происходит значительно быстрее, чем увиденного, но последнее оказывается более устойчивым. Конкретное сообщение лучше запоминается при использовании визуальных средств отображения информации, тогда как абстрактные идеи и концепции лучше запоминаются на слух, поэтому конкретные данные лучше всего записывать. Однако концепции, принципы и идеи лучше запоминаются после их обсуждения и усвоения в процессе устного общения.
  2. Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения активность мозга очень мала, так как повторное чтение не требует напряжения сил потому, что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти. Отсюда, запоминая материал, не следует его читать по многу раз (раз за разом), результат будет мизерный.
  3. Для запоминания необходимого материала весьма эффективен обратный пересказ. При перемене способа изложения (которым и является обратный пересказ) в коре головного мозга происходит резкое усиление активности. Между элементами информации обнаруживаются многообразные связи, которые при прямом пересказе могли не замечаться. В то же время без отличного знания материала произвести такое действие практически невозможно, а значит, поставив задачу пересказать материал в обратном порядке и справившись с нею, можно быть уверенным в прочности знаний.
  4. Не пытайтесь запомнить слишком много сразу. Время отдыха не только снимает усталость, но и повышает интерес к предмету, дает возможность полнее усвоить предшествующий материал, прежде чем добавить к нему новый.
  5. При первом знакомстве с материалом не стоит ничего заучивать. А вот спустя некоторое время, пусть и небольшое, к нему можно обратиться с целью заучивания. Практика показывает, что такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества времени, необходимого для полного запоминания информации.
  6. Незавершенные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные («эффект Зейгарник»). «Студенческий феномен» — после сдачи зачета или экзамена из памяти «выветривается» большая часть материала, поэтому нужно стремиться выучить не чтобы сдать, а чтобы знать, потому что использование знания «растянуто» во времени. Необходимо писать конспекты, шпаргалки. Они помогают упорядочить материал, выделить главное, а также задействовать, помимо зрительной, и моторную (двигательную) память[23].

Выводы по первой главе

Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить решить объем запечатленного материала.

Психология памяти ставит перед  собой задачу ответить на вопросы, как  долго могут храниться эти  следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки  времени, каковы те изменения, которые  претерпевают следы памяти, находящиеся  в скрытом состоянии и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где  был применен экспериментальный  метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80- годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти независимо от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате чего он вывел основные кривые заучивания (запоминания материала).

Таким образом, процесс запоминания  является одним из свойств памяти. Изучение процесса запоминания и  применение его свойств на практике позволяет глубже понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания является очень актуальной при изучении психологии памяти.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

2.1 Этапы и методы работы

Объект исследования. Объектом исследования являлись 10 человек. Из них 6 человека женского пола и 4 человек мужского, возрастом от 17 до 19 лет.

Предмет исследования: изучение памяти в повседневной и профессиональной жизни индивида.

Используемые методы: тесты на объем памяти образов, кратковременную и смысловую память.

Инструментарии: бланки с тестами, письменные принадлежности.

Процедура исследования: Для изучения памяти в повседневной и профессиональной жизни индивида были использованы три психологических теста, которые позволяют узнать какова память испытуемых и скорость их запоминания: тест на запоминания образов, тест на кратковременную память, призванный определить уровень смысловой памяти, ее объем и способность к запоминанию текстов.

Каждому испытуемому для прохождения первого теста раздаётся листа бумаги, таблица с образами и пишущее средство. Его задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд испытуемый убирает таблицу, и рисует или записывает (выразить словесно) те образы, которые запомнил.

Далее подчитывается:

Количество правильных воспроизведенных образов. Низкое значение запоминания образов: меньше 6. Среднее значение запоминание образов: от 6 до 10. Высокое значение запоминания образов: от 10 и большее.

Если в записях встречаются образы, которых не было в таблице, то проблема в невнимательности, а не в плохой памяти.

