Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 03:39, реферат
Я думаю, что тема моей работы довольно актуальна в нашем обществе, так как наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.
Введение………………………………………………………………………………..1
Определение воображения……………………………………………………………4
Общая характеристика воображения и его функции. Мечта и грезы - особые виды воображения, сходства и различия…………………………………………….7
Возрастные особенности воображения детей и подростков………………………14
Заключение……………………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………………………..17
От положительных видов мечты следует отличать оторванные от жизни грезы, а также пустые, беспочвенные мечтания, даже отдаленно не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, властно выдвигаемыми жизнью перед работниками науки, искусства, техники, политическими деятелями. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности.
Одним из основных признаков грез является эгоцентричность их содержания. В этом отношении они похожи на историческую память. Однако если эта последняя касается прошлого Я, то мечтания подразумевают будущее, то есть то, что произойдет или может произойти в будущем, причем картины мечтаний касаются судьбы Я. Поэтому понятно, что содержание мечтаний предопределено, с одной стороны, желаниями субъекта и его опасениями и скромностью — с другой.
Чем сильнее наши желания и чем меньше возможность их удовлетворения в условиях существующей реальности, тем легче мы, пользуясь любым предлогом, начинаем мечтать об осуществлении наших желаний. То, чего нам недостает и что восполнить в условиях существующей действительности невозможно — всем этим мы овладеваем в мире грез. Пленный мечтает о жизни на свободе, эмигрант — о возвращении на Родину, голодный — о пище. Можно сказать, что ничто столь тесно не увязано с мечтами, как наши неосуществленные желания. Поэтому неудивительно, что Фрейд грезы, подобно сновидениям, считал осуществлением желаний.
Однако для учета особенностей содержания наших мечтаний только лишь понятия желания недостаточно. Как происходит удовлетворение наших желаний в наших мечтах, какие появляются картины, как мы действуем, как и какие преграды преодолеваем — все это зависит как от основных установок личности, так и от той установки, что сначала же выработалась у нее в связи с этим желанием. Например, отнюдь не все заключенные какой-либо тюрьмы, мечтающие о жизни на свободе, рисуют себе одинаковую картину своего освобождения. Один может мечтать об амнистии в связи с каким-то большим праздником, которая дарует ему свободу; другой рисует себе картину того, как ему удается вырваться из рук тюремной охраны и бежать; третий представляет себе, что произойдет революция, крушение старого строя, которое влечет его освобождение, после чего он энергично включается в борьбу за укрепление нового порядка.
В содержании воображения нам даются не только образы удовлетворения желания, а иногда, наоборот, картины, изображающие совсем противоположное положение дел. Общеизвестно, что то, чего опасаешься и что в действительности не происходит и может вообще не произойти никогда, сбывается в воображении. Скажем, студент, готовясь к экзамену, начинает представлять: пришла его очередь, он начинает отвечать, но экзаменатор спрашивает его именно то, что он знает плохо, а потому он проваливается на экзамене.
Разумеется, трудно понять, почему наши грезы обращаются к тому, что совершенно не отвечает нашим интересам, ведь невозможно, чтобы такие картины вызывали у человека удовольствие. Какой же смысл могут иметь мечты, если созданная ими действительность менее благоприятна, чем та реальная действительность, в которой протекает наша повседневная жизнь?!
Некоторые пытаются решить данный вопрос следующим образом: наши опасения на самом деле выражают наши скрытые желания, следовательно, выполнение в мечтах того, чего боишься, означает выполнение желания (Фрейд).
Другие авторы, например Штерн, указывают на то, что в жизни встречается множество таких случаев, когда человек не в состоянии выносить неопределенность положения. Поэтому постоянному опасению, что нечто случится, он в конце концов предпочитает, чтобы то, чего он так боится, действительно произошло, прекратив тем самым его мучения. Иногда страх выносить труднее, чем то, чего боишься (Штерн). Это наблюдение совершенно правильно. Однако оно все равно не объясняет, каким образом выполнение в мечтах того, чего боишься, может оказаться хоть как-то полезным, освобождая, пусть даже незначительно, от страха.
Представляется правильнее усматривать смысл грез, как и фантазии в целом, не в том, что они непременно предназначены для выполнения определенных целей субъекта, а иначе: у субъекта под воздействием определенных условий появляется отрицательная установка относительно определенного явления, эмоционально проявляющаяся в виде переживания страха. Естественно, что если бы данная установка реализовалась, страха, что может произойти то-то и то-то, быть не могло. Следовательно, данная установка нуждается в реализации, а поскольку в реальности это не удается, она перемещается в мир мечтаний.
То, что это так, хорошо видно и из того, что не все люди в своих мечтах одинаково часто обращаются к картинам осуществления своих опасений. Твердый и сильный, уверенный в себе человек, в целом оптимистически настроенный, о страшном не грезит. Зато в мечтах нерешительных, боязливых и пессимистично настроенных субъектов преобладают именно опасения.
Картины грез обычно реалистичны. Они касаются нашей судьбы, повествуют о наших приключениях, и понятно, что в них вообще невозможное и фантастическое для человека не фигурирует. Правда, вышеупомянутые заключенные мечтают о выходе на свободу такими путями, о которых в их условиях говорить серьезно не приходится. Однако в принципе обретение свободы таким образом все же не является совершенно невозможным, хотя в тех условиях, в которых находятся эти заключенные, они кажутся фантастическими, совершенно невозможными, но в надлежащих условиях это вполне осуществимо.
Одним словом, грезы касаются того, что хотя бы умозрительно осуществимо, ведь в мечтах мы не встречаемся ни с кентаврами, ни с химерами, ни с иными нереальными существами. Как бы то ни было, мечта все-таки имеет дело с действительностью. Исследования Смита, опирающиеся на большой материал, показывали, что мечты нормального взрослого человека чаще всего касаются его будущих планов. Поэтому понятно, что в грезах полностью игнорировать действительность невозможно.
Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.
В любом возрастном периоде есть свойственные только ему особенности психического развития, зависящие от физиологических и анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста.
Кратко рассмотрим пять этапов развития воображения, присущих детскому возрасту
Особенности младенческого периода (от рождения до 1 года).
Новорожденность - первый кризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, поэтому важно направленно создавать специальные условия для их полноценного развития. Появляется первая социальная потребность - потребность в общении. Непосредственно-эмоциональное общение является ведущим типом деятельности младенческого возраста. Развитие зрительного и слухового восприятия происходит в процессе общения ребенка со взрослыми. Развиваются позовые и локомоторные движения, манипуляции с предметами. Формируются предпосылки активной речи (гуканье, лепет), первоначальная память.
Так происходит накопление первого опыта отражения действительности.
В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) происходит усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность в игре становится у ребенка раннего возраста ведущей. Укрепляется социальная привязанность, очень значимая для психического развития ребенка. Совершенствуются процессы восприятия, эмоции, развиваются ранние формы наглядно-действенного мышления, понимание речи, подготавливая почву для последующего развития воображения. Развивается понимание речи. Самым существенным достижением рассматриваемого возрастного периода является формирование образа "Я", переход от "полевого" к волевому поведению.
На этом этапе можно говорить о формировании воображения как самостоятельного психического процесса.
Дошкольный возраст.
Ведущей деятельностью этого возраста становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой усваиваются социальные правила и нормы, происходит образование и замещение образов. Появляются новые формы общения с взрослым и со сверстниками, на формирование личности ребенка начинает оказывать влияние детский коллектив и семейные взаимоотношения. Особую роль в формировании воображения и в умственном развитии ребенка в этот период играет изобразительная, конструктивная деятельность (элементы труда), восприятие литературно-художественных произведений (сказок). Развитие и формирование произвольной и опосредствованной памяти, внимания и его особенности. От успешности решения проблемы сенсорного воспитания во многом зависит развитие осязательного воображения. Развивается опосредствованное и наглядное моделирование, составляя основу качественно нового типа мышления - наглядно-образного. Постепенно ребёнок переходит на конкретно-операциональную стадию развития логического интеллекта.
Личностное развитие характеризуется дальнейшим формированием Я-концепции, появляются основы самооценки. Возникают новые социальные мотивы поведения и потребности, устанавливается их иерархия. Формируются нравственные и эстетические чувства (гордость, стыд, чувство вины), познавательные интересы. Начинается осознание чувств и эмоций, развитие воли и произвольности управления поведением.
Воображение формируется параллельно со всеми психическими процессами и свойствами. Важную роль в этом возрасте играет усвоение ребенком нравственных норм и этических эталонов.
Младший школьный возраст.
Учебная деятельность - ведущая и имеет значение для психического развития, так как происходит процесс адаптации к школе и освоение новой социальной ситуации ребенком. Необходимо сформировать мотивацию обучения. Социальная жизнь характеризуется дружбой со сверстниками и имеет некоторые новые формы: кооперация, соревнование и конфликты. Обучение, будучи основным источником умственного развития младшего школьника, создаёт новые возрастные возможности усвоения знаний. Встаёт проблема формирования основ научного мышления. Известно, что воображение сильно связанно с мышлением, так как оба процесса части мыслительной деятельности, поэтому планомерное формирование умственных действий, понятий и оптимизации учебной деятельности важно как для мышления, так и для развития воображения. Встаёт проблема с осознанием речи, ее элементов, ее функций и форм. Психологические новообразования: рефлексия, анализ, планирование. Развивается восприятия и внимания, формируется наблюдательность, растет эффективность памяти.
В личности (в развитии Я - концепции) появляется понятие справедливости, формируется самооценка, развиваются мотивационно - потребностная и волевая сферы. Усваиваются моральные нормы и правила поведения.
Богатеет воображение и растёт скорость процесса.
Подростковый возраст.
Происходят резкие анатомо-физиологические и психологические изменения. Растёт роль гетерохронности органического, полового и социального развития, а также роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Осуществляется переход от социализации к индивидуализации, являющийся основной характеристикой подросткового возраста. Увеличиваются индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Развиваются доминанты и познавательные мотивы. В психическом развитии растёт роль коллектива сверстников, взаимодействия в нём как моделирование отношений взрослых членов общества. В связи с половыми различиями появляется особая дружба у подростков (например - "Кодекс товарищества"). Основное психологическое новообразование - чувство взрослости, специфическая форма самосознания. Наиболее важно в этом возрасте дать правильный образец.
Опосредованность, осознанность и произвольность - основные показатели развития познавательных процессов. Развивается формально - операциональный интеллект.
Важные изменения в личности: происходит поло-ролевая идентификация. Растет самосознание, самооценка, уровень притязаний подростка. Возникают идеалы, воплощающие уровень притязаний. Проблемы в развитии аффективно - потребительской сферы - аффект неадекватности. Обостряется потребность в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развиваются моральные суждения, воля и нравственные убеждения. Формируется направленность личности и характер, выделяются акцентуации личности.
Воображение становится ярким, объяснимым и отчасти подвластным
Заключение.
На мой взгляд, все виды воображения важны. Людям необходимо что-то представлять, придумывать и мечтать, без этого их жизнь будет скучной, «серой», а не полной, насыщенной красками жизнью. Мечтайте, воображайте, просто живите и радуйтесь!
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет
ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное
значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит