Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:39, курсовая работа
Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6,5 -7лет. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.
Введение
Глава 1
1.1. Основы тренировочного процесса
1.2. Структура тренировочного занятия
Глава 2
2.1. Дзюдо как вид боевого искусства
2.2 Что формирует дзюдо, его качества.
Глава3
3.1 Психические особенности Младшего школьного возраста (6-11 лет)
3.2 Особенности физиологического развития в младшем школьном возрасте
Список литературы
Однако дзюдо не начинается и не заканчивается соревнованиями. Они — лишь форма демонстрации достигнутого в условиях соперничества. Сам же «путь мягкости» проходит через внутренний мир занимающегося. А, следовательно, спорт высших достижений, успехов в котором достигают лишь единицы — только одна из граней дзюдо.
Основоположник дзюдо Дзигоро Кано видел в своем детище комплексное средство для физического и духовного совершенствования. В связи с этим главной целью занятий он считал гармоничное развитие личности. Вот почему, помимо соревновательной практики («сиай»), он особо выделял такие формы, как ката и рандори.
2.2 Что формирует дзюдо, его качества.
тренировки дзюдо однозначно
полезны для физического
Помимо технических навыков эффективного единоборства, ежедневные тренировки и соревнования формируют у юных дзюдоистов такие черты характера, как постоянную готовность к борьбе, волю к победе и стремление к лидерству. Повзрослев, все эти качества ребята с успехом применят в учебе, семье, бизнесе, политике. Яркий пример тому – Владимир Владимирович Путин, который очень высоко оценивает воспитательную роль дзюдо в своей жизни
дзюдо – самый безопасный вид единоборств. В отличии от множества других направлений восточных единоборств, здесь не только запрещены любые удары руками или ногами, но и вообще запрещено во время борьбы касаться лица. Техника дзюдо основана на проведении бросков, тренировки и соревнования проходят в специально оборудованном зале, на полу которого лежит достаточно мягкий и упругий борцовский ковер (татами) толщиной 40мм из вспененного пенополиуретана, смягчающий падения спортсмена. С учетом того, что падают тренированные дзюдоисты мягко, «правильно», используя самостраховку, травмы на занятиях по дзюдо практически не происходят. Вы удивитесь, но по травмоопасности дзюдо намного обгоняют все игровые виды спорта – футбол, баскетбол, хоккей и др. Все это говорит о том, что занятия дзюдо благоприятны для детей, начиная с 5-6 летнего возраста.
Глава 3.
3.1 Психические особенности Младшего школьного возраста (6-11 лет)
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому(3), эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чём же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением.
Развитие речи. Потребность в общении определяет развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов и состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Ребёнок может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт его оценку. В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.
Если ребёнок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой состав слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Умение производить анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом. Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. Он способен общаться на уровне контекстной речи. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ доступны младшему школьнику.
В условиях школьного урока ведётся работа над словом, предложением, а также над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно. При работе над развитием устной речи большое внимание уделяется эмоциональности, правильности, выразительности, ясности. Овладевая устной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр. Для письменной речи определяющее значение имеет её правильность: орфографическая и грамматическая. Ребёнок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Всё это говорит о том, что речь ребёнка развивается в младшем школьном возрасте очень активно.
Сенсорное развитие. Ребенок,
пришедший в школу, не только различает
цвета, форму, величину предметов и
их положение в пространстве, но
может правильно назвать
Нормально развитый ребёнок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью, увидеть то, что в них изображено. Ребёнок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса.
Восприятие младших школьников
отличается неустойчивостью и
Мышление учащихся начальных классов претерпевает большие изменения. Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия. Научное понятие - одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью, которой познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки, оказывает крайне важное значение на становление словесно-логического мышления.
Овладение в процессе обучения системой научных понятий даёт возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения.
В.В.Давыдов в книге «Виды обобщения в обучении» (М.,1972)дал сравнительную характеристику эмпирического и теоретического мышления. Он показал, что для развития теоретического мышления требуется новая логика содержания учебных процессов, так как теоретическое обобщение не развивается в недрах эмпирического.
К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень - они умеют понимать причинно- следственные связи. По мнению Л.С. Выготского, интеллект ученика в школе развивается как ни в какое другое время
И всё-таки образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, из указанного выше мы видим, что младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.
Память. В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провёл сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришёл к следующим выводам:
- с 6 до 14 лет у детей
активно развивается
- чем старше становится
младший школьник, тем меньше
у него преимуществ
В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстаёт в своём развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребёнок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
Если однако, младших школьников с первых лет обучения специально учить мнемическим приёмам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.
Воображение. В данном возрасте
продолжает развиваться и воображение.
Ребёнок уже может создавать
разнообразнейшие ситуации. Формируясь
в игровых замещениях одних предметов
другими, воображение переходит
и в другие виды деятельности. В
условиях учебной деятельности к
воображению предъявляют
Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок.
Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Речь и мышление ребёнка переходят на новый уровень. Речь становится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связной. От доминирования наглядно- действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.
Информация о работе Формирование личности в младшем школьном возрасте