Формирование лидерских качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:27, реферат

Описание работы

Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания подрастающего поколения. Отмечая, что педагогикой предыдущего периода достигнуто немало, тем не менее, признается важным коренное изменение процесса воспитания с учетом того, что современное общество осуществляет попытку вхождения в контекст общечеловеческой культуры. С этих позиций основное назначение воспитания в современной общеобразовательной школе рассматривается как создание оптимальных условий для гармоничного и целостного развития активной личности, ее самоактуализации.

Файлы: 1 файл

Формирования лидерских качеств.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

Личный вклад состоит  в разработке и реализации программы  формирования позитивных лидерских  качеств у детей младшего школьного  возраста.

Выборочная совокупность составила около 150 человек: ученики младшего школьного возраста (1-2-е классы), их педагоги и родители.

Научная новизна работы состоит  в следующем:

- выявлены теоретико-методологические  предпосылки организации процесса  формирования позитивных лидерских  качеств у младшего школьника  в новых социокультурных условиях;

- изучено качественное  своеобразие организационно-педагогические  условия формирования лидерских  качеств младшего ребенка-школьника  во внеурочной деятельности.

Теоретическое значение исследования заключается в обосновании совокупности принципов управления педагогическим процессом общеобразовательной  школы, которые соответствуют современной  социокультурной ситуации в обществе. Разработана программа формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения  и выводы доведены до конкретных технологий и рекомендаций, реализация которых, как доказано в исследовании, улучшает результат обучения, воспитания и  развития подрастающего поколения. Апробирована в естественных условиях внеурочной деятельности современной  общеобразовательной школы программа  формирования позитивных лидерских  качеств.

Экспериментальные данные могут  служить основой методических рекомендаций, лекционных и специальных курсов для студентов средних специальных и высших учебных заведений, педагогов-практиков.

Достоверность научных результатов  и выводов исследования обеспечивались логикой, четким выбором и обоснованностью  исходных методологических и психолого-педагогических позиций; согласованностью основных концептуальных позиций исследования и полученного  в ходе работы эмпирического материала; применением комплексной методики исследования, соответствующей его  задачам и логике; количественным и качественным анализом полученных данных, их обработкой; подтверждением гипотезы исследования научно-практическими  результатами.

Положения, выносимые на защиту: з феномен лидерства и лидерских качеств в младшем школьном возрасте обусловлен спецификой возрастных и личностных особенностей ребенка, его активностью и «социальной ситуацией развития»; педагогический процесс формирования позитивных лидерских качеств реализуется в единстве учебной и внеучебной деятельности детей;

Ъ успешное формирование лидерских  качеств возможно при наличии  научно обоснованной педагогической программы.

Апробация и внедрение  результатов работы исследования осуществлялись в нескольких направлениях. Материалы  разных этапов эксперимента:

- становились предметом  обсуждения на педагогических  советах гимназии №25 им.А.С.Пушкина (г.Нижний Новгород) и заседаниях кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова;

- использовались в ходе  проведения обучающих семинаров для студентов названного вуза;

- апробированы на международных  научных конференциях в г.Нижний Новгород (январь, май 2002; февраль 2003);

- результаты исследования  нашли отражения в докладах  и научных статьях автора.

Структура диссертации соответствует  логике, содержанию и результатам  исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (включает 230 наименования, в том числе 16 - на иностранном  языке). Общий объем диссертации - 184 страницы. В работе приведено 5 таблицы  и два рисунка.

Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Пескова, Ирина Владимировна

ВЫВОДЫ по второй главе

Результаты проведенного нами теоретического исследования легли  в основу разработки педагогического  эксперимента, традиционно состоящего из трех этапов: диагностического (констатирующего), формирующего (созидательного) и контрольного.

В ходе первого, начального, этапа были решены следующие задачи: выявлены наиболее активные дети в  разных видах деятельности; определена специфика проявлений ими лидерских качеств, а также составлены индивидуальные характеристики детей-лидеров младшего школьного возраста.

