Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:39, контрольная работа
Память и её значение
Процессы памяти
Виды памяти
Индивидуальные особенности памяти
Контрольная работа по психологии
на тему:
Факторы, влияющие на развитие памяти.
2013
Содержание работы:
Введение.
Память считается одним
из наиболее важных познавательных процессов.
Однако, можно сказать, что память
выступает основой всякого
Память складывается из трех частей: запоминания,
сохранения и воспроизведения того, что
сохранялось. Каждая из этих частей и есть
процесс, длящийся иногда большее, иногда
меньшее время и протекающий по определенным
правилам. Поэтому запоминание, сохранение
и воспроизведение являются основными
процессами памяти, которые определяют
ее основные характеристики.
В проблематике памяти ставится
большое количество вопросов, однако
наиболее важными из них в прикладном
смысле имеют вопросы, касающиеся факторов
определяющих развитие памяти и целенаправленного управления
ею. Это связано с заинтересованностью
специалистов смежных областей в более
эффективной организации своей деятельности.
История изучения памяти в психологии
давняя и начинается еще с работ Г. Эббингауза.
Именно этот ученый поставил задачу экспериментального
исследования памяти, разработал методы
измерения мнемических процессов, установил
в своих экспериментах ряд важных закономерностей
работы памяти.
Большой вклад в проблему
филогенетического и
Память и её значение.
Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но хранит, накапливает её. Каждый день мы узнаём много нового, с каждым днём обогащаются наши знания. Всё, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Образы предметов и
явлений, которые возникают в
мозгу в результате воздействия
их на анализаторы, не исчезают бесследно
после прекращения этого
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишённый памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положение новорождённого, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создаёт, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Память, как и все другие психические процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо, воспроизводит либо узнаёт – всегда он осуществляет определённую психическую деятельность.
Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, всё то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Всё, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, чем то, что с ними не связано.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Всё то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Запоминание – это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека.
Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без этих связей, или ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.
Ассоциации бывают разного рода. Прежде всего стоит различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации – это классические три вида ассоциаций (понятии о них сложилось ещё со времён Аристотеля) : ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.
В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения (временная ассоциация), расположения фигур на шахматной доске ( пространственная ассоциация).
Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы или явления чем-то похожи друг на друга. Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе; рассказ о великом полководце Кутузове может вызвать образ Суворова.
По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в похожей ситуации.
Конкретное содержание ассоциаций определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы, профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого рода образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника, зубного врача и словесника.
Разумеется, все проявления памяти нельзя свести только к указанным трём видам ассоциаций, как это считала идеалистическая психология. Основу наших знаний составляют ассоциации более высокого уровня, сложные, или смысловые, ассоциации, отражающие объективные связи типа « причина и следствие», « род и вид», « целое и часть». Иными словами, в этом случае связь между объектами устанавливается не потому, что они воспринимались одновременно или похожи друг на друга, а потому что одно явление есть следствие другого, или часть другого, или вид другого.
Процессы памяти.
Память – сложная психическая деятельность. В её составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них – запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.
Запоминание.
Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.
Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий как бы само собой. Разумеется, далеко не всё, что необходимо помнить человеку, запоминается им непроизвольно. Чаще человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определённые усилия, специальные приёмы.
Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов называют заучиванием.
Сохранение и забывание.
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание – это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием.
Вообще говоря, забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, Наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание даёт мозгу освобождаться от избыточной информации.
Почему же мы тогда говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Поэтому и речь идёт не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нудного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления.
Узнавание и воспроизведение.
Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.
Воспроизведение – процесс
появления в сознании представлений
памяти, ранее воспринятых мыслей,
осуществление заученных
Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов – стойких, прочных(воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).
Узнавание более простой
процесс, чем воспроизведение. Отсюда
следует, что узнавание не может
быть показателем прочности
Воспроизведение также
бывает непроизвольным и произвольным.
При непроизвольном воспроизведении
образы, мысли, слова и чувства
вспоминаются без сознательного
намерения и усилия. Например, непроизвольное
воспроизведение может
Когда человек вспоминает хорошо знакомый материал, он воспроизводит его легко, без всяких волевых усилий. В тех же случаях, когда материал усвоен не чётко или давно и на протяжении долгого времени не повторялся, произвольно воспроизводить его уже трудно. Здесь прибегают к припоминанию.
Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.
Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти. Важно также попытаться вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.
Виды памяти.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается – предметы и явления, мысли , движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная.
2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;
3) длительность сохранения в
памяти. В данном случае имеется
ввиду кратковременная,