Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:28, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.
Предмет исследования - пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников.
Цель исследования - определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников………………………………..6
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное обоснование формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой………………….15
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных данных
2.3. Психолого-практические рекомендации
Выводы по второй главе
Заключение……………………………………………………………………....33
Список литературы………………………
Опытно-экспериментальная работа была посвящена обоснованию эффективности разработанного содержания физического воспитания учащихся и программы "Туризм в начальной школе". Сущность данного исследования заключалась в акцентированном развитии мотиваций к занятиям физической культурой.
Непременным условием проведения экспериментальных работ было сравнение исходных и конечных результатов опытных факторов экспериментальных и контрольных групп, также проведение контрольных срезов в начале и в конце исследования.
Проведение опытно-экспериментальных работ отвечало обязательному правилу: его содержание, методы проведения не противоречили общим принципам обучения и воспитания.
По степени изменения обычных условий процесса физического воспитания эксперимент является естественным.
Способ комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу естественный.
Эксперимент проводился в виде опытных уроков физической культуры, включения во внеклассные мероприятия игр и упражнений соревновательного характера. Обучение и воспитание осуществлялось в плане обычной системы классно-урочных занятий, с полным составом занимающихся.
Каждый учитель непременно ставить перед собой задачу углубить знания по своему предмету через знакомство с другими учебными предметами. Очень интересны, с нашей точки зрения, для достижения этой цели интегрированные уроки. Это не просто комплексный подход к решению задачи, главное в проведении интегрированных уроков то, что каждый учитель профессионально, средствами близкими ему (например, физкультуру - физическими упражнениями, математику - счетом, чтение - словом), сможет донести до учащихся содержание занятий, обогатить учебный материал и вызвать большой интерес учащихся к закреплению пройденных тем.
Образование на любом уровне несет узкоспециальную подготовку и формирование личности, готовит жить в быстроменяющемся мире, развивает способность осваивать новую информацию и принимать правильные решения, воспитывает общечеловеческие ценности и т.д. Значительным шагом к обобщенному решению проблем является интегрированные занятия во внеурочной работе, которое также способствует повышению положительной мотивации к усвоению знаний.
Хорошим подспорьем к занятиям физической подготовкой является введение элементом туризма во внеурочных мероприятиях. Дополнительно к урокам физкультуры наши дети занимаются 2 раза в неделю на секционных занятиях. Для повышения мотивации к данным занятиям мы стараемся привлечь родителей. Вместе со своими родителями дети участвуют в эстафетах, выполняют задания с разнообразными туристическими атрибутами. В зимнее время они теоретически готовятся, соревнуются в условиях спортивного зала, а в весенне-летний период используют свои знания в полевых условиях, в экологических экспедициях.
На основе анализа были выявлены отношения учащихся к физическому воспитанию, к традиционным средствам, мотивы побуждающие учащихся к занятиям физической культурой, их уровень физической подготовленности и физического развития.
Определение успеваемости по предмету «Физическая культура» осуществлялось посредством анализа качества успеваемости 51 учащегося на основе оценок и дан их сравнительный анализ.
Были использованы стандартные математические операции для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований.
Поставленные в работе задачи определили следующую организацию работ. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования (октябрь 2010 г.) был проведен первый контрольный срез. В конце второго этапа (май 2012 г.) - второй контрольный срез и в конце третьего этапа исследования (май 2013 г.) - третий контрольный срез.
Результаты исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы п. Красная-Яруга, Краснояружского района Белгородской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 1-4 классов.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами изучена и проанализирована педагогическая, психологическая, методическая литература, материалы по истории проблемы в отечественной педагогике по теме исследования.
На констатирующем этапе эксперимента были сформированы две группы: контрольная - учащиеся начальных классов средней школы № 1 и экспериментальная - учащиеся начальных классов средней школы № 2. На данном этапе эксперимента нами было проведено исследование физического развития и физической подготовленности, учащихся обеих групп, которое не выявило существенной разницы, как в контрольной, так и в экспериментальной группах (Таблица 1,2).
Показатели физического развития учащихся в 1 классе 1999 г.
Показатели |
КГ |
ЭГ |
Рост стоя (см.) |
123,1 |
122,3 |
Вес (кг.) |
23,3 |
23,7 |
Окружность грудной клетки (см.) |
55,5 |
56,5 |
Окружность плеча в покое (см.) |
17,2 |
16,8 |
Окружность плеча в напряжении (см) |
18,6 |
18,2 |
Окружность бедра (см) правая |
34,3 |
34 |
Окружность голени (см ) правая |
24,3 |
24,4 |
Задержка дыхания на вдохе (см) |
64,5 |
63,6 |
Дыхания на выдохе (см) |
62,8 |
62,2 |
На вопрос: "Чего вы хотите достичь в результате занятий физической культурой?". В экспериментальной группе наибольшее число опрошенных (21,1%) выбрали "стать здоровыми", 18,1% "развить свои физические качества"; 17,1% - найти друзей, товарищей (таблица 2). В контрольной группе наибольшее число респондентов выбрали: "Достичь физического совершенства" (20,9%), 15,7% - "Найти друзей и товарищей", 15,9% "Сформировать потребность в регулярных занятиях".
Уровень физической подготовленности учащихся 1 классов
Физические способности |
Контрольные упражнения |
КГ |
ЭГ |
Быстрота движении |
Бег на 30 м (с) |
6,9 |
7,1 |
Координационная способность |
Челночный бег 3x10 м. (с) |
11,5 |
11,6 |
Общая выносливость |
Бег 800 м. (м/с) |
6,03 |
5,93 |
Скоростно-силовые возможности |
Прыжки в длину с места (м) |
121 |
114 |
Мышечная сила |
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) |
2,7 |
2,5 |
Мышечная сила |
Поднимание туловища лежа на спине |
3 |
2,9 |
Гибкость позвоночного столба |
Наклоны в перед в положении сидя (см) |
6,7 |
6,9 |
Координационная способность |
Прыжок через скакалку (кол-во) |
10,2 |
10 |
Таблица 3
Цель занятий физической культурой
Наименование мотивов |
КГ |
ЭГ |
Достичь физического совершенства |
20,9 |
18,1 |
Развить свои физические качества |
13,2 |
15,1 |
Стать здоровым |
14,6 |
21,1 |
Найти друзей товарищей |
15,7 |
17,1 |
Отдохнуть, развлечься |
3,6 |
2,5 |
Развить в себе чувство прекрасного |
2,3 |
2,1 |
Воспитать морально-волевые качества |
13,8 |
10,0 |
Сформировать потребность в регулярных занятиях |
15,9 |
14,0 |
На данном этапе нами проведено анкетирование для выявления основных мотивов занятий физической культурой среди учащихся контрольной и экспериментальной групп (приложение №1), и представляет интерес вопрос о предпочтительности различных видов учебной деятельности для учащихся 1 классов. В обследовании приняли участия 51 учеников 1 "а" класса Краснояружской средней школы №1 и 1 "а" класса Краснояружской средней школы №2.
В результате проведенного анкетирования нами определены основные мотивы побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 4).
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%)
Мотивы |
КГ |
ЭГ |
1.Улучшение состояния здоровья |
12,2 |
11 |
2. Желание выполнять физическое упражнение |
8,1 |
8,9 |
Удовлетворение потребностей в движении |
7,3 |
7,6 |
Стремление показать свои способности |
6,4 |
7 |
Улучшение фигуры |
6,7 |
6,3 |
Улучшение физической подготовленности |
9,8 |
11,2 |
Желание получить хорошую оценку |
13,8 |
13,1 |
Чтобы не отставать от сверстников |
10,5 |
11,7 |
Улучшение самочувствия |
8,9 |
9,6 |
Желание хорошо выступить |
5,9 |
4,5 |
Общение со сверстниками |
4,1 |
5,2 |
Снизить вес |
6,3 |
3,9 |
Из таблицы 4 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии мотивов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в первых и вторых классах в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).
На данном этапе исследования нами также проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (Таблица 5).
Мотивы, мешающие занятиям физической культурой
Наименование мотивов |
КГ |
ЭГ |
Нет интересов к занятиям физической культурой |
22,0 |
21,1 |
Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений |
17,3 |
14,0 |
Мало свободного времени |
15,7 |
11,9 |
Не вижу в этом пользы |
7,1 |
6,8 |
Нет физических данных, способностей |
5,8 |
4,2 |
Желание есть, но все как то не до физкультуры |
18,8 |
18,4 |
В виду большой загруженностью учебной программы |
11,3 |
9,6 |
Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься |
12,0 |
14,0 |
В контрольной группе наибольшее количество респондентов выделяют следующие мотивы: "Отсутствие интереса к занятиям физической культурой 22%", "Лень" - 18,8%, "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" - 17,3%, а экспериментальной группе 21,1% - "Нет интересов к занятиям физической культурой", 18,4% - "Желание есть, но не до физкультуры", 14,0% - "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" и "Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься".
По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой 15,7% респондентов высказались, что у них мало свободного времени. В связи с чем мы исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают 15,7%, ДЮСШ 9,2%, детский центр "Спартак" - 14,3%, школьные кружки - 11,0% учащихся. 50,2% - нигде не занимаются.
Уровень мотивации учащихся к различным урокам определялся по методике Ю.К. Чернышенко детей фотографировали на всех учебных занятиях. За тем исследователь предъявлял фотографии ученику и удостоверялся в том, что он четко понимает, какие уроки на них представлены. После этого ученику предлагалось назвать урок, который ему нравится больше всего, затем следующий и т.д. Результаты исследований показали, почти все стабильно отдают предпочтение физкультурным занятиям.
Далее идут такие уроки, как чтение, ритмика, изобразительная деятельность и математика.
Также нами проведено анкетирование среди родителей учащихся обеих групп в целях выявления интереса и отношения к занятиям физической культурой и спортом (приложение №2). В анкетировании приняло участие 63 родителя. В результате нами получены следующие данные: 22% регулярно занимаются утренней зарядкой, 14 % занимаются совместно с детьми шахматами и шашками, у 68% семей имеется дома определенный спортивный инвентарь, 12% родителей предпочитают заниматься лыжными гонками, 57% - спортивными играми, 47% - шахматами и шашками, 93% предпочитают ходить в турпоходы и экскурсии.
Анализ результатов анкетного опроса учащихся и родителей позволил выявить наиболее значимые факторы, отрицательного влияния на здоровья:
Изучение ценностных ориентаций родителей показывает, что наиболее значимыми ценностями у родителей является здоровье, благополучие Отечества .
Локус контроля у респондентов в основном направлен на внешние факторы, окружающую среду, т.е. ответственность за сохранение здоровья как учащиеся, так и их родители на себя, на свой образ жизни не принимают.
Информация о работе Формирование мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников