Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1.теоретический анализ формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
2.исследование особенностей формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
3. подбор развивающих игр и упражнений, направленных на развитие межличностных отношений старших дошкольников

Файлы: 1 файл

работа Цветкова Ю. 222.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

За детьми проводилось  наблюдение «как же дети проявляют  себя в игре».     По результатам  наблюдения  можно сделать вывод:дети проявляют интерес друг к другу, они овладевают правилами общения, учатся ладить, уступать, уважать чужие интересы. Дети предпочитают общаться  с теми, кто лучше понимает их, умеет похвалить. Вместе с тем выяснилось, что, желая получить похвалу , уважение, дети не умеют давать тоже самое своим сверстникам. Развитие общения происходит в первую очередь через игру. Ролевая игра- деятельность коллективная; она обязательно предполагает других участников, прежде всего сверстников. В игре важна оценка сверстника, его одобрение и даже восхищение. Ребенок выражает себя, свои желания, настроение, управляет другим, вступает в разнообразные отношения.          

   Диагностика уровня  развития личностного общения  детей со сверстниками в игровой  деятельности посредствам разнообразных методов позволяет сделать следующие выводы:

-игра вырабатывает  у детей понимание общности  некоторых проблем;

-совместная деятельность  помогает лучше усвоить социальные  нормы и роли;

-достижение общей  цели и получения определенного  результата;

-развитие способностей детей;

-развитие оценки, взаимопонимания,  самоконтроля;

- способность ребенка  анализировать собственное поведение  и поступки окружающих людей; 

-развитие чувства  понимания, формирование доверия  к собеседнику, дружбы. 

 

Экспериментальная группа

 

Ф.И. ребенка

товарищество

взаимопомощь

Оценка действий

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.Афонин Максим

 

+

   

+

 

+

   

2.Боева Маша

   

+

   

+

   

+

3.Васильев Егор

+

   

+

     

+

 

4.Гуевская Света

 

+

     

+

   

+

5.Ежова Лена

   

+

   

+

   

+

6.Жуков Илья

+

     

+

 

+

   

7. Савельев Дима

   

+

 

+

   

+

 

8.Уров Максим

   

+

   

+

 

+

 

9.Щуков Илья

+

       

+

   

+

10.Яковлев Дима

   

+

   

+

   

+

Средний показатель

30%

40%

50%

10%

30%

60%

20%

30%

50%


 

 

 

Экспериментальная группа

 

Товарищество

Низкий уровень- 30%

Средний уровень- 40%

Высокий уровень- 30% 

Взаимопомощь

Низкий уровень- 10%

Средний уровень-30%

Высокий уровень- 60% 

Оценка действий

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений старших дошкольников.

Цель: развитие товарищества, взаимопомощи, оценки ребенком собственных действий.

Каждый ребенок уникален, не похож на других. Но практически у всех в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. И не ошибаясь, он не научится бесконфликтно общаться. Нужно помочь ему в этом, попробовать развить некоторые умения, которые пригодятся ему в реальном общении. Помощь можно осуществить играми:

- «Я и мое тело».  Упражнения направлены на преодоление  замкнутости, пассивности, скованности  детей, также на двигательное  раскрепощение.

- «А и мой язык».  Упражнения направлены на развитие  языка жестов, мимики и пантомимики,  на понимание о существовании других средств общения.

- «Я и мои эмоции».  Упражнения направлены на знакомство  с эмоциями человека, осознание  своих эмоций, также на развитие  умения выдерживать свои эмоции.

- «Я и Я». Упражнения  направлены на развитие внимания  к самому себе.

- «Я и другие». Игры направлены на развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, формирование доброжелательного отношения к другим.

- «Я и моя семья». Упражнения направлены на создание  отношений внутри семьи.

Проводя обследование, заметила, что дети, выполняя рисунки, не изображали детей из группы детского сада. Чтобы дети были более дружные и гуманные друг к другу, я проводила игры,  целью которых является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. В данных играх дети должны говорить друг другу приятные слова, видеть и подчеркивать в другом только хорошее. Это такие игры как:

- «Добрые волшебники»

- «Волшебные очки»

- «Комплименты»

- «Царевна Несмеяна»

- «Конкурс хвастунов»

- «Испорченный телефон»

- «Зеркало»

- «Эхо»

- «Где мы были, мы  не скажем, а что делали, покажем»

- «Бабушка Маланья»

- «Волны»

- «Утка с утятами»

- «Живые куклы»

- «Гномики»

- «На мостике»

- «Старенькая бабушка»  и др.

Мы рассмотрели некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию общения детей, могут развить коммуникативные навыки.

 

Заключение

Общение со сверстниками, как и с взрослыми, представляет собой сложную деятельность, обусловленную  особыми коммуникативными потребностями и мотивами. Данные потребности выражаются в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей. Ее особенность состоит в возможности для ребенка сравнить себя со сверстником.

Сфера контактов с  равным тебе ребенком играет важную роль в общем психическом развитии ребенка благодаря своему непринужденному и раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске. В общении со сверстником создаются условия, обеспечивающие ребенку самопознание и самооценку. Дети могут проверить, как они усвоили опыт старших, прямо сопоставить свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждениях с ним выяснить, что и как следует делать.

  Становление общения дошкольников с детьми такого же возраста протекает на фоне развития ведущей деятельности дошкольников – игры и общения с окружающими взрослыми.

 

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.
  2. Анастази Б.Г. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1.
  3. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск, 2004.
  4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  6. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2006. – №.2. – С.116 – 126.
  7. Васина Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146 – 149.
  8. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 4. – С. 10 – 13.
  9. Диагностика готовности к школе детей шестилетнего возраста. – Астрахань 2004.
  10. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
  12. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. – СПб., 2002.
  13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, 1997.
  14. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. / Е.В. Красная, В.Н. Панферов // Вопросы психологии. – 1990. № 7. – С. 59 – 65.
  15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.
  16. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
  17. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002.
  18. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.
  19. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М., 2003.
  20. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004.
  21. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. – СПб., 2004.
  22. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005.
  23. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1996.
  24. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.
  25. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Учеб. пособ. - М., 1998.
  26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. – М., 2001.
  27. Фигдор Г. Детский сад с точки зрения психоанализа / Фигдор Г. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12.
  28. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. – М., 2001.
  29. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
  30. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983. - № 8. С. 55 – 61.

Информация о работе Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста