Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель исследования: исследовать особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1.теоретический анализ формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
2.исследование особенностей формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;
3. подбор развивающих игр и упражнений, направленных на развитие межличностных отношений старших дошкольников
За детьми проводилось наблюдение «как же дети проявляют себя в игре». По результатам наблюдения можно сделать вывод:дети проявляют интерес друг к другу, они овладевают правилами общения, учатся ладить, уступать, уважать чужие интересы. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше понимает их, умеет похвалить. Вместе с тем выяснилось, что, желая получить похвалу , уважение, дети не умеют давать тоже самое своим сверстникам. Развитие общения происходит в первую очередь через игру. Ролевая игра- деятельность коллективная; она обязательно предполагает других участников, прежде всего сверстников. В игре важна оценка сверстника, его одобрение и даже восхищение. Ребенок выражает себя, свои желания, настроение, управляет другим, вступает в разнообразные отношения.
Диагностика уровня
развития личностного общения
детей со сверстниками в
-игра вырабатывает у детей понимание общности некоторых проблем;
-совместная деятельность
помогает лучше усвоить
-достижение общей
цели и получения
-развитие способностей детей;
-развитие оценки, взаимопонимания, самоконтроля;
- способность ребенка
анализировать собственное
-развитие чувства
понимания, формирование
Экспериментальная группа
Ф.И. ребенка |
товарищество |
взаимопомощь |
Оценка действий | ||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
1.Афонин Максим |
+ |
+ |
+ |
||||||
2.Боева Маша |
+ |
+ |
+ | ||||||
3.Васильев Егор |
+ |
+ |
+ |
||||||
4.Гуевская Света |
+ |
+ |
+ | ||||||
5.Ежова Лена |
+ |
+ |
+ | ||||||
6.Жуков Илья |
+ |
+ |
+ |
||||||
7. Савельев Дима |
+ |
+ |
+ |
||||||
8.Уров Максим |
+ |
+ |
+ |
||||||
9.Щуков Илья |
+ |
+ |
+ | ||||||
10.Яковлев Дима |
+ |
+ |
+ | ||||||
Средний показатель |
30% |
40% |
50% |
10% |
30% |
60% |
20% |
30% |
50% |
Экспериментальная группа
Товарищество
Низкий уровень- 30%
Средний уровень- 40%
Высокий уровень- 30%
Взаимопомощь
Низкий уровень- 10%
Средний уровень-30%
Высокий уровень- 60%
Оценка действий
2. Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие межличностных отношений старших дошкольников.
Цель: развитие товарищества, взаимопомощи, оценки ребенком собственных действий.
Каждый ребенок уникален, не похож на других. Но практически у всех в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. И не ошибаясь, он не научится бесконфликтно общаться. Нужно помочь ему в этом, попробовать развить некоторые умения, которые пригодятся ему в реальном общении. Помощь можно осуществить играми:
- «Я и мое тело».
Упражнения направлены на
- «А и мой язык».
Упражнения направлены на
- «Я и мои эмоции».
Упражнения направлены на
- «Я и Я». Упражнения
направлены на развитие
- «Я и другие». Игры направлены на развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, формирование доброжелательного отношения к другим.
- «Я и моя семья».
Упражнения направлены на
Проводя обследование, заметила, что дети, выполняя рисунки, не изображали детей из группы детского сада. Чтобы дети были более дружные и гуманные друг к другу, я проводила игры, целью которых является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. В данных играх дети должны говорить друг другу приятные слова, видеть и подчеркивать в другом только хорошее. Это такие игры как:
- «Добрые волшебники»
- «Волшебные очки»
- «Комплименты»
- «Царевна Несмеяна»
- «Конкурс хвастунов»
- «Испорченный телефон»
- «Зеркало»
- «Эхо»
- «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
- «Бабушка Маланья»
- «Волны»
- «Утка с утятами»
- «Живые куклы»
- «Гномики»
- «На мостике»
- «Старенькая бабушка» и др.
Мы рассмотрели некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию общения детей, могут развить коммуникативные навыки.
Заключение
Общение со сверстниками, как и с взрослыми, представляет собой сложную деятельность, обусловленную особыми коммуникативными потребностями и мотивами. Данные потребности выражаются в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей. Ее особенность состоит в возможности для ребенка сравнить себя со сверстником.
Сфера контактов с равным тебе ребенком играет важную роль в общем психическом развитии ребенка благодаря своему непринужденному и раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске. В общении со сверстником создаются условия, обеспечивающие ребенку самопознание и самооценку. Дети могут проверить, как они усвоили опыт старших, прямо сопоставить свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждениях с ним выяснить, что и как следует делать.
Становление общения дошкольников с детьми такого же возраста протекает на фоне развития ведущей деятельности дошкольников – игры и общения с окружающими взрослыми.
Список литературы
Информация о работе Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста