Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:27, реферат
Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания подрастающего поколения. Отмечая, что педагогикой предыдущего периода достигнуто немало, тем не менее, признается важным коренное изменение процесса воспитания с учетом того, что современное общество осуществляет попытку вхождения в контекст общечеловеческой культуры. С этих позиций основное назначение воспитания в современной общеобразовательной школе рассматривается как создание оптимальных условий для гармоничного и целостного развития активной личности, ее самоактуализации.
Социально-политический и
экономический кризис общества поставил педагогов перед
острой необходимостью пересмотра педагогических
позиций, критической переоценки устоявшихся
научно-теоретических и практических
систем воспитания подрастающего
Демократические преобразования
в обществе, динамизм окружающей действительности,
конкурентоспособность и другие
явления рыночной экономики на первое
место ставят индивидуальность
Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии. Это дает основание для аккумулирования новейших достижений теории и практики в разработку качественно новых подходов к организации педагогического процесса в любом образовательном учреждении.
Особого внимания заслуживает младший школьный возраст. Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.
По данным физиологов, к 7 годам наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования. Это проявляется в свойственных детям младшего школьного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы (дети эмоциональны, возбудимы). Это период нервно-психической ранимости ребенка.
Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности.
В рамках учебной деятельности
складываются психологические
- качественно новый уровень
развития произвольной
- содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);
- анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений - по В.В.Давыдову);
- внутренний план действий
- планирование («Чем больше «шагов»
своих действий может
- ориентация на сверстника и группу в целом.
Все перечисленное убеждает
в необходимости обращения
Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному людьми, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого. Именно эта активность является определяющей характеристикой развивающейся личности, позволяя ей выходить за пределы накопленного опыта, сформированных качеств [186].
Научное рассмотрение картины
лидерских проявлений детьми младшего школьного возраста
будет более успешным, если программа
включает изучение окружения сверстников, детского
Исследование указанной проблемы имеет свою историю, как в отечественной, так и в зарубежной науке.
Так, в 30-е годы XX столетия отечественными и зарубежными учеными почти одновременно выполнены первые эксперименты по изучению взаимодействия в детских группах (Е.А.Аркин, А.С.Залужный, Е.Хагман [30], М. Партен [226]). Проведенные к 40-50-м годам того же века зарубежные исследования лидерства уже многочисленны и многообразны, имеют разную теоретическую основу, но большей частью выполнены на взрослых испытуемых (R.F.Bales [216], G.A.Gibb [223], F.Merei [225], Т.Ньюком [131], F.Fidler [221], [222] и др.).
Представители отечественной науки (Г.М.Андреева [5], И.П.Волков [34], Н.С.Жеребова [58], Б.Д.Парыгин [136], [137] и др.) проявили интерес к данной проблематике после 60-го года прошлого века, организуя ряд экспериментов, главными участниками которых были дети школьного возраста (Е.М.Дубовская [56], Е.М.Зайцева [60], Я.Л.Коломинский [79], [80], Р.Л.Кри-чевский [90-96], А.Н.Лутошкин [107], Т.Н.Мальковская [110], [111] и многие другие).
Аспекты проблемы лидерства
нашли отражение также в
Проведенный нами анализ научных
работ по проблеме лидерства выявил
необходимость ее
Накопленный к настоящему моменту научный фонд и опыт практической деятельности создают определенные предпосылки разработок идей, положений и технологий формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Между тем, реальная практика
обучения, воспитания и развития детей
в современной школе
- между необходимостью
инициирования позитивных
- между доминирующей идеей
активизации личности в
- между потребностью
Актуальность необходимости формирования активности личности и ее позитивных лидерских качеств, выявленные противоречия, теоретическая и практическая значимость проблемы, и недостаточная разработанность ее возрастного аспекта определили выбор темы исследования «Организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств у детей (младший школьный возраст)», сущность которой заключается в необходимости анализа концептуальных основ теории воспитания, в исследовании условий, способствующих формированию активной (лидирующей) личности современного ребенка.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования позитивных лидерских качеств младших школьников.
Объект исследования - педагогический
процесс современного
Предмет исследования - формирование позитивных лидерских качеств личности младшего школьника.
Гипотеза исследования: эффективность формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста будет обеспечена, если:
- педагогический процесс
современной школы
-содержательная разноплановая
деятельность, в которую включен
ребенок, является ключевым
-создается и реализуется
программа формирования
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи:
1. Проанализировать сущность базовых понятий проблемы.
2. Выявить специфику проявлений
лидерских качеств младшими
3. Разработать содержание
разноплановой внеурочной
4. Экспериментально апробировать
программу формирования
Концептуальную основу исследования
составили убеждения в том, что
употребление понятия «лидер» и
«лидерство» в младшем школьном возрасте
правомерно и опирается на фундаментальные
идеи диалектического учения о целостности
и взаимосвязи социальных явлений, реализации
противоречий как движущей силе развития,
важнейшие философские положения о соотношении
общего и особенного, социально-исторической
сущности воспитания и обучения (Б.Г.Ананьев,
Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.И.За-гвязинский,
и др.); принципы гуманистической
Кроме того, мы исходили из общепсихологического подхода, развитого виднейшими отечественными учеными Б.Г.Ананьевым, Л.И.Божович,
A.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном и др., утверждавшего, что в деятельности рождаются все психические процессы, феномены, качества, особенности процессов и состояний человека. Именно деятельность является тем основанием, которое определяет развитие и функционирование личности, позволяя изучать её как активный «элемент» развития.
Конкретная методология исследования опирается на системный подход к изучению педагогических явлений (Б.Г.Ананьев, В.Г.Афанасьев,
B.П.Беспалько, И.В.Блауберг, В.И.Гинецинский, Б.Б.Коссов, Н.В.Кузьмина, В.А.Леках, Ю.П.Сокольников, Э.Г.Юдин и др.), дающий ключ к рассмотрению процесса взаимодействия и общения педагога и детей и пониманию сложной совокупности его связей и взаимоотношений, опосредованных природой социально-экономических условий социума. Личностный подход (Г.А.Балл, А.А.Бодалёв, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, М.А.Викулина, М.И.Гарипов, С.В.Кульневич, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.М.Ясько и др.). Современная концепция дополнительного образования (Б.С.Гершунский, В.А.Горский, А.Я.Журкина, Е.В.Серединцева, Л.Н.Ходунова и др.).
Важную роль в ходе изучения
личности ребенка и приобретения
им социально значимых
Мы опирались и на
По существу, все эти подходы в той или иной мере определили теоретические основы организации исследования избранной проблемы.
Методы исследования. В работе использован научно-практический инструментарий, адекватный стратегии и тактике исследования: а) изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации; б) теоретический анализ состояния изучаемой проблемы, в том числе и сравнительно-сопоставительный, ретроспективный; в) диагностические методы (опрос, оценка, шкалы, социометрия, изучение ролевого поведения и пр.); г) педагогический эксперимент; д) эмпирические методы (наблюдение, анализ документации).
Этапы исследования.
На первом этапе (1997-1999 гг.) - поисково-теоретическом - изучался феномен лидерства на основе анализа научной и специальной литературы; формулировались исходные методологические положения, необходимые для Организации педагогического процесса в новых социокультурных условиях.
На втором этапе (1999 - 2001 гг.)
- опытно-экспериментальном - разрабатывались
и апробировались
На третьем этапе (2001-2003 гг.) - проводилась обработка и систематизация полученных данных, формировались основные выводы и рекомендации педагогам-практикам. Осуществлялось литературное оформление диссертации.
База исследования - гимназия №25 им.А.С.Пушкина, г.Нижний Новгород.