Поскольку проблема лидерства  и лидерских проявлений лежит  на стыке многих наук (педагогики, психологии и др.), постольку в исследовании был применен комплекс методик, адекватных возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, уровню их мировоззрения. В результате получены интересные данные о феномене лидерства: яркими лидерами (с разной личностной направленностью) среди участников эксперимента оказались 11 детей, причем мальчиков среди них чуть меньше, чем девочек (соответственно 5 : 6).

С помощью социометрической методики изучены межличностные  отношения и статус ребенка-лидера в классе. Дополнили картину данные других методик (оценочный эксперимент, опрос родителей и педагогов, работающих с этими детьми, организация продуктивной совместной деятельности и ряд других).

Сопоставление оценок, полученных от детей и взрослых, дало возможность  получения общей картины оценочных  отношений в классе: выявить детей  с благоприятным и не очень  благоприятным положением; детей  «контрастных», имеющих большое  число как положительных, так  и отрицательных оценок окружающими. По тем качествам, которые особо  ценятся в классе составлено представление  о ценностных ориентациях класса:

A) качества зримо воспринимаемые (внешняя привлекательность, жизнерадостность, веселость, бодрое состояние,  физическая сила);

Б) нравственные качества (доброта, отзывчивость, внимание и сочувствие, недрачливость, способность организовать интересное дело);

B) волевые качества (настойчивость, самостоятельность, трудолюбие);

Г) качества успешности (внимательность, сговорчивость, уживчивость, умелость) в сочетании со знаниями, умениями и навыками.

Полученные результаты составили  фундамент экспериментальной программы, акцентирующей внимание на формировании позитивных качеств личности лидера ребенка младшего школьного возраста.

Успех реализации программы  обеспечили традиционные принципы ее построения (развитие личности ребенка  в деятельности, опора на положительные  его качества и природную активность) и современные (принципы гуманизации и демократизации педагогического процесса, сочетаниеурочной и внеурочной деятельности, новое мышление педагогов и др.),

Особенностью программы  явилась ее двунаправленность: на работу с самим ребенком, а также с взрослыми, его окружающими (родителями и педагогами). Выделено три аспекта лидерских проявлений детьми мотивацион-но-когнитивный, перцептивно-коммуникативный и операциональный(практический), позволяющие представить всю деятельность лидера в виде своеобразной цепочки: увидеть — понять - действовать.

Серьезное внимание было уделено  подбору разнообразного и разнопланового материала, позволившего на практике реализовать  программу (игровые тренинги-упражнения, правила дружной работы и правила организатора, инструкции, беседы с детьми, мастерские, выставки, деловая играи ДР-)

Главное, что отличало работу с взрослыми людьми, было убеждение  в необходимости смены стиля  их взаимодействия и общения с детьми, оказания им помощи и поддержки лидерских проявлений. Это предполагало обучение вербальным и невербальным формам общения и взаимодействия,сопереживания детям.

Вся комплексная работа дала свои результаты. Данные, полученные с  помощью контрольного среза, это  доказали: увеличилось количество детей, проявивших организаторские умения, стало больше лидеров с положительной личностной направленностью, полностью «исчезла» статусная подгруппа детей «непринятых» сверстниками и педагогами, снизился процент родителей-приверженцев жесткого (авторитарного) подхода в воспитании своих детей. После целенаправленной и планомерной работы с детьми младшего школьного возраста дети достигли высокого и выше среднего уровня развития организаторских умений и качеств, многочисленной стала группа детей, достигших среднего уровня.

Проведенная работа позволила  сформулировать ряд конкретных рекомендаций всем педагогам, работающими с детьми младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблемы лидерства  и лидерских проявлений проведены  отечественными и зарубежными учеными  в разных возрастных категориях. В  результате исследований обнаружены работы психолого-педагогического характера  с преобладанием психологических (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, Р.Л.Кричевский, Л.И.Уманский и многие другие).

Вопрос о позитивных лидерских  проявлениях, необходимости организации содержательной внеурочной деятельности, возможности влияния педагогов на формирование качеств лидера остается серьезной проблемой, требующей дальнейших научных изысканий.

