Создание благоприятного психологического
микроклимата в секциях ФОП (a) и
формирование подлинных коллективов
этих секций является необходимыми условиями
для оптимальной самореализации
каждого слушателя, что в плане
нашего исследования выступало как
отдельная задача. Решение обеспечивалось
с одной стороны, опорой на микроколлективы,
а с другой - посредством применения адекватных
поставленной 'цели формам работы, среда
которых основное место отводилось коллективным
творческим делам. Характер коллективных
творческих дел определялся с учетом поставленной
цели и опосредовался творческими интересами
конкретных коллективов. Технология проведения
коллективных творческих дел позволила
проследить динамику развития у слушателей
факультета феномена коллективистического
самоопределения, характерного для подлинных
коллективов.
Создание социально-психологической
ситуации сотрудничества преподавателей
и слушателей факультета общественных
профессий опосредовалось следующими
условиями: самодеятельным характером
функционирования воспитательного
коллектива; ориентацией деятельности
факультета на раскрытие и использование
творческого потенциала как студентов,
так и преподавателей; соотнесенностью
педагогического воздействия с
характером реализующего его общения.
Оптимизация деятельности факультета
общественных профессий по формированию
у студентов продуктивного стиля
педагогического общения осуществлялась
посредством социально-педагогического
тренинга, органично введенного в
естественные условия общественно-педагогической
практики слушателей факультета, проходящей
в форме коллективной творческой
деятельности членов секций по руководству
детскими творