Факторы, влияющие на эффективность запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей памяти
3. Выявить особенности памяти студентов и определить факторы влияющие на эффективность запоминания
Объект исследования: студенты первого курса гуманитарного факультета СибГТУ
Предмет: факторы, влияющие на эффективность запоминания

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 6
1.1. Особенности памяти человека6
1.2. Правила запоминания13
Выводы по первой главе23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ24
2.1 Этапы и методы работы24
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы26
Выводы по второй главе33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК36

Файлы: 1 файл

для вас.docx

— 138.42 Кб (Скачать файл)

А. Гротеус и Б. Паскаль, помимо того, что говорили, не забывали и того, о чем думали хотя бы раз. А.С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Журналист С. Шерешевский мог повторить слово в слово все, что когда-либо слышал.

Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался  таблицей логарифмов. Академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому звонил пять лет назад случайно всего один раз. Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста[11].

В раннем средневековье студенты знали  наизусть целые тома сочинений, и  никто этому не удивлялся. И в  наше время есть студенты с выдающейся памятью: Д. Донетели, студент Питтсбургского университета, запомнил за 48 секунд сложнейшее семидесятизначное число[11].

Во всех случаях за феноменальной  памятью стоит долгий и кропотливый  труд по ее совершенствованию. Именно благодаря упорным тренировкам  достигли поразительных успехов  в запоминании информации такие знаменитые личности, как Цицерон, Самвел Гарибян, Юрий Горный и многие другие. На основе мнемотехники Цицерон легко запоминал сложные и длинные речи, Юрий Горный запоминает сотни слов с одного раза их просматривания, а Самвел Гарибян на основе развитой образной памяти без особого труда может запомнить за час свыше пяти тысяч иностранных слов (и их перевод) из разных языков. Кстати, они в свое время были недовольны своей памятью. Возможно, именно поэтому большинство психологов приходит к единому мнению: у людей, в принципе, нет плохой памяти, есть люди, которые не хотят или не могут пользоваться приемами и методами запоминания. Память можно и нужно развивать, опираясь на специальные способы, приемы, методы и упражнения, соответствующие склонностям и способностям человека. Иного пути нет.

 

1.2. Правила запоминания

Первоначальной, исходной формой запоминания  является непреднамеренное, или непроизвольное, запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования волевого усилия и каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: предметы, явления, события, поступки людей, фильмы, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п. В отличие от непроизвольного, произвольное (преднамеренное) запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, опирающуюся на определенные правила[5].

Правило осмысления. Люди порой плохо запоминают прочитанное потому, что они мало размышляют над тем, что читают. Чем глубже человек осмысливает запоминаемое, тем прочнее, легче и свободнее оно сохраняется у него в памяти.

Правило интереса. Чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечения внимания не требуется.

Правило предыдущих знаний. Чем больше у человека знаний по определенной теме, тем легче запоминается новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились. В процессе чтения образуются связи между новыми знаниями и уже накопленными, поэтому материал легче запоминается. Абсолютная новизна озадачивает и тяготит мозг. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда можно сравнивать его со старым и даже кое-что предугадывать[11].

Правило готовности (установки) к запоминанию. На получение какой информации человек настраивается, такую он и получит из текста. Если при чтении романа интересует лишь развитие сюжета, то переживания героев и описание природы в памяти не отложатся. То же относится и к установке на время. Стараясь запомнить надолго, вы и запомните лучше. Как часто мы забываем имя человека, с которым только что познакомились! А все потому, что оно нам в долгосрочной перспективе вроде бы и не нужно.

Правило ассоциаций. Ассоциация — объединение, связь между отдельными элементами знания. Существует ассоциативная теория памяти, согласно которой при запоминании выстраиваются цепочки ассоциаций, подобно «принципу домино». При активизации одного элемента поочередно выстраивается вся система. Ассоциации усиливают контроль над записью информации, увеличивают число «ключей» к нужной информации и позволяют припомнить больше подробностей, т.е. при использовании ассоциаций шансы на вспоминание возрастают, поэтому секрет хорошей памяти — это умение формировать и находить многообразные и многочисленные ассоциации со всеми фактами, которые необходимо запомнить. Различают ассоциации по сходству, контрасту, смежности, казуальности, группировке[23].

Ассоциации по сходству отражают сходство объектов. Например, воспоминание конфигурации территории Италии на карте у человека происходит значительно легче, чем, например, Австрии. Это связано с тем, что форма полуострова, на котором расположена Италия, ассоциируется с формой сапога, в то время как относительно формы территории Австрии не возникает никаких ассоциаций.

Ассоциации по контрасту отражают противоположность предметов и явлений. Например, запоминается название улицы «Большой спуск», потому что на ней нет никакого спуска, или фамилия гражданина Худобенко, потому что он очень толстый.

Ассоциации  по смежности отражают пространственно-временные отношения предметов и явлений. Например, обстановка комнаты может вызвать воспоминание о событиях, которые в ней произошли. Или запах может вызвать в памяти образ человека или ситуации. В организации запоминания при помощи ассоциаций по смежности можно применить такой прием — мысленно в огромной комнате расставить предметы, мебель (запоминается их расположение). К примеру, влево от двери ставится журнальный столик, на котором может находиться лампа или статуэтка. Дальше — диван, торшер и т.д. Каждый предмет комнаты становится местом «привязки» запоминаемой информации. Концентрируя внимание на глобусе, запоминаем день, час и особенности путешествия. Потом достаточно представить комнату, глянуть на глобус, и тут же вспомнишь, что определенного числа нужно получить те или иные проездные документы, с кем по этому поводу нужно связаться и по какому телефону позвонить. Предметы в комнате «расставляются» произвольно. Комната может быть настолько большой, насколько это необходимо. В ней может быть сколько угодно стен, и она может содержать любое количество предметов (в то же время комната не должна представлять свалку: все предметы должны находиться в полном порядке)[16].

Ассоциации по казуальности отражают причинно-следственные отношения. В этом случае необходимо увязать новый факт в логическую цепочку, рассмотрев с нескольких точек зрения. Ставятся такие вопросы: «Когда так бывает? Как получилось, что это так? Где так бывает? Кто сказал, что это так?». Необходимые сведения можно будет извлечь, опираясь, как на вехи, на рассуждения о причинах и следствиях. Эти ассоциации подходят для усиления словесно-логической памяти.

Ассоциации по группировке явлений, фактов, предметов, категорий, пар и  т.д. Например, необходимо запомнить список дел. Р.С. Немов советует, что для этого следует мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко воспроизводимым в воображении предметом, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно вспомнить. Если необходимо запомнить определенный список дел (позвонить, отправить письмо, взять в библиотеке книгу, зайти в прачечную, купить на поезд билет), то:

а) для  каждого дела необходимо подобрать  какой-либо знакомый, связанный с ним предмет, который обязательно попадается нам на глаза (можно остановить внимание и на обычных, а также парадоксальных предметах). В соответствии с вышеуказанными делами такими предметами могут быть телефонная трубка, почтовый ящик, книга, пакет с бельем, деньги;

б) попарно соединить предметы каким-либо причудливым, необычным способом друг с другом в единый предмет. Первым таким предметом может быть, например, почтовый ящик, сделанный в виде телефонной трубки, вторым — набитый книгами огромный почтовый ящик, третьим — завернутая в белье рука, четвертым — большие денежные купюры, уложенные и связанные в форме бельевой пачки;

в) мысленно на секунду представить  себе, как будет выглядеть этот составленный из двух других, придуманный необычный (парадоксальный) предмет. Когда хотя бы один элемент из подобной связки попадается вам на глаза, вы вспоминаете и другой предмет, а также и то, что следует сделать. В течение дня непроизвольно вспомнятся все задуманные дела[24].

В результате тренировок поиск ассоциаций становится второй натурой человека. Достаточно будет перечитать пункты списка или перечня, подыскать ассоциации — и запоминание необходимой  информации станет весьма естественным, простым процессом.

Правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Человек как бы погружается в ситуацию, проживает ее здесь и теперь», не отвлекаясь на посторонние раздражители. Отсюда задача — всеми средствами (возбуждающими взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций; обеспечивающими погружение в проблему и увлеченность ею; способствующими столкновению противоположных понятий, образов и идей; приводящими к тому, чтобы информация разных модальностей — зрительная, тактильная, слуховая и др. — была включена в процесс мышления) усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она фиксируется в памяти[16].

Правило повторения. Повторения необходимы, но важно угадать их частоту. С одной стороны, необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, а с другой стороны, достаточно редко, чтобы сохранить интерес. Временной промежуток между повторениями индивидуален для каждого человека и различается для конкретных видов деятельности. Мозг, работая с перерывами, не утомляется чрезмерной нагрузкой. К тому же, хоть сознание и отключилось от запоминаемой информации, подсознание потихоньку работает, закрепляя ассоциации[11].

Правило торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная информация должна «отстояться», прежде чем вы приметесь за новую. Лучший способ забыть только что запомненное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Отсюда: не учить физику после математики, историю Нового времени после истории Средних веков, французский язык после английского и т.д.

Правило последовательностей. Алфавит легко произнести в прямом порядке и трудно — в обратном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании по порядку вызывают друг друга. В связи с этим необходимо соблюдать последовательность в изучении материала. Но при воспроизведении последовательности информации можно столкнуться с проблемой: если в цепочке произойдет сбой, то вся система рухнет, поэтому после запоминания с помощью данного правила нужно попробовать воспроизводить информацию «с такого-то пункта», а потом и вовсе «вразброс».

Успех запоминания определяется следующими факторами:

1. Мотивация.

  1. Многие ошибки происходят потому, что мы нисколько не заботимся о том, чтобы запомнить информацию как следует.
  2. Необходимо осознать, что именно нужно запомнить, в противном случае есть риск «замусорить» информацию (как при «зубрежке»), что существенно затруднит ее использование.
  3. Если перед человеком поставить сложную цель, указав на ее исключительную трудность, и внушить уверенность в том, что цель будет достигнута, то материал прочно запоминается. В этом случае человека мобилизует не только цель, но и вера в собственные возможности[7].

2. Отношение.

  1. Эмоционально окрашенный, выразительно поданный материал запоминается лучше.

 У  многих людей складывается мнение, основанное на неудачном опыте, что запоминание — трудная, неприятная работа. Постарайтесь убедить себя, что это не так, что запоминание — это скорее игра, забавная и познавательная. Чем меньше вы будете напрягаться в работе, тем прочнее будете запоминать, тем легче будете впоследствии извлекать материал из регистров долговременной памяти.

  1. Состояние беспокойства объясняет, почему мы не можем вспомнить, когда чересчур стараемся. Сильный стресс дезорганизует любую деятельность, в том числе и воспоминание, поэтому чем больше мы стараемся, тем безучастнее память. В такие моменты лучше всего переключиться на что-нибудь другое, и вскоре или, возможно, на следующий день подсознание выдаст вам желательную информацию.
  2. Установлено, что неумеренная похвала ухудшает результаты обучения, особенно у школьников с четвертого по восьмой класс. А вот с первого по третий класс и в старших классах (начиная с девятого) умеренная похвала улучшает обучение.

3.Психофизиология памяти.

  1. При запоминании нужно задействовать работу как левого (преимущественно ориентированного на переработку словесно-логической информации) полушария больших полушарий головного мозга, так и правого (отвечающего за создание образов). Пока слова не рождают образ, они не обладают никакой энергией. Ведь любое познание окрашено чувствами, страстями, интуицией, в которых, осознает человек это или нет, сконцентрирован тысячелетний опыт, накопленный человечеством. Развитие восприимчивости к образам облегчает подход к резервам аналитической памяти и интуиции, улучшает внимание.
  2. Мозг человека оперирует символами, пробуждающими сложный круг ассоциаций, часто эмоциональной природы, код которых связан с символами мира искусства — словами поэтического или литературного произведения, картинами живописи, звуками музыки, линиями скульптур и пр.
  3. При организации памяти ребенка сохраняйте спокойствие. Расслабленный, уверенный в себе и лишенный предубеждений человек наиболее восприимчив к обучению[17].

Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность запоминания