Для прохождения второго теста  испытуемым раздаются лист бумаги с пишущим средством. Испытуемым зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

После этого исследователь подсчитывает сколько правильно воспроизведенных слов на правильном месте. Среднее значение кратковременной памяти: 7±2.

Для прохождения третьего теста  испытуемому так же выдается лист бумаги с пишущим средством. Ему зачитывают слова.  Он должен постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.

Далее подсчитывается:

Уровень выявление смысловой памяти по формуле: количество запомнившихся  слов делится на количество слов первого  ряда.

2.2 Анализ результатов экспериментальной  работы

В исследование участвовали 10 человек, из них 4 мужчин и 6 женщины.

Таблица 1. — Полученные результаты на выявление объема памяти образов.

№, пол

Низкий уровень (<6)

Средний ур.(6-10)

Высокий ур.(>10)

1 (ж)

   

13

2 (ж)

   

15

3 (ж)

 

10

 

4 (ж)

   

12

5 (ж)

   

14

6 (ж)

   

14

7 (м)

 

10

 

8 (м)

 

9

 

9 (м)

 

7

 

10 (м)

 

10

 

 

Таблица 2. — Количественные особенности респондентов по объему памяти образов, %

Пол

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Юноши

0

40

0

Девушки

0

10

50


 

Рисунок 1 —  Количественные особенности респондентов по объему памяти образов

Исходя из результатов первой методики можно сделать следующие выводы: в группе респондентов не наблюдается низкий уровень объема образной памяти; высоким уровнем объема образной памяти не обладает не один респондент мужского пола.

Таблица 3. — Полученные результаты на выявление кратковременной памяти.

№, пол

Низкий уровень (<5)

Средний ур.(5-9)

Высокий ур. (>9)

1 (ж)

 

5

 

2 (ж)

4,5

   

3 (ж)

 

5

 

4 (ж)

 

8

 

5 (ж)

 

6

 

6 (ж)

4,5

   

7 (м)

4

   

8 (м)

 

5,5

 

9 (м)

 

4,5

 

10 (м)

 

8

 

 

Таблица 4. — Количественные особенности респондентов кратковременной памяти, %

Пол

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Юноши

10

30

0

Девушки

20

40

0


 

Рисунок 2. — Количественные особенности респондентов кратковременной памяти

Проанализировав вторую методику мы сделали следующие выводы: большинство респондентов набрало среднее количество баллов, что в целом не плохо; оставшиеся респонденты имеют низкий уровень кратковременной памяти; ни один студент не получил высокий уровень, что свидетельствует об отсутствии развития кратковременной памяти в группе испытуемых.

Таблица 5. — Полученные результаты на выявление смысловой памяти.

№, пол

Низкий уровень (<5)

Средний ур.(5-9)

Высокий ур. (>9)

1 (ж)

   

0,9

2 (ж)

   

0,9

3 (ж)

   

0,8

4 (ж)

 

0,5

 

5 (ж)

 

0,5

 

6 (ж)

   

0,8

7 (м)

 

0,5

 

8 (м)

   

0,9

9 (м)

   

0,8

10 (м)

   

0,9


 

Таблица 6. — Количественные особенности респондентов по смысловой памяти, %

Пол

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Юноши

0

10

30

Девушки

0

20

40


Рисунок 3. — Количественная особенность смысловой памяти у респондентов

Исходя из результатов третьего теста, высокий уровень смысловой памяти память развит только в том случае, если испытуемый набрал 9 и более баллов, в данной таблице представлены баллы испытуемых, а проиллюстрированная ниже диаграмма3 показывает сколько человек имеют тот или иной уровень смысловой памяти.

Также исходя из результатов первого  теста, можно определить какой же объем памяти преобладают у мужчин, какой у женщин, хотя это будет  довольно сложно, так как среди  испытуемых больше мужчин ( всего 10 испытуемых из них 6 девушки и 4 молодых людей).

Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность запоминания