Завершая характеристику
содержания диссертационного исследования,
можно констатировать тот факт, что все
поставленные в работе задачи выполнены,
гипотеза подтвердилась.
Проведенная автором большая
научно-исследовательская работа дает
возможность обращения с рядом
конкретных рекомендаций педагогам-практикам:
в педагогической работе по формированию
позитивных лидерских качеств личности
важно учитывать, что дети могут
наглядно демонстрировать как хорошие,
так и «слабые» проявления (наличие
отрицательных мотивов общения,
непонимание сверстника и пр.); привлекать
к участию в организаторской деятельности
всех детей, помогать занять в коллективе
достойно место; приучать всех детей работать
максимально самостоятельно (откажитесь
от мелочной опеки), но в любой момент быть
готовым прийти на помощь сверстнику;
формировать дружеские взаимоотношения
между всеми членами детского коллектива;
позаботьтесь о создании у всех детей
хорошего настроения. Обратите внимание
на эмоциональное стимулирование, исключив
из арсенала средств общения окрики и
прямое давление; чаще хвалите ребенка
за каждый удачный шаг, за каждое правильно
принятое им решение: хвалите не вообще,
а конкретно, именно за тот непосредственный,
пусть даже маленький успех, который им
достигнут; критически оценивайте только
поступок (действие), но ни в коем случае
не личность ребенка (если Вы критикуете
поступок, а не личность человека, то у
него нет необходимости становится в позу
защищающегося); ребенку необходимо четко
видеть конечную цель своих каждодневных
усилий. Ставя цель, не стремитесь сразу
к предельным достижениям, а постепенно
«поднимайте планку», ведя ребенка от
более простых задач к более сложным; необходимо
перейти от руководства к управлению развитием
личности ребенка, управлением всей жизнью
с позиций его интересов; постоянно проявляйте
веру в возможности и перспективы каждого
ребенка; реализация принципа «параллельного
действия» (влияние личности на коллектив
и коллектива на личность) на практике
осуществляется через умелое вовлечение
всех детей в организацию содержательной
совместной деятельности; в процессе работы
с деструктивным лидером (негативной направленности)
возможны разные способы действий педагога (изменение
социальной роли за счет перераспределения
функций лидера, сокращение коммуникаций
между ним и группой за счет загрузки его
работой, затрудняющей неформальное общение);
проявление к нему особого внимания. Действенный
результат обеспечивает «метод социальной
терапии», когда лидер с отрицательной
направленностью для выполнения задания объединяется
с лидером положительной личностной направленности;
ведущими методами работы с детьми-лидерами
с целью формирования позитивных качеств
эффективно выступают косвенные, а также
гибкость их применения, выражающаяся
в умении педагога корректировать характер
взаимодействия с ребенком, менять тон,
мимику и форму обращений (советы, предложения),
умения «встать на позицию партнера ребенка»,
что позволяет личным примером выразить
заинтересованность и уверенность в успехе
общего дела; обязательна установка каждого
педагога на работу не только с детьми,
но и их родителями, направленная на гуманизацию и
демократизацию их общения с ребенком,
а также налаживание отношений ребенка
с постоянным кругом его общения, т.е. с
ровесниками.
Таким образом, разработанные
нами организационно-педагогические условия,
экспериментальная программа формирования
позитивных лидерских качеств ребенка
младшего школьного возраста носили интегративный характер
и были ориентированы на целостное становление
личности самого ребенка.