Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель исследования: исследовать особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1.теоретический анализ формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
2.исследование особенностей формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
3. подбор развивающих игр и упражнений, направленных на развитие межличностных отношений старших дошкольников
2.
Особенности формирования межли
В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.
Успехи сверстников могут
Все это позволяет говорить о
глубокой качественной перестройке
отношения ребенка к
К пяти-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.
Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники "собираются" в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.
К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
К шести годам у
многих детей возникает
Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.
Специфика отношений дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого старшие дошкольники чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, старший дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой.
Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается цель деятельности. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Старшие дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У старших дошкольников возникает четкий интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей.
Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.
Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, планами на будущее.
В старшем дошкольном возрасте число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя они по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
1. Выявление уровня развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
Целью экспериментальной работы: диагностика уровня развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
Практическая работа направлена на выявление уровня развития личностного общения детей со сверстниками в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте проведена в ДОУ «Родничок» города Лебедяни. Для исследования выбраны дети 5-7 лет. В практической работе охвачено 20 человек (контрольная и экспериментальная группы) по 10 человек в каждой.
Целью экспериментальной работы: диагностика уровня развития межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте.
В ходе исследования использованы следующие методы: наблюдение, беседа, а также применялись различные диагностические методики.
Наблюдение за общением детей со сверстниками в старшем возрасте осуществлялось в ходе проведения различных игр. В игре дети старшего возраста умеют договариваться и заранее планировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, а тем самым у детей складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. В ходе наблюдения также было выявлено следующее: ребенку становится важнее играть вместе и число конфликтов в игре снижается. Происходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры. Сюжетно – ролевая игра способствует развитию дружелюбия, желание играть вместе, помогать друг другу, делиться чем – либо, а также проявляется эмоциональная сторона детей. В игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения: распределение ролей, регулирование хода игры. В старшем возрасте более выражено стремление к совместной со сверстниками игре, ребенок склонен даже выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Он сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей. В выборе партнеров для совместных игр дети старшего возраста опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных предметов.
В ходе беседы с воспитателем на тему: «развитие личностного общения детей со сверстниками в игровой деятельности в старшем возрасте» было выявлено, что желание ребенка общаться и совместно играть наблюдается почти у всех детей. Потребность играть совместно со сверстниками ставит ребенка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков. В игре дети старшего возраста пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и является главным содержанием потребности в общении. Дети даже идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, а также наиболее привлекательную роль в игре. Воспитатель выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, ребенок управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников ребенок демонстрирует свои способности и умения.
Первая методика предложена Г.А. Урунтаевой с целью изучения организаторских умений детей в игровой деятельности. Проведена методика с детьми и была предложена игра. В методике с детьми старшего возраста предлагалось выявить такие умения как: умение общаться друг с другом, при этом учитывать мнение партнера; умение распределять роли; обязанностей с учетом возможностей и интересов каждого ребенка; умение правильно и точно соблюдать правила игры, порядка и адекватно реагировать на их нарушения; умение решать спорный вопрос в игре без вмешательства взрослого, а также умение объективно оценивать деятельность ребенка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей обладают почти всеми умениями, направленными на развитие личностного общения детей со сверстниками в игровой деятельности, и было доказано, что дети легко справляются со своими обязанностями в игре.
Следующая методика была предложена Г.А. Урунтаевой с целью изучения коммуникативных умений. Диагностика проведена с детьми старшего возраста. В ходе исследования были выявлены следующие умения:
-умения детей договариваться;
-умения детей подходить
к общему решению, и какие
средства при этом они
- умения осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;
- умения анализировать деятельность;
-умения оказывать взаимопомощь.
В результате проведения
диагностики с детьми старшего дошкольного
возраста можно сделать вывод: у
некоторых детей все
Информация о работе Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста