Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей памяти
3. Выявить особенности памяти студентов и определить факторы влияющие на эффективность запоминания
Объект исследования: студенты первого курса гуманитарного факультета СибГТУ
Предмет: факторы, влияющие на эффективность запоминания
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 6
1.1. Особенности памяти человека6
1.2. Правила запоминания13
Выводы по первой главе23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ24
2.1 Этапы и методы работы24
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы26
Выводы по второй главе33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК36
Самое
неудобное время для
4. Практика запоминания.
Чем лучше человек сгруппирует информацию перед вводом в память, тем легче будет ее воспроизвести, когда это потребуется, поэтому важно классифицировать информацию, разбивая ее на группы сходных элементов и располагая их в логическом порядке.
Выводы по первой главе
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить решить объем запечатленного материала.
Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.
Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80- годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти независимо от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате чего он вывел основные кривые заучивания (запоминания материала).
Таким образом, процесс запоминания является одним из свойств памяти. Изучение процесса запоминания и применение его свойств на практике позволяет глубже понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания является очень актуальной при изучении психологии памяти.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ
2.1 Этапы и методы работы
Объект исследования. Объектом исследования являлись 10 человек. Из них 6 человека женского пола и 4 человек мужского, возрастом от 17 до 19 лет.
Предмет исследования: изучение памяти в повседневной и профессиональной жизни индивида.
Используемые методы: тесты на объем памяти образов, кратковременную и смысловую память.
Инструментарии: бланки с тестами, письменные принадлежности.
Процедура исследования: Для изучения памяти в повседневной и профессиональной жизни индивида были использованы три психологических теста, которые позволяют узнать какова память испытуемых и скорость их запоминания: тест на запоминания образов, тест на кратковременную память, призванный определить уровень смысловой памяти, ее объем и способность к запоминанию текстов.
Каждому испытуемому для прохождения первого теста раздаётся листа бумаги, таблица с образами и пишущее средство. Его задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд испытуемый убирает таблицу, и рисует или записывает (выразить словесно) те образы, которые запомнил.
Далее подчитывается:
Количество правильных воспроизведенных образов. Низкое значение запоминания образов: меньше 6. Среднее значение запоминание образов: от 6 до 10. Высокое значение запоминания образов: от 10 и большее.
Если в записях встречаются образы, которых не было в таблице, то проблема в невнимательности, а не в плохой памяти.
Для прохождения второго теста испытуемым раздаются лист бумаги с пишущим средством. Испытуемым зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
После этого исследователь
Для прохождения третьего теста испытуемому так же выдается лист бумаги с пишущим средством. Ему зачитывают слова. Он должен постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.
Далее подсчитывается:
Уровень выявление смысловой памяти по формуле: количество запомнившихся слов делится на количество слов первого ряда.
2.2
Анализ результатов
В исследование участвовали 10 человек, из них 4 мужчин и 6 женщины.
Таблица 1. — Полученные результаты на выявление объема памяти образов.
№, пол |
Низкий уровень (<6) |
Средний ур.(6-10) |
Высокий ур.(>10) |
1 (ж) |
13 | ||
2 (ж) |
15 | ||
3 (ж) |
10 |
||
4 (ж) |
12 | ||
5 (ж) |
14 | ||
6 (ж) |
14 | ||
7 (м) |
10 |
||
8 (м) |
9 |
||
9 (м) |
7 |
||
10 (м) |
10 |
Таблица 2. — Количественные особенности респондентов по объему памяти образов, %
Пол |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Юноши |
0 |
40 |
0 |
Девушки |
0 |
10 |
50 |
Рисунок 1 — Количественные особенности респондентов по объему памяти образов
Исходя из результатов первой методики
можно сделать следующие
Таблица 3. — Полученные результаты на выявление кратковременной памяти.
№, пол |
Низкий уровень (<5) |
Средний ур.(5-9) |
Высокий ур. (>9) |
1 (ж) |
5 |
||
2 (ж) |
4,5 |
||
3 (ж) |
5 |
||
4 (ж) |
8 |
||
5 (ж) |
6 |
||
6 (ж) |
4,5 |
||
7 (м) |
4 |
||
8 (м) |
5,5 |
||
9 (м) |
4,5 |
||
10 (м) |
8 |
Таблица 4. — Количественные особенности респондентов кратковременной памяти, %
Пол |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Юноши |
10 |
30 |
0 |
Девушки |
20 |
40 |
0 |
Рисунок 2. — Количественные особенности респондентов кратковременной памяти
Проанализировав вторую методику мы сделали следующие выводы: большинство респондентов набрало среднее количество баллов, что в целом не плохо; оставшиеся респонденты имеют низкий уровень кратковременной памяти; ни один студент не получил высокий уровень, что свидетельствует об отсутствии развития кратковременной памяти в группе испытуемых.
Таблица 5. — Полученные результаты на выявление смысловой памяти.
№, пол |
Низкий уровень (<5) |
Средний ур.(5-9) |
Высокий ур. (>9) |
1 (ж) |
0,9 | ||
2 (ж) |
0,9 | ||
3 (ж) |
0,8 | ||
4 (ж) |
0,5 |
||
5 (ж) |
0,5 |
||
6 (ж) |
0,8 | ||
7 (м) |
0,5 |
||
8 (м) |
0,9 | ||
9 (м) |
0,8 | ||
10 (м) |
0,9 |
Таблица 6. — Количественные особенности респондентов по смысловой памяти, %
Пол |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Юноши |
0 |
10 |
30 |
Девушки |
0 |
20 |
40 |
Рисунок 3. — Количественная особенность смысловой памяти у респондентов
Исходя из результатов третьего теста, высокий уровень смысловой памяти память развит только в том случае, если испытуемый набрал 9 и более баллов, в данной таблице представлены баллы испытуемых, а проиллюстрированная ниже диаграмма3 показывает сколько человек имеют тот или иной уровень смысловой памяти.
Также исходя из результатов первого теста, можно определить какой же объем памяти преобладают у мужчин, какой у женщин, хотя это будет довольно сложно, так как среди испытуемых больше мужчин ( всего 10 испытуемых из них 6 девушки и 4 молодых людей).
Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность запоминания