Теоретический анализ литературы и практических результатов работы позволяет сделать обобщающие выводы:

1. Младший школьный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, т.к. в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно-ориентированного поведения и его мотивов. При усвоении младшими школьниками теоретических знаний возникают условия, благоприятствующие формированию в них новог образований. Особое место занимают чуткость, отзывчивость, сочувствие, уважение к другим детям, стремление им помочь.

2. Особенность поведения  младшего школьника заключается в том, что действия ребенка становятся произвольными, а его эмоции сохраняют непроизвольность и яркость выражения. В этой разведенности произвольности и эмоциональности заложена одна из движущих сил его развития.

3. Дети младшего школьного  возраста проявляют разную степень лидерской активности воздействия на окружающих их сверстников, а само понятие «лидерство» вполне правомерно употреблять относительно детей указанного возраста, т.к. в этот период ребенок - полноценная и развивающаяся личность. Понятие «ребенок-лидер» трактуется как активный, инициативный, предпочитаемый другими ребенок.

4. Использованный в исследовании  комплекс социально-психологических  и педагогических методик, подобранных  в соответствии с возрастными  особенностями младшего школьника  и целям исследования, дал возможность  получения количественных и качественных  результатов о взаимодействии  и общении детей между собой, положения каждого ребенка в среде сверстников, личностных качествах активных (лидирующих) детей. Углубленное индивидуальное обследование личности лидера и его качеств сочеталось с массовыми обследованиями среды его окружения.

5. Проведена работа по  классификации типов лидеров  в зависимости от доминирования  личностной направленности: положительные и отрицательные. Лидеров с позитивной направленностью личности характеризует высокий социометрический статус, большое количество инициативных действий в позитивной форме, активность и инициативность, потребность в самоутверждении через положительные проступки и действия.

Лидера с отрицательной  направленностью отличало большое  количество инициативных воздействий  в негативной авторитарной форме, отсутствием  положительной ориентации на партнера, повышенной потребностью в самоутверждении через отрицательные эгоистические поступки, распределение работы без учета интересов партнеров, навязыванием им своего желания.

6. Определены педагогические  установки, помогающие в реализации  программы, разработаны технологии  и методики педагогической работы, программа развития лидера, а  также педагогические условия  формирования позитивных его  качеств, использование которых  было эффективно и обеспечило  реально ощутимые результаты  ориентации личности ребенка-лидера  на позитивное общение и взаимодействие со сверстниками.

7. В развитии организаторских  способностей и лидерских качеств  особо важное место принадлежит  продуктивной совместной детской  деятельности. Причем, знания и умения  активного ребенка создают лишь направленность личности лидера, помогают осуществлять организацию этой деятельности.

8. Экспериментальная программа  развития лидерских качеств у  детей младшего школьного возраста  составлена на основе традиционных  и современных требований, принципов  и имеет индивидуально-дифференцированный  характер, представлена как единая  система действий, включающей моральные  знания и действия.

9. Теоретический и экспериментальный  материал способствовал апробации  организационно-педагогических условий  в реальной школьной практике, использование которых было эффективно и обеспечило ощутимые результаты. Данные условия представили собой комплекс, ориентирующий личность ребенка на позитивные нравственные ценности, налаживание не только деловых, но и личных взаимоотношений детей со сверстниками, на развитие отзывчивости и сочувствия, оказание им действенной помощи.

10. Организаторская подготовленность ребенка (знания, умения, навыки, опыт отношений, социальная активность, творческая деятельность) — необходимый «инструмент» для его участия в социальной жизни. Этому способствует система поручений, которая может быть хорошей школой подготовки настоящих организаторов, т.к. именно поручения способствуют формированию ответственности, навыков самостоятельной работы, чувства долга, а в ходе их выполнения закрепляются нравственные качества, воспитывается привычка, потребность к общественно полезной деятельности (А.С.Макаренко).

11. Развитие лидерства  - целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков личности.

Информация о работе Формирование лидерских качеств