Формирование лидерских качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:27, реферат

Описание работы

Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания подрастающего поколения. Отмечая, что педагогикой предыдущего периода достигнуто немало, тем не менее, признается важным коренное изменение процесса воспитания с учетом того, что современное общество осуществляет попытку вхождения в контекст общечеловеческой культуры. С этих позиций основное назначение воспитания в современной общеобразовательной школе рассматривается как создание оптимальных условий для гармоничного и целостного развития активной личности, ее самоактуализации.

Файлы: 1 файл

Формирования лидерских качеств.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

Социально-политический и  экономический кризис общества поставил педагогов перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания подрастающего поколения. Отмечая, что педагогикой предыдущего периода достигнуто немало, тем не менее, признается важным коренное изменение процесса воспитания с учетом того, что современное общество осуществляет попытку вхождения в контекст общечеловеческой культуры. С этих позиций основное назначение воспитания в современной общеобразовательной школе рассматривается как создание оптимальных условий для гармоничного и целостного развития активной личности, ее самоактуализации.

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного (в зависимости от сложившейся ситуации). Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах. Вопрос о реализации активности личности поднимался в работах Л.И.Божович [21], Л.И. Анцыферовой [7], Н.Ф.Добрынина [57], В.Л.Хайкина [189] и др. Ученые утверждали, что личность сама должна активно участвовать в деятельности, чтобы достичь высоких результатов, эффективно овладеть нужными знаниями, умениями, развить как можно полно свои способности и личностные свойства и качества, в том числе и лидерские.

Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии. Это дает основание для аккумулирования новейших достижений теории и практики в разработку качественно новых подходов к организации педагогического процесса в любом образовательном учреждении.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст. Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

По данным физиологов, к 7 годам наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию  и контроль сложных форм психической  деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования. Это проявляется в свойственных детям младшего школьного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы (дети эмоциональны, возбудимы). Это период нервно-психической ранимости ребенка.

Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:

- качественно новый уровень  развития произвольной регуляции  поведения и деятельности;

- содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

- анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений - по В.В.Давыдову);

- внутренний план действий - планирование («Чем больше «шагов»  своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи» [154. С.95];

- ориентация на сверстника  и группу в целом.

Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и/или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств. Успешному разрешению многих проблем, возникающих при этом, служит реализация личностно-ориентированной концепции, которая несет в себе новый взгляд на педагогические процессы и такое отношение к организации деятельности детей, особенно внеурочной, которая позволяет реально ориентироваться на личность ребенка, его интересы, потребности, склонности.

Ребенок не пассивно приспосабливается  к окружающему миру предметов  и явлений, созданному людьми, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого. Именно эта активность является определяющей характеристикой развивающейся личности, позволяя ей выходить за пределы накопленного опыта, сформированных качеств [186].

Научное рассмотрение картины  лидерских проявлений детьми младшего школьного возраста будет более успешным, если программа включает изучение окружения сверстников, детского сообщества и создает условия, в которых ребенок может продемонстрировать свои позитивные качества лидера.

Исследование указанной  проблемы имеет свою историю, как  в отечественной, так и в зарубежной науке.

Так, в 30-е годы XX столетия отечественными и зарубежными учеными  почти одновременно выполнены первые эксперименты по изучению взаимодействия в детских группах (Е.А.Аркин, А.С.Залужный, Е.Хагман [30], М. Партен [226]). Проведенные к 40-50-м годам того же века зарубежные исследования лидерства уже многочисленны и многообразны, имеют разную теоретическую основу, но большей частью выполнены на взрослых испытуемых (R.F.Bales [216], G.A.Gibb [223], F.Merei [225], Т.Ньюком [131], F.Fidler [221], [222] и др.).

Представители отечественной  науки (Г.М.Андреева [5], И.П.Волков [34], Н.С.Жеребова [58], Б.Д.Парыгин [136], [137] и др.) проявили интерес к данной проблематике после 60-го года прошлого века, организуя ряд экспериментов, главными участниками которых были дети школьного возраста (Е.М.Дубовская [56], Е.М.Зайцева [60], Я.Л.Коломинский [79], [80], Р.Л.Кри-чевский [90-96], А.Н.Лутошкин [107], Т.Н.Мальковская [110], [111] и многие другие).

Аспекты проблемы лидерства  нашли отражение также в работах  В.В.Давыдов [154], Б.Ф.Ломова [105], А.Менегетти [119], Л.М.Митиной, А.В.Петровского [147] и др.

Проведенный нами анализ научных  работ по проблеме лидерства выявил необходимость ее разностороннего рассмотрения: с позиций философии, социологии, общей и возрастной педагогики и психологии, культурологии и других наук, изучающих человека. Кроме того, данный анализ показал, что больший удельный вес в разработке интересующей нас проблемы принадлежит работам психологического плана, а педагогический аспект проблемы формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста в отечественной педагогике представлен значительно меньше.

Накопленный к настоящему моменту научный фонд и опыт практической деятельности создают определенные предпосылки разработок идей, положений  и технологий формирования позитивных лидерских качеств у детей  младшего школьного возраста.

Между тем, реальная практика обучения, воспитания и развития детей  в современной школе свидетельствует  о том, в педагогическом процессе видны явные противоречия:

- между необходимостью  инициирования позитивных качеств  лидера, начиная с детского возраста, и недостаточной разработанностью  проблемы формирования этих качеств  в педагогической теории и  практике;

- между доминирующей идеей  активизации личности в педагогическом  процессе и сохраняющейся тенденцией  к авторитарному взаимодействию  педагога с детьми в образовательной  практике;

- между потребностью развивающейся  личности ребенка-лидера в многообразных  формах самореализации и недостаточной разработанностью направленных на это форм внеурочной деятельности.

Актуальность необходимости  формирования активности личности и  ее позитивных лидерских качеств, выявленные противоречия, теоретическая и практическая значимость проблемы, и недостаточная  разработанность ее возрастного  аспекта определили выбор темы исследования «Организационно-педагогические условия  формирования позитивных лидерских  качеств у детей (младший школьный возраст)», сущность которой заключается в необходимости анализа концептуальных основ теории воспитания, в исследовании условий, способствующих формированию активной (лидирующей) личности современного ребенка.

Цель исследования: разработать  и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских  качеств младших школьников.

Объект исследования - педагогический процесс современного общеобразовательного учреждения (школы).

Предмет исследования - формирование позитивных лидерских качеств личности младшего школьника.

Гипотеза исследования: эффективность  формирования позитивных лидерских  качеств у детей младшего школьного  возраста будет обеспечена, если:

- педагогический процесс  современной школы представляет  собой единство двух составляющих (классной и внеурочной деятельности) и управляется совокупностью принципов при ведущей роли принципа его гуманизации;

-содержательная разноплановая  деятельность, в которую включен  ребенок, является ключевым компонентом  развивающего социально-педагогического  пространства, формирующего лидерские  качества детей;

-создается и реализуется  программа формирования позитивных  качеств лидера-школьника.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи:

1. Проанализировать сущность  базовых понятий проблемы.

2. Выявить специфику проявлений  лидерских качеств младшими школьниками.

3. Разработать содержание  разноплановой внеурочной деятельности  и способы включения в нее  ребенка.

4. Экспериментально апробировать  программу формирования позитивных  лидерских качеств у детей  младшего школьного возраста.

Концептуальную основу исследования составили убеждения в том, что  употребление понятия «лидер» и  «лидерство» в младшем школьном возрасте правомерно и опирается на фундаментальные идеи диалектического учения о целостности и взаимосвязи социальных явлений, реализации противоречий как движущей силе развития, важнейшие философские положения о соотношении общего и особенного, социально-исторической сущности воспитания и обучения (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.И.За-гвязинский, и др.); принципы гуманистической педагогики и психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Понимание развития основывалось на идее единства и обусловленности этого процесса жизнедеятельностью социально и индивидуально формирующейся личности.

Кроме того, мы исходили из общепсихологического подхода, развитого виднейшими отечественными учеными Б.Г.Ананьевым, Л.И.Божович,

A.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном и др., утверждавшего, что в деятельности рождаются все психические процессы, феномены, качества, особенности процессов и состояний человека. Именно деятельность является тем основанием, которое определяет развитие и функционирование личности, позволяя изучать её как активный «элемент» развития.

Конкретная методология  исследования опирается на системный  подход к изучению педагогических явлений (Б.Г.Ананьев, В.Г.Афанасьев,

B.П.Беспалько, И.В.Блауберг, В.И.Гинецинский, Б.Б.Коссов, Н.В.Кузьмина, В.А.Леках, Ю.П.Сокольников, Э.Г.Юдин и др.), дающий ключ к рассмотрению процесса взаимодействия и общения педагога и детей и пониманию сложной совокупности его связей и взаимоотношений, опосредованных природой социально-экономических условий социума. Личностный подход (Г.А.Балл, А.А.Бодалёв, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, М.А.Викулина, М.И.Гарипов, С.В.Кульневич, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.М.Ясько и др.). Современная концепция дополнительного образования (Б.С.Гершунский, В.А.Горский, А.Я.Журкина, Е.В.Серединцева, Л.Н.Ходунова и др.).

Важную роль в ходе изучения личности ребенка и приобретения им социально значимых нравственных качеств сыграла концепция деятельнос-тного опосредствования активности группы, обоснованная А.В.Петровским. Согласно положениям этой концепции социальная группа существенно влияет на развитие личности всех ее членов.

Мы опирались и на аксиологические положения о природе ценностных ориентаций (О.С.Газман, В.И.Гинецинский, А.В.Кирьякова, В.М.Коро-тов, Н.Е.Щуркова и др.).

По существу, все эти  подходы в той или иной мере определили теоретические основы организации  исследования избранной проблемы.

Методы исследования. В работе использован научно-практический инструментарий, адекватный стратегии и тактике исследования: а) изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации; б) теоретический анализ состояния изучаемой проблемы, в том числе и сравнительно-сопоставительный, ретроспективный; в) диагностические методы (опрос, оценка, шкалы, социометрия, изучение ролевого поведения и пр.); г) педагогический эксперимент; д) эмпирические методы (наблюдение, анализ документации).

Этапы исследования.

На первом этапе (1997-1999 гг.) - поисково-теоретическом - изучался феномен  лидерства на основе анализа научной  и специальной литературы; формулировались  исходные методологические положения, необходимые для Организации  педагогического процесса в новых  социокультурных условиях.

На втором этапе (1999 - 2001 гг.) - опытно-экспериментальном - разрабатывались  и апробировались педагогические программы формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) - проводилась обработка и  систематизация полученных данных, формировались  основные выводы и рекомендации педагогам-практикам. Осуществлялось литературное оформление диссертации.

База исследования - гимназия №25 им.А.С.Пушкина, г.Нижний Новгород.

Информация о работе Формирование лидерских качеств