Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:28, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.
Предмет исследования - пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников.
Цель исследования - определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников………………………………..6
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное обоснование формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой………………….15
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных данных
2.3. Психолого-практические рекомендации
Выводы по второй главе
Заключение……………………………………………………………………....33
Список литературы………………………
Из таблицы 6 видно, что успеваемость у учащихся активно занимающихся физической культурой в основном лучше, чем у их сверстников.
Таблица 6
Связь успеваемости с физической подготовленностью (%)
Оценки |
Незанимающиеся ФК |
Занимающиеся ФК | ||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ | |
Отлично |
21 |
8,3 |
26,3 |
8,3 |
Хорошо |
15,7 |
29,1 |
15,7 |
20,8 |
Удовлетворительно |
10,5 |
8,3 |
10,5 |
25 |
Из таблицы 6 видно, что успеваемость у учащихся, активно занимающихся физической культурой, лучше, чем, аналогичные показатели у незанимающихся. Средний балл у первых составляет 18%, у вторых 15,2%.
На констатирующем этапе исследования, совместно с учителями предметниками, для формирования положительных мотивов нами были разработаны интегрированные уроки физическая культура + математика, физическая культура + внеклассное чтение (Приложение № 3).
На втором формирующем этапе исследования в программу по физической культуре экспериментальной группы нами были включены интегрированные уроки физической культуры и теоретические занятия, включающие основы знаний о формировании здорового образа жизни, гигиены, режиме дня, а также знания о своем организме (учебники "Веселая физкультура" - 1 класс М. Просвещение 1997 г., "Ура, физкультура!" - 2-4 класс М. Просвещение 2000 г.). Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям физической культурой нами проводились игры соревновательного характера во время секционных занятий по общефизической подготовке во внеурочное время (Приложение №4).
Развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных способностей индивида. Для функцианирования организационной - педагогической системы использовались основные принципы реализации которых не обходимо для эффективного развития физической культуры учащихся: принцип непрерывности развития целостности развития, личностно ориентированного характера системы развития физической культуры учащихся и перевода ее в режим самоорганизации и саморазвития.
В конце данного этапа исследования, в целях прослеживания изменения мотиваций к занятиям физической культурой, нами было проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальной группы (таблица 7).
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой учащихся во втором этапе
Мотивы |
КГ |
ЭГ |
1. Улучшение состояния здоровья |
9,7 |
11,1 |
2. Желание выполнять физическое упражнение |
12,7 |
11 |
Удовлетворение потребностей в движении |
8,8 |
8,4 |
Стремление показать свои способности |
11,2 |
12,2 |
Улучшение фигуры |
9,6 |
7 |
Улучшение физической подготовленности |
7 |
13,9 |
Желание получить хорошую оценку |
8,5 |
7,9 |
Чтобы не отставать от сверстников |
7,8 |
7,8 |
Улучшение самочувствия |
6,2 |
4,1 |
Желание хорошо выступить |
8,6 |
5,3 |
Общение со сверстниками |
5,1 |
7 |
Снизить вес |
4,8 |
4,3 |
Анализ результатов опроса показал, что занятия физической культурой с введением интегрированных уроков и игр соревновательного характера в секционные занятия способствовали повышению основных мотивов на отношение к занятиям физической культурой у большинства учащихся. Так 13,9 % учащихся отметили мотив "Улучшение физической подготовки", 12,2 % - "Стремление показать свои способности", 11,1% "Улучшение состояния здоровья".
В ходе второго формирующего этапа исследования нами определена связь успеваемости в учебе с физической подготовленностью (Таблица 8).
Связь успеваемости с занятием физической культурой
Оценки |
КГ |
ЭГ | ||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез | |
Отлично |
26,3 |
31,6 |
8,3 |
11,0 |
Хорошо |
15,7 |
26,9 |
2,08 |
30,3 |
Удовлетворительно |
10,5 |
18,8 |
25,0 |
42,4 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением опытных (интегрированных) уроков по физической культуре и обогащения секционных занятий играми соревновательного характера, повысился интерес учащихся к занятиям физической культурой и успеваемость в целом.
На заключительном этапе исследования средства и методы занятий остались прежними - интегрированные уроки, игры соревновательного характера, теоретические занятия. Кроме этого на данном этапе в физкультурно-массовые мероприятия активно стали привлекаться родители. В частности в конце учебного года нами проводились семейные туристические походы, семейные эстафеты, познавательные викторины и др.(Приложение №5).
В конце заключительного этапа исследования нами проведен третий контрольный срез для выявления конечных результатов исследования, во время которого нами был проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальных и контрольных групп для выявления основных мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также результатов успеваемости.
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой учащихся на заключительном этапе (%)
Мотивы |
КГ |
ЭГ |
1. Улучшение состояния здоровья |
11,8 |
14 |
2. Желание выполнять физическое упражнение |
9,8 |
11,3 |
Удовлетворение потребностей в движении |
13,4 |
12,1 |
Стремление показать свои способности |
10,3 |
11 |
Улучшение фигуры |
8,4 |
5,7 |
Улучшение физической подготовленности |
7,8 |
9,5 |
Желание получить хорошую оценку |
7,4 |
9 |
Чтобы не отставать от сверстников |
7,1 |
7,6 |
Улучшение самочувствия |
7 |
5,4 |
Желание хорошо выступить |
5 |
5,2 |
Общение со сверстниками |
4,7 |
4,7 |
Снизить вес |
4,3 |
4,5 |
Изменение мотиваций к занятиям физической культурой, на заключительном этапе эксперимента, показывают результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы. Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются улучшение состояния здоровья, желание выполнять физические упражнения, удовлетворение потребностей в движении, стремление показать или проверить свои способности (таблица 9). Они стремятся к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, к удовлетворению духовных потребности. Эффективность процесса физического воспитания обусловлена методической целесообразностью его построению
На данном этапе исследования нами проведено повторное анкетирование в целях выявления основных целей занятий физической культурой (таблица 10). Из таблицы видно, что 21,0% респондентов назвали цель "Развить свои физические качества", на второй позиции "Сформировать потребности в регулярных занятиях" и на третьей "Воспитание морально-волевых качеств".
Цель занятий физической культурой
Наименование мотивов |
КГ |
Достичь физического совершенства |
14,0 |
Развить свои физические качества |
21 |
Стать здоровым |
12 |
Найти друзей товарищей |
4 |
Отдохнуть, развлечься |
10 |
Развить в себе чувство прекрасного |
3 |
Воспитать морально-волевые качества |
16 |
Сформировать потребность в регулярных занятиях |
20 |
В результате анкетирования нами получены следующие результаты: успеваемость в экспериментальной группе повысилась: на "отлично" ответило 2,7% учащихся, на "хорошо" - 12,3%, "удовлетворительно" - 5,2%, а в контрольной группе 0% "отлично", 15,3% "хорошо", 19,7% "удовлетворительно" (Таблица 11).
Результаты успеваемости учащихся экспериментальной и контрольных групп на заключительном этапе (%)
Оценка |
1 этап |
2 этап |
3 этап | |||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | |
Отлично |
8,3 |
26,3 |
11 |
31,6 |
11,0 |
26,3 |
Хорошо |
20,8 |
15,7 |
30,3 |
26,9 |
33,1 |
31,0 |
Удовлетворительно |
25,0 |
10,5 |
42,4 |
18,8 |
50,6 |
30,2 |
В самом конце заключительного этапа опытно-экспериментальной работы нам необходимо было определить, какого уровня физической подготовленности достигли испытуемые экспериментальных и контрольных групп. Методика определения осталась прежней, как и на предыдущих этапах исследования. Так показатели физической подготовленности в экспериментальной группе в конце заключительного этапа исследования значительно улучшились. В величине развития силы (подтягивание на высокой перекладине - мальчики, на низкой из виса лежа - девочки) испытуемые превосходили мальчиков, занимающихся по общепринятой программе. При этом прирост показателей в экспериментальных группах составил 3,7%, а в контрольных 3,3%. Повысилась общая выносливость (бег на 800 м.). В экспериментальных группах время бега улучшилось на 5,03%, а в контрольных - 5,15%. Результаты скоростно-силовых показателей (прыжки в длину с места) в экспериментальных группах несколько выше, чем в контрольных группах. Показатели времени быстроты движений (бег на 30 м.) у испытуемых экспериментальных групп достоверно лучше. Данные координационных способностей (челночный бег) показывают, что в экспериментальных группах время достоверно меньше, чем в контрольных. Величина наклонов вперед из положения сидя больше в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной.
Таким образом, полученные результаты по физической подготовленности свидетельствуют о существенных достоверно значимых сдвигах по большинству показателей между экспериментальной и контрольной.
Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы повысилась успеваемость учащихся, значительно уменьшились пропуски учебных занятий по состоянию здоровья, появился интерес к занятиям физической культурой и к учебе в целом.
Уровень физической подготовленности учащихся начальных классов
Физические упособности |
Контрольные упражнения |
Единицы измерения |
КГ |
ЭГ |
Быстрота движении |
Бег на 30 м |
Сек |
6,2 |
6,1 |
Координационная способность |
Челночный бег 3x10 м. |
Сек. |
9,57 |
10,15 |
Общая выносливость |
Бег 800 м. |
Мин\сек. |
5,15 |
5,03 |
Скоростно-силовые возможности |
Прыжки в длину с места |
Метр |
153, |
157, |
Мышечная сила |
Подтягивание на перекладине |
Кол-во раз |
3,5 |
4 |
Мышечная сила |
Поднимание туловища лежа на спине |
Кол-во раз |
23 |
26 |
Гибкость позвоночного столба |
Наклоны в перед в положении сидя |
См. Кол-во раз |
8,1 |
8,3 |
Координационная способность |
Прыжок через скакалку |
(за 15 сек.) |
21 |
21,6 |
Информация о работе Формирование мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников