ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО
СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
/на материале факультетов
общественных профессий педагогических
вузов/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Демократизация и гуманизация
советского общества, ориентация его
на максимальное раскрытие творческого
потенциала личности находят своё отражение
и в такой специфической области
«практических общественно: отношений»
(К. Маркс), как воспитание подрастающего
поколения. Сегодня перед советской
школой стоят исключительно важные,
требующие неотложных радикальных
решений проблемы, связанные прежде
всего с демократизацией воспитательного
процесса, поддержкой творческой инициативы
педагогов и учащихся, с острой
необходимостью реальных перемен в
воспитании и обучении детей и
молодежи. Это предусматривает качественные
преобразования в профессиональной подготовке
будущих учителей - воспитателей. Ее совершенствование
предполагает решение комплекса задач,
среди которых центральное место занимает
подготовка будущих воспитателей к педагогическому
общению, потому что в практической деятельности
учителя общение является основой педагогического
творчества.
Феномен общения, активно исследуемый
в различных научных дисциплинах,
в последнее время является предметом
особого интереса и в педагогике в связи
с реализацией идеи личностного взаимодействия
учителя с учащихся. Монографические исследования
по проблемам педагогической деятельности,
осуществлённые Ф.Н. Гоноболиным, В.А. Кан-Каликом,
С.В. Кондратьевой, H.B. Кузьминой, Т.Н. Мальковской,
В.А. Сластёниным и др., раскрывают внутренние
механизмы воздействия личности учителя
на личность ученика. В результате исследований
А.В. Киричука, Х.Я. Лийметса, А.В. Мудрика
и др. получены важные данные о возможностях
педагогического управления классным
коллективом через педагогическое общение.
Экспериментальные исследования А.А. Андреева,
Н.П. Аникеевой, А.Н. Бодалёва, Н.А. Березовина,
Я.Л. Коломинского, Н.Ф. Масловой и др. позволяют
проследить влияние стиля профессионального
общения учителя на социально-психологический
климат в детском коллективе и развитие
личности ребёнка. Целенаправленное и
последовательное развитие этих направлений
в исследовании психологии личности и
факторов, обусловливающих её формирование,
вносят существенный вклад в теоретическую
и экспериментальную разработку проблем
личности и общения во взаимосвязи их
друг с другом. Работы педагогов и психологов
подготовили почву для перехода от доминирующей
в традиционном учебно-воспитательном
процессе школы субъект-объектной схемы
к более богатым и развитым субъект-субъектным
формам общения учителя и ученика.
Прослеживая наличие теснейшей
взаимосвязи между отмеченными
исследованиями, можно с полным основанием
рассматривать педагогическое общение
одним из важных факторов оптимизации
учебно-воспитательного процесса школы.
Этим объясняется повышенный интерес
исследователей к поиску путей интенсивного
обучения общению студентов педагогических
вузов (А.С. Карпов, Е.Б. Орлова, Л.А. Савенкова,
Ю.И. Турчанинова и др.). Анализ экспериментальных
исследований, внедрённых в практику
работы высшей педагогической школы, позволяет
выделить следующие пути повышения
коммуникативной компетентности будущих
учителей: перестройка структуры
учебных занятий, чтение спецкурсов,
специальным образом организованная
педагогическая практика студентов. В.
А. Кан-Калик, Г. А.Ковалев, Л. А. Петровская
обращаются к психолого-педагогическому
тренингу как предпосылке продуктивности
общения учителя и учащихся. При
этом авторы употребляют для характеристики
развертывающегося взаимодействия
термин «продуктивный стиль педагогического
общения», не определяя, однако, само понятие,
что существенно затрудняет процесс
управления формированием этого
личностного качества у будущих
учителей. Развитие коммуникативного
компонента структуры личности будущего
учителя обусловливается целостным
учебно-воспитательным процессом вуза,
включающим как учебного, так и
внеучебную деятельность студентов. Важное
место в системе внеучебной деятельности
студентов педагогических институтов
занимают факультеты общественных профессий
(ФОП). Внесение содержательно-методических
структурных корректив в организацию
работы этих факультетов расширяет
возможности учебного процесса для
выявления и развития профессионально-творческих
способностей будущих учителей, обеспечивает
условия для непосредственного
взаимодействия студентов с учащимися
по субъект-субъектной схеме на основе
увлеченности совместной творческой деятельностью.
Именно этот аспект работы ФОП (ов), являясь
наиболее актуальным с точки зрения
подготовки студентов к работе в
условиях демократизации и гуманизации
школы, обладает большими потенциальными
возможностями для формирования
такого профессионально значимого
качества будущего учителя как индивидуальный
стиль педагогического общения.
В то же время этот аспект не исследовался
ни в работах, посвящённых проблеме
профессионально-педагогического общения,
ни в диссертациях, анализирующих
роль факультетов общественных профессий
в процессе профессионального становления
молодых специалистов. Наметившаяся
тенденция к реорганизации факультетов
общественных профессий в факультеты
дополнительных педагогических профессий,
занятия на которых обязательны
для всех студентов-педагогов, подтверждает
важность исследования возможностей этих
структурных подразделений вуза
в деле совершенствования профессиональной
подготовки учительских кадров, что
и определило тему исследования: «Формирование
продуктивного стиля педагогического
общения во внеучебной деятельности
студентов» /на материале факультетов
общественных профессий педагогических
вузов/.
Объектом исследования явилось
формирование личности будущего учителя-воспитателя. Предмет исследования составил процесс
формирования у студентов продуктивного
стиля педагогического общения.
Цель работы заключалась в определении
условий, способствующих повышению эффективности
процесса формирования у студентов продуктивного
стиля педагогического общения в системе
факультетов общественных профессий.
В основу исследования положена следующая
гипотеза: если общественно-педагогическая
деятельность студентов на факультете
общественных профессий будет носить
коллективный творческий характер, включая
корректировку процесса профессионального
общения с учащимися на основе
учёта современных требований к
учителю как личности творческой,
демократичной и оптимистично ориентированной
в прогностической оценке своих
воспитанников, то это позволит эффективно
влиять на формирование у будущих
учителей продуктивного стиля педагогического
общения.
Общая цель и выдвинутая гипотеза
потребовали решения следующих
задач:
- изучить содержание и структуру
продуктивного стиля педагогического
общения;
- выявить возможности факультетов
общественных профессий по формированию
у будущих учителей продуктивного
стиля педагогического общения
и раскрыть особенности этого
процесса;
- определить условия, способствующие
повышению эффективности процесса
формирования у студентов продуктивного
стиля педагогического общения
в системе факультетов общественных
профессий, и пути совершенствования
их деятельности.
Методологическую основу исследования составили марксистско-ленинское
учение о социальной сущности личности
и роли деятельности в её формировании.
Исследование основывалось на содержащихся
в программных документах ЦК КПСС, постановлениях
Советского правительства и материалах
Всесоюзного съезда работников народного
образования (1988 г.) требованиях осуществления
качественных преобразований в системе
высшего образования в стране, направленных
на активизацию человеческого фактора
во всех сферах жизнедеятельности общества.
Методы исследования. Для реализации поставленных: задач применялись
методы наблюдения, анкетирования, контент-анализа,
методы психологической диагностики,
констатирующий и формирующий эксперименты,
методы статистической обработки полученных
материалов.
Опытно-экспериментальная работа
проводилась на базе факультетов
общественных профессий Киевского
государственного педагогического
института им. А.М. Горького, Черниговского
государственного педагогического
института им. Т.Г. Шевченко, Киевского
государственного педагогического
института им. Н. В. Гоголя, СШ № 29 г. Чернигова,
Козелецкой СШ и Даничской восьмилетней
школы Черниговской области.
Исследование проводилось на протяжении
6 лет /1983-1989/, им было охвачено 1227 человек
/учителя, учащиеся, студенты педагогических
институтов/.
Научная новизна. В диссертации дано
рабочее определение понятия «продуктивный
стиль педагогического общения» на основе
выведенного соотношения гностического,
эмоционального и поведенческого компонентов
этого феномена. Разработаны критерии
оценки продуктивности стиля педагогического
общения. Установлено, что процесс формирования
структурных компонентов стиля приобретает
единый взаимосвязанный характер в деятельности,
носящей творческий коллективный характер.
Наиболее благоприятные возможности для
этого во внеучебной деятельности обеспечивает
факультет общественных профессий.
Теоретическое значение работы состоит в разработке принципов
организации учебно-воспитательного процесса
ФОП (а), реализация которых позволяет
действенно управлять формированием продуктивного
стиля педагогического общения у студентов.
К ним относятся принципы развития, самодеятельности,
самоорганизации, общественно-педагогической
направленности, коллективизма и социальной
ответственности. Раскрыты педагогические
условия, способствующие повышению эффективности
процесса формирования исследуемого феномена
у слушателей факультетов общественных
профессий.
Практическое значение исследования заключается в разработке
методики диагностики уровня сформированности
продуктивного стиля педагогического
общения у будущих учителей и практических
рекомендаций по организации коллективной
творческой деятельности на факультете
общественных профессий, включающей социально-педагогический
тренинг.
Апробация работы. Основные положения
и предварительные результаты исследования
сообщались автором на Всесоюзной научно-методической
конференции «Роль общественно-политической
практики в подготовке высококвалифицированных
специалистов» /Харьков,1987/, межвузовской
научно-практической конференции, посвящённой
100-летию со дня рождения А. С. Макаренко
/Киев,1988/, областной научно-практической
конференции «Педагогическое наследие
Н. К. Крупской и современная школа» /Чернигов,1989/,
ежегодных научных конференциях Киевского
и Черниговского государственных пединститутов.
На защиту выносятся:
1. Рабочее определение понятия
«продуктивный стиль педагогического
общения». Он трактуется нами
как личностное качество учителя,
которое отражает индивидуально-типологические
особенности социально-психологического
взаимодействия педагога и учащихся
по субъект-субъектной схеме, характеризуется
глубоким пониманием внутреннего мира
своих воспитанников, активной гуманистической
установкой на учащихся, умением адекватно
эмоционально откликаться на их поведение
и состояние, выбирая при этом по отношению
к каждому из них индивидуальный способ
обращения, позволяющей достичь педагогически
целесообразного результата. Критериями
продуктивного стиля педагогического
общения выступает единство глубины уровня
гностического компонента и увлечённости,
как характеристики эмоционального компонента,
что реализуется на адекватном, с проекцией
на будущее, уровне поведения.
2. Положение о том, что формирование
продуктивного стиля педагогического
общения характеризуется единством
развития таких его структурных
компонентов как гностический, эмоциональный
и поведенческий. Происходит это
наиболее эффективно в условиях
коллективной творческой деятельности,
для организации которой факультет
общественных профессий, ориентированный
на развитие творческой индивидуальности
педагога обладает наибольшими
возможностями.
3. Совокупность принципов, лежащая
в основе научной организации
учебно-воспитательного процесса
факультета общественных профессий,
которая включает в себя принципы
развития» самодеятельности, самоорганизации,
общественно-педагогической направленности
коллективизма, социальной ответственности
и обеспечивает эффективность
формирования продуктивного стиля
педагогического общения у студентов.
4. Совокупность педагогических
условий, позволяющих организовать
коллективную творческую деятельность
слушателей факультета. К ним
относятся:
- добровольность комплектования
контингента слушателей, что обеспечивает
возможность работать с целостно
ориентированной группой студентов
и стимулирует творческий процесс
их деятельности;
- организация учебно-воспитательного
процесса, предусматривающая создание
базовых коллективов школьников
при учебных секциях факультета
адаптация, методики коллективной
творческой деятельности к условиям
ФОП (а), ведение социально-педагогического
тренинга в естественные условия
общественно-педагогической практики
будущих.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность
исследования, определена его цель,
предмет и объект сформулированы
гипотеза и задачи работы, раскрыты
научная новизна, теоретическое
и практическое значение диссертации,
ее апробация.
Первая глава «Стиль профессионально-педагогического
общения как психолого-педагогическая
проблема» посвящена анализу
истории и современного состояния
исследования проблем стиля педагогического
общения и практики деятельности
факультетов общественных профессий
педагогически вузов по формированию
у студентов личностных характеристик
коммуникативного характера.
В первом параграфе на основе марксистско-ленинской
методологии проанализированы концепции
общения, предложенные различными авторами.
Подчёркивается, что на современном
этапе развития философской, психологической
и педагогической наук отсутствует
единая парадигма общения, что связано
с различными позициями исследователей
в решении вопроса о характере
взаимосвязи категорий «общение»
и «деятельность». Б.Г.Ананьев, М.С. Каган, А.А.
Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Петровский и
др., рассматривают общение как особый
вид деятельности, не сводя, однако, понятие
человеческой деятельности лишь к предметной.
Этой точки зрения придерживается и А.
В. Мудрик, анализируя данную проблему
в педагогическом аспекте. С точки зрения
А.Н. Леонтьева общение следует рассматривать
как определенную сторону деятельности.
Сама же социально-значимая предметная
деятельность является необходимым условием
общения и базовой детерминантой личностно-смысловых
образований её участников. Качественно
иной подход в вопросе о соотношении категорий
общения и деятельности отстаивают Л.П.
Буева, Б.В. Ломов и др. Общение понимается
ими как специфическая многофункциональная
система межличностного взаимодействия,
структура и динамика которого не могут
быть описаны только в терминах деятельности.
Специфику общения как особого рода человеческой
активности составляет то, что в нем реализуется
отношение субьект-субьект(ы). Попытку
синтезировать различные, отличающиеся
односторонностью взгляда на проблему
общения предприняла Г.М. Андреева. Она
рассматривает общение и как совместную
деятельность, и как своеобразный продукт
этой деятельности. В.Д. Парыгин трактует
общение как объект сложной системной
природы, объясняя этим существующее многообразие
смысловых значений самого понятия.