Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:27, реферат
Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания подрастающего поколения. Отмечая, что педагогикой предыдущего периода достигнуто немало, тем не менее, признается важным коренное изменение процесса воспитания с учетом того, что современное общество осуществляет попытку вхождения в контекст общечеловеческой культуры. С этих позиций основное назначение воспитания в современной общеобразовательной школе рассматривается как создание оптимальных условий для гармоничного и целостного развития активной личности, ее самоактуализации.
Личный вклад состоит в разработке и реализации программы формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Выборочная совокупность составила около 150 человек: ученики младшего школьного возраста (1-2-е классы), их педагоги и родители.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- выявлены теоретико-
- изучено качественное
своеобразие организационно-
Теоретическое значение исследования
заключается в обосновании
Практическая значимость
работы определяется тем, что содержащиеся
в ней теоретические положения
и выводы доведены до конкретных технологий
и рекомендаций, реализация которых,
как доказано в исследовании, улучшает
результат обучения, воспитания и
развития подрастающего поколения.
Апробирована в естественных условиях
внеурочной деятельности современной
общеобразовательной школы
Экспериментальные данные могут
служить основой методических
Достоверность научных результатов
и выводов исследования обеспечивались
логикой, четким выбором и обоснованностью
исходных методологических и психолого-педагогических
позиций; согласованностью основных концептуальных
позиций исследования и полученного
в ходе работы эмпирического материала;
применением комплексной
Положения, выносимые на защиту: з феномен лидерства и лидерских качеств в младшем школьном возрасте обусловлен спецификой возрастных и личностных особенностей ребенка, его активностью и «социальной ситуацией развития»; педагогический процесс формирования позитивных лидерских качеств реализуется в единстве учебной и внеучебной деятельности детей;
Ъ успешное формирование лидерских качеств возможно при наличии научно обоснованной педагогической программы.
Апробация и внедрение результатов работы исследования осуществлялись в нескольких направлениях. Материалы разных этапов эксперимента:
- становились предметом обсуждения на педагогических советах гимназии №25 им.А.С.Пушкина (г.Нижний Новгород) и заседаниях кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова;
- использовались в ходе проведения обучающих семинаров для студентов названного вуза;
- апробированы на международных
научных конференциях в г.
- результаты исследования нашли отражения в докладах и научных статьях автора.
Структура диссертации соответствует логике, содержанию и результатам исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (включает 230 наименования, в том числе 16 - на иностранном языке). Общий объем диссертации - 184 страницы. В работе приведено 5 таблицы и два рисунка.
Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Пескова, Ирина Владимировна
ВЫВОДЫ по второй главе
Результаты проведенного нами теоретического исследования легли в основу разработки педагогического эксперимента, традиционно состоящего из трех этапов: диагностического (констатирующего), формирующего (созидательного) и контрольного.
В ходе первого, начального,
этапа были решены следующие задачи:
выявлены наиболее активные дети в
разных видах деятельности; определена
специфика проявлений ими лидерских качеств,
а также составлены индивидуальные характеристики
детей-лидеров младшего
Поскольку проблема лидерства
и лидерских проявлений лежит
на стыке многих наук (педагогики, психологии
и др.), постольку в исследовании
был применен комплекс методик, адекватных
возрастным особенностям детей младшего школьного
С помощью социометрической методики изучены межличностные отношения и статус ребенка-лидера в классе. Дополнили картину данные других методик (оценочный эксперимент, опрос родителей и педагогов, работающих с этими детьми, организация продуктивной совместной деятельности и ряд других).
Сопоставление оценок, полученных
от детей и взрослых, дало возможность
получения общей картины
A) качества зримо воспринимаемые
(внешняя привлекательность,
Б) нравственные качества (доброта, отзывчивость, внимание и сочувствие, недрачливость, способность организовать интересное дело);
B) волевые качества (настойчивость, самостоятельность, трудолюбие);
Г) качества успешности (
Полученные результаты составили
фундамент экспериментальной
Успех реализации программы обеспечили традиционные принципы ее построения (развитие личности ребенка в деятельности, опора на положительные его качества и природную активность) и современные (принципы гуманизации и демократизации педагогического процесса, сочетаниеурочной и внеурочной деятельности, новое мышление педагогов и др.),
Особенностью программы
явилась ее двунаправленность: на работу
с самим ребенком, а также с взрослыми,
его окружающими (родителями и педагогами).
Выделено три аспекта лидерских проявлений
детьми мотивацион-но-когнитивный, перцептивно-коммуникативный
и операциональный(
Серьезное внимание было уделено подбору разнообразного и разнопланового материала, позволившего на практике реализовать программу (игровые тренинги-упражнения, правила дружной работы и правила организатора, инструкции, беседы с детьми, мастерские, выставки, деловая играи ДР-)
Главное, что отличало работу
с взрослыми людьми, было убеждение
в необходимости смены стиля
их взаимодействия и общения с детьми, оказания
им помощи и поддержки лидерских проявлений.
Это предполагало обучение вербальным
и невербальным формам общения и взаимодействия,сопереживания
Вся комплексная работа дала
свои результаты. Данные, полученные с
помощью контрольного среза, это
доказали: увеличилось количество детей,
проявивших организаторские
Проведенная работа позволила сформулировать ряд конкретных рекомендаций всем педагогам, работающими с детьми младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение проблемы лидерства
и лидерских проявлений проведены
отечественными и зарубежными учеными
в разных возрастных категориях. В
результате исследований обнаружены работы
психолого-педагогического
Вопрос о позитивных лидерских
проявлениях, необходимости организации
Теоретический анализ литературы и практических результатов работы позволяет сделать обобщающие выводы:
1. Младший школьный возраст считается
наиболее восприимчивым для усвоения моральных
знаний, т.к. в силу ограниченности нравственного
2. Особенность поведения младшего школьника заключается в том, что действия ребенка становятся произвольными, а его эмоции сохраняют непроизвольность и яркость выражения. В этой разведенности произвольности и эмоциональности заложена одна из движущих сил его развития.
3. Дети младшего школьного
возраста проявляют разную
4. Использованный в исследовании
комплекс социально-
5. Проведена работа по
классификации типов лидеров
в зависимости от
Лидера с отрицательной направленностью отличало большое количество инициативных воздействий в негативной авторитарной форме, отсутствием положительной ориентации на партнера, повышенной потребностью в самоутверждении через отрицательные эгоистические поступки, распределение работы без учета интересов партнеров, навязыванием им своего желания.
6. Определены педагогические
установки, помогающие в
7. В развитии организаторских
способностей и лидерских
8. Экспериментальная программа
развития лидерских качеств у
детей младшего школьного
9. Теоретический и
10. Организаторская
11. Развитие лидерства
- целенаправленное