Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1.теоретический анализ формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
2.исследование особенностей формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
3. подбор развивающих игр и упражнений, направленных на развитие межличностных отношений старших дошкольников

Файлы: 1 файл

работа Цветкова Ю. 222.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте

В середине дошкольного  возраста происходит решительный перелом  в отношении к сверстнику. Картина  взаимодействия детей существенно  меняется.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.

Успехи сверстников могут вызвать  огорчения детей, а его неудачи  вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это позволяет говорить о  глубокой качественной перестройке  отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом  постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а "в глазах другого". Этим другим для четырех- пятилетнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

К пяти-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.

Развитие внеситуативности в общении  детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается  число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где  они были и что видели, делятся  своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники "собираются" в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

К шести годам значительно  возрастает эмоциональная вовлеченность  в деятельность и переживания  сверстника. В большинстве случаев  старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

К шести годам у  многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.

Специфика отношений дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого старшие дошкольники чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, старший дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается цель деятельности. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Старшие дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У старших дошкольников возникает четкий интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей.

Усложнение игровой  деятельности ставит ребят перед  необходимостью договориться и заранее  спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит  в стремлении к сотрудничеству с  товарищами, которое приобретает внеситуативный  характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.

Особенности общения  со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, планами на будущее.

В старшем дошкольном возрасте число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища  могут быть другие занятия, игры, хотя они по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.                  

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

1. Выявление  уровня развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте. 

Целью экспериментальной работы: диагностика уровня развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.

Практическая работа направлена на выявление уровня развития личностного общения детей со сверстниками в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте проведена в ДОУ «Родничок» города Лебедяни. Для исследования выбраны дети 5-7 лет. В практической работе охвачено 20 человек (контрольная и экспериментальная группы) по 10 человек в каждой.

Целью экспериментальной работы: диагностика уровня развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.

В ходе исследования использованы следующие методы: наблюдение, беседа, а также применялись различные  диагностические методики.

Наблюдение за общением детей со сверстниками в старшем  возрасте осуществлялось в ходе проведения различных игр. В игре дети старшего возраста умеют договариваться и заранее планировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, а тем самым  у детей складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. В ходе наблюдения также было выявлено следующее: ребенку становится важнее играть вместе и число конфликтов в игре снижается. Происходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры. Сюжетно – ролевая игра способствует развитию дружелюбия, желание играть вместе, помогать друг другу, делиться чем – либо, а также проявляется эмоциональная сторона детей. В игре между детьми складываются ролевые и  реальные отношения: распределение ролей, регулирование хода игры. В старшем возрасте более выражено стремление к совместной со сверстниками игре, ребенок склонен даже выполнять непривлекательную роль  только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей. В выборе партнеров для совместных игр дети старшего возраста опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения.  Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных предметов.

В ходе беседы с воспитателем на тему: «развитие личностного общения  детей со сверстниками в игровой  деятельности в старшем возрасте» было выявлено, что желание ребенка общаться и совместно играть наблюдается почти у всех детей.  Потребность играть совместно со сверстниками ставит ребенка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков. В игре дети старшего возраста пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и является главным содержанием потребности в общении. Дети даже идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, а также наиболее привлекательную роль в игре. Воспитатель выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, ребенок управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников ребенок демонстрирует свои способности и умения.

Первая методика предложена Г.А. Урунтаевой с целью изучения организаторских умений детей в игровой деятельности. Проведена методика с  детьми и была предложена игра. В  методике с детьми старшего возраста предлагалось выявить такие умения как: умение общаться друг с другом, при этом учитывать мнение партнера; умение распределять роли; обязанностей с учетом возможностей и интересов каждого ребенка; умение правильно и точно соблюдать правила игры, порядка и адекватно реагировать на их нарушения; умение решать спорный вопрос в игре без вмешательства взрослого, а также умение объективно оценивать деятельность ребенка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей обладают почти всеми умениями, направленными на развитие личностного общения детей со сверстниками в игровой деятельности, и было доказано, что дети легко справляются со своими обязанностями в игре.

Следующая методика была предложена Г.А. Урунтаевой с целью  изучения коммуникативных умений. Диагностика  проведена с детьми старшего возраста. В ходе исследования были выявлены следующие умения:

-умения детей договариваться;

-умения детей подходить  к общему решению, и какие  средства при этом они используют (уговаривают, убеждают, заставляют  ит.д.);

- умения осуществлять  взаимный контроль по ходу  выполнения деятельности;

- умения анализировать  деятельность;

-умения оказывать  взаимопомощь.

В результате проведения диагностики с детьми старшего дошкольного  возраста можно сделать вывод: у  некоторых детей все коммуникативные  умения проявлены на высоком уровне, а у некоторых менее. Большинство  детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками, хотят быть интересными окружающим. В процессе общения со сверстниками ребенок открывает возможность продемонстрировать все свои умения, способствует раскрытию творческого начала и самобытность. В ходе общения друг с другом у ребенка совершенствуются практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке.   

Информация о работе Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста