Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 03:39, реферат
Я думаю, что тема моей работы довольно актуальна в нашем обществе, так как наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.
Введение………………………………………………………………………………..1
Определение воображения……………………………………………………………4
Общая характеристика воображения и его функции. Мечта и грезы - особые виды воображения, сходства и различия…………………………………………….7
Возрастные особенности воображения детей и подростков………………………14
Заключение……………………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………………………..17
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».
Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».
Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».
А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Воображение - часть сознания
личности, один из познавательных процессов.
В нем своеобразно и неповторимо отражается
внешний мир, оно позволяет программировать
не только будущее поведение, но и работать
с образами прошлого.
Воображение – это
процесс, творческого преобразования
представлений, отражающих реальную действительность,
и создание на этой основе новых представлений,
отсутствующих ранее.
Помимо данного, существуют и другие определения
воображения. Например, его можно обозначить,
как способность представлять отсутствующий
(в данный момент или вообще в реальности)
объект, удерживать его в сознании и мысленно
манипулировать им. Иногда в качестве
синонима использует термин «фантазия»,
который обозначает как процесс создания
чего-то нового, так и конечный продукт
этого процесса. Поэтому в психологии
принят термин «воображение», обозначающий
только процессуальную сторону данного
явления.
Воображение отличается от восприятия
двумя особенностями:
- источником возникающих образов служит
не внешний мир, а память;
- оно меньше соответствует реальности,
так как всегда содержит элемент фантазии.
Функции воображения:
1. Представление действительности в образах,
что дает возможность пользоваться ими,
выполняя операции с воображаемыми предметами.
2. Формирование внутреннего плана действий
(создание образа цели и нахождение способов
ее достижения) в условиях неопределенности.
3. Участие в произвольной регуляции познавательных
процессов (управление воспоминаниями).
4. Регулирование эмоциональных состояний
(в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом
программировании и др.).
5. Основа для творчества – как художественного
(литература, живопись, скульптура), так
и технического (изобретательство)
6. Создание образов, соответствующих описанию
объекта ( когда человек старается представить
себе нечто, о чем он слышал или читал).
7. Продуцирование образов, которые не
программируют, а заменяют деятельность
(приятные грезы, подменяющие скучную
реальность).
Виды воображения:
В зависимости от принципа, положенного
в основу классификации, можно выделять
разные виды воображения (Рис.1):
Характеристика отдельных видов воображения.
По степени активности
воображение может быть
Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному
желанию новых образов или представлений,
сопровождающееся определенными усилиями
(поэт ищет новый художественный образ
для описания природы, изобретатель ставит
цель создать новое техническое устройство
и пр.).
Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени.
Активное воображение повышает
творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.
Пассивное воображение (непреднамеренное)
Пассивное воображение не стимулирует
человека к активным действиям. Он удовлетворяется
созданными образами и не стремится реализовать
их в действительности или рисует образы,
которые в принципе не могут быть реализованы.
В жизни таких людей называют утопистами,
бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь,
создав образ Манилова, сделал его имя
нарицательным для такого типа людей.
Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых
представлений, не имеющих непосредственного
образца, когда действительность творчески
преобразуется по-новому, а не просто механически
копируется или воссоздается.
Продуктивным называют воображение,
в образах которого имеется много нового
(элементов фантазии). Продукты такого
воображения обычно ни на что не похожи
или очень мало похожи на то, что уже известно.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов
или явлений по их описанию, когда действительность
воспроизводится по памяти в том виде,
какова она есть.
Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.
А также существуют:
Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.
Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.
Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.
Мечта от грезы отличается тем, что
она более реалистична и в большей степени
осуществима. Мечта относятся к типу активных
форм воображения. По степени преобразования
действительности мечты чаще всего бывают
продуктивными. Особенности мечты:
- Мечтая, человек всегда создает образ
желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность
человека и не дает сразу же практических
результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время
как некоторые другие формы воображения
работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих
мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью,
ярким характером, и в то же время – отсутствием
понимания конкретных путей к осуществлению
мечты.
Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.
Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - героя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занесли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»
Грезы и мечты у человека занимают довольно
большую часть времени, особенно в юности.
Для большинства людей мечты являются
приятными думами о будущем. У некоторых
встречаются и тревожные видения, порождающие
чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Мечта и грезы - особые виды воображения. Существуют сходства и различия между воображением, фантазией и мечтой.
Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.
В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще несозданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле навечно нищеты, имущественного неравенства, всяких форм эксплуатации человека человеком и т. д.
Образы, которым отдается человек в своих мечтах, имеют следующие особенности:
- яркий, живой, конкретный характер образа, со многими деталями и частностями;
- слабая выраженность конкретных путей к осуществлению мечты, воображение этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
- эмоциональная насыщенность образа, его привлекательность для мечтающей личности;
- соединение мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность;
- творческий характер образа, ярко выраженные черты нового, ждущего своего осуществления.
Эти особенности делают мечты важным средством пробуждения инициативы, поддержания энергии человека в самых трудных условиях жизненной борьбы, могучим стимулом к деятельности на благо. Строя в своих мечтах картины будущего, человек лучше и определеннее представляет себе жизненные перспективы, мечты помогают ему определить и конкретизировать цели своей жизни. И этому не мешает то, что пока еще эти мечты не реализуются сразу и немедленно, что для их осуществления человечество должно пройти еще долгий и трудный путь. Если эти мечты вытекают из интересов общества и основаны на научном предвидении, они рано или поздно найдут применение в практической жизни и так или иначе будут осуществлены.