Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:39, контрольная работа
Память и её значение
Процессы памяти
Виды памяти
Индивидуальные особенности памяти
Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.
Образная память
Образная память –
это запоминания, сохранение и воспроизведение
образов ранее воспринимавшихся
предметов и явлений
Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз.
Словесно-логическая память.
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.
Этот вид памяти специфически человеческий. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.
Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в котором они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное, словесное выражение мыслей. Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь, тем труднее выразить мысли своими словами.
Запоминание смысла –
это запоминание общих
Двигательная (моторная) память.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации.
Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц. Напряжённо представляя себе движение, мы незаметно для самих себя осуществляем его. Известен опыт: если держать в руке нить с привязанными к концу её грузом и напряжённо представлять себе, что груз раскачивается, то груз постепенно начнёт раскачиваться. Это означает, что при представлении какого-либо движения в соответствующих двигательных центрах коры головного мозга возникает слабый процесс возбуждения, приводящий к микродвижениям рабочего органа.
Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявляется она у каждого человека в известной мере по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: от врождённых физических особенностей организма и от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей (врождённых и приобретенных) каждый человек обладает своим темпом, стилем движений при ходьбе, письме, в труде, игре, спорте и т. д.
Двигательная память развивается раньше других видов памяти.
Эмоциональная память.
Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, пережитый ранее страх.
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, поступка, либо отказу действия, если с ним связаны отрицательные передвижения в прошлом. Эмоциональная память – важнейшее условие духовного развития человека. Если бы человек забывал чувство радости и удовлетворения от совершения благородного и морального поступка, так же как и угрызения совести, вызванные дурным поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому свершению благородных дел и воздержанию от дурных, аморальных.
Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определённом условии: повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.
Произвольная и непроизвольная память.
Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приёмов, без волевых усилий, то это память непроизвольная.
Однако запоминается само собой далеко не всё, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» - память) примеры, производят волевые усилия, то это память произвольная.
Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной.
Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Наблюдениями и экспериментальн
Кратковременная память – процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации.
Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде – в более обобщённом и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознаёт всего, что хранится в его долговременной памяти – своеобразной «кладовой» его знаний.
При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит в той «фотографической» форме и последовательности, в которой он воспринимался, на переработку материала просто нет времени. При долговременной памяти воспринятый материал, как уже отмечалось, реконструируется. Что касается механизмов памяти, то единый процесс закрепления впечатлений имеет две стадии. Как полагают учёные, на первой стадии (непосредственно после воздействия раздражителя) в нервной системе возникает первоначальная, кратковременная электрохимическая реакция, которая не вызывает стойких биохимических изменений в нейронах мозга и быстро проходит. Это механизм кратковременной памяти. Если восприятие эмоционально впечатляюще, очень ярко и сильно или имеют место повторения, то наступает вторая стадия, возникающая на основе первой, - происходит биохимическая реакция, связанная с перестройкой РНК, которая является биохимической основой памяти. Это механизм длительной памяти. Если первая стадия закончится раньше, чем наступит вторая, запоминания на длительный срок не произойдёт.
Такое двухступенчатое запоминание, видимо имеет определённый биологический смысл, так как даёт возможность отделить жизненно важную от случайной и ненужной. Важное и нужное обычно впечатляет, эмоционально переживается, повторяется и переходит в длительную память. Случайное и ненужное, как правило, не производит впечатления, не повторяется и не переходит в длительную память. Конечно, это самое общее правило, которое имеет много исключений.
Помимо указанных двух видов, выделяется ещё и третий вид памяти – оперативная память.
Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Использованную информацию, утратившую своё значение, помнить нерационально – ведь оперативная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.
Все рассмотренные виды памяти играют определённую роль в жизни и деятельности человека.
Индивидуальные особенности памяти.
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. Закреплённые индивидуальные особенности памяти характеризуют личность, становятся её свойствами, так как накладывают своеобразный отпечаток на деятельность и поведение личности.
Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запомнить.
Во-первых, люди по-разному запоминают различный материал. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета, звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы и т. п. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают наглядно-образный материал, и словесно-логический материал. Это представители гармонического типа памяти.
Во-вторых, люди предпочитают запоминать разными способами. С этой точки зрения различают типы памяти в зависимости от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания:
Зрительный, слуховой, двигательный
и смешанный(зрительно-
Одни люди лучше запоминают зрительно, другие – на слух, третьи – при помощи двигательных ощущений, четвёртые при комбинированном способе.
Индивидуальные различия памяти зависят от характера деятельности человека. Иначе говоря, типы памяти зависят от упражнения анализаторов, включенных в конкретную деятельность человека (учебную, профессиональную и т. д.). Определённое значение имеют и некоторые особенности высшей нервной деятельности. Например, существование наглядно-образного типа памяти объясняется относительным преобладанием первой сигнальной системы, словесно-логического типа – преобладанием второй сигнальной системы, гармонического типа – равновесием обеих сигнальных систем.
Наконец, можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
1) быстротой запоминания,
2) прочностью сохранения, 3) точностью
воспроизведения и 4) так называемой
готовностью памяти. Под готовностью
памяти понимают способность
припоминать (как говорят,
Слабая продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, сильного переутомления.
Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не от плохой памяти, а от плохого внимания. Если человек рассеян или не привык сосредоточенно работать, он плохо воспринимает материал, а следовательно, ему нечего запоминать. Отсутствие внимания или недостаточное внимание – одна из важнейших причин плохого запоминания.
ЗКЛЮЧЕНИЕ.
Память представляет собой сложный психический
процесс, заключающийся в запоминании,
сохранении и воспроизведении опыта человека,
что создает основу для интеграции всей
психической сферы человека, для переживания
человеком своей жизни и себя самого как
непрерывного в пространстве и времени.
Память выступает основой для организации
и функционирования всех психических
процессов, в свою очередь, испытывая влияние
на себе других сторон психической сферы
индивида.
Многообразие проявлений
памяти не позволяет свести ее к
одной единственной классификационной
схеме. Существуют различные попытки
представить отдельные варианты работы памяти как ее
виды: по преобладанию форм психической
активности память подразделяют на образную,
моторную, эмоциональную и словесно-логическую;
по времени хранения материала – на кратковременную
и долговременную; по участию воли в процессах
памяти – на произвольную и непроизвольную.
Развитие памяти проходит по линии овладения
ею как специфической деятельностью, обладающей
собственными средствами. Человеческая
память становится опосредованной, или
использует вспомогательные средства.
Обращение к употреблению вспомогательных
средств изменяет принципиальную структуру
акта запоминания; прежде прямое, непосредственное
запоминание становится опосредствованным,
опирающимся на две системы или на два
ряда стимулов: к прямым стимулам, которые
мы можем назвать «стимулами-объектами»
запоминания, присоединяются дополнительные
«стимулы-средства». Ее дальнейшее развитие
идет как бы по двум отдельным взаимосвязанным
линиям: по линии развития и усовершенствования
средств запоминания, остающихся в форме
действующих извне раздражителей, и по
линии превращения этих средств запоминания
в средства внутренние.