Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1.теоретический анализ формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
2.исследование особенностей формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
3. подбор развивающих игр и упражнений, направленных на развитие межличностных отношений старших дошкольников

Файлы: 1 файл

работа Цветкова Ю. 222.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)


IV ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

«ИССЛЕДУЕМ. НАХОДИМ. ПРИМЕНЯЕМ!»

 

Номинация: психология

 

 

Формирование  межличностных отношений детей  старшего дошкольного возраста

 

Учебный предмет: психология

 

 

Цветкова Юлия

Г(О)ОУ СПО Лебедянский педагогический колледж

группа 222, г. Лебедянь

 

 

Научный руководитель:

Малышева Елена Викторовна,

преподаватель психологии Г(О)ОУ СПО 

Лебедянский педагогический колледж

 

 

 

 

г. Данков, 2009/2010 учебный  год

 

Введение                                                                                                      

3

Глава I. Теоретический анализ формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

5

1. Развитие межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте

 

2. Особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте

10

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

16

1. Выявление уровня развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте

 

2. Развивающие игры  и упражнения, направленные на  развитие межличностных отношений  старших дошкольников

22

Заключение

24

Список литературы

 

Приложение

 

 

 

Введение

Отношения со сверстниками представляют собою сложную деятельность, имеющую внешнюю развернутую феноменологию, видимую наблюдателю, и обширную духовную часть, скрытую от его глаз, с многоуровневой структурой. Становление общения детей со сверстниками протекает на фоне широкого контекста их жизнедеятельности, и в первую очередь развития ведущей деятельности – игры и общения с окружающими взрослыми. Контакты со сверстником в старшем дошкольном возрасте намного уступают сфере общения со взрослым по содержательности и глубине личностных связей партнеров. Но в общении со сверстником создаются условия, обеспечивающие ребенку самопознание и самооценку. Актуальность темы заключается в том, что общение со сверстником стимулирует развитие инициативности и общение с равным партнером создает благоприятные условия для познания детьми своих потенций путем свободного выявления творческого, оригинального начала в отсутствие ограничивающих регламентаций старших.

Если общение со сверстником  есть особая коммуникативная деятельность такая же по своей природе, как и общение со взрослым, то для ее анализа можно применить схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослым. 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью показать, как ребенок постепенно вступает во все усложняющиеся контакты с ровесниками в игровой деятельности и какое это имеет значение для его психического развития.

Цель исследования: исследовать особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

Предмет исследования:  особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте

Задачи исследования:

1.теоретический анализ  формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;

2.исследование особенностей  формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;

3. подбор развивающих  игр и упражнений, направленных на развитие межличностных отношений старших дошкольников

Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста применять развивающие игры и  упражнения, направленные на развитие товарищества, взаимопомощи, оценки ребенком собственных действий, то это повлияет на процесс формирования позитивных межличностных отношений детей.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение.

База практики – МДОУ № 5 «Родничок» г. Лебедяни, группа «Радуга».

 

Глава I. Теоретический анализ формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

1. Развитие  межличностных отношений со сверстниками  и взрослыми в дошкольном возрасте.

На протяжении дошкольного  возраста общение со сверстником, как  и со взрослым, существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь они явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре.

Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Эти переломные моменты  можно рассматривать как временные  границы трех этапов в развитии общения  детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы  формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма – эмоционально – практическое общение со сверстниками (второй – четвертый год жизни). Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. На втором году жизни у детей наблюдается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его действиям, а к концу второго года появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В полтора- два года жизни в репертуаре детей появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение  к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, возиться.

Особое место в таком  взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга  общими движениями, общим настроением  и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях малыши не ограничиваются никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга. Причем все эти подражательные действия сопровождаются чрезвычайно яркими эмоциями.

По – видимому, такое  взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему  существом. Это переживание своей  общности с другим человеком вызывает бурную радость. Эмоционально – практическое взаимодействие, которое протекает в свободной, ничем не регламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя.  Отражаясь в других, малыши лучше выделяет самих себя, получают зримое подтверждение своей активности  и уникальности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку, ребенок реализует свою самобытность, что стимулирует его инициативность.

Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимает лишь отношение к себе, а его самого, как правило, не замечают. Такое общение зависит от конкретной ситуации, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Введение в ситуацию привлекательного  предмета может разрушить взаимодействие детей, они переключают внимание своего сверстника на предмет или же дерутся  из – за него.  На данном этапе общения детей еще не связано с их  предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно – выразительные средства. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.      

Под общением мы понимаем взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Вслед за взаимной направленностью  действий людей при общении наиболее важной его характеристикой служит для нас активность каждого его участника. Активность может выражаться и в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том, что он воспринимает воздействия партнера и отвечает на них. Когда два человека общаются, то они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг на друга.

Присущей общению характерной  чертой считается то, что каждый из участников выступает в ходе его  как личность, а не как физический предмет.

Межличностное общение  является совершенно необходимым условием бытия людей и что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции, процесса, психических свойств и всей личности в целом. Для межличностного общения как для монообъекта, как правило, типична такая психологическая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут в разной степени друг от друга отличаться. Цели эти являются следствием действия определенных мотивов, которые также всегда имеются у участников общения, и достижение их постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения.

Общение составляет как  бы внутренний механизм жизни коллектива (или социальной группы). Не передача информации, а взаимодействие с другими  людьми как внутренний механизм жизни  коллектива. Именно обмен идеями, интересами, и т.п. и формирование установок, усвоение общественно – исторического опыта.

Важнейшая задача психологии общения в нашей стране – последовательно  интерпретировать общение, и прежде всего речевое общение, под углом  зрения психологической теории, уделив особое внимание тому аспекту, который в большинстве зарубежных направлений исследования речи игнорируется – взаимоотношениям личности и общества через посредство речи.

Общение во всех случаях  выступает как самостоятельная  деятельность, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть, некоммуникативной деятельности.

Без общения не может  существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человечества – это  его среда обитания. Во всех случаях  общение хотя и является необходимым элементом жизнедеятельности людей и важнейшим условием проявления их социального бытия, однако в момент его осуществления оно развертывается, так сказать, само по себе и прямо не обслуживает никакой другой деятельности.  Общение поскольку оно является одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет основные характеристики их как объектов и субъектов общения, но и в зависимости от того, как оно протекает и какие требования предъявляет к их познавательным процессам, к их эмоционально – волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, так или иначе оказывает влияние на весь ход дальнейшего формирования их личности, и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждом из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, ибо оно направлено на другого человека как на свой предмет, а будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого (или других) участников общения. Подход к общению как деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Анализ общения как деятельности позволяет четко определить его качественное преобразование при переходе от взаимодействия животных к общению у человека и в ходе онтогенетического развития.

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми.  Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого. У дошкольников формируется еще одна форма контактов с окружающими – предметно – действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.). Содержание общения включает многие доступные ребенку виды содействия со взрослыми. На протяжении дошкольного возраста сохраняется типичная для предметно – действенного общения «привязанность ребенка к конкретной ситуации, связь с текущей деятельностью партнеров». Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяют ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно – личностное общение, основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него. Общение со взрослыми является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно  обеспечивает приобщение ребенка к общественно – историческому опыту человечества. Организация общения, достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде.   

Информация о работе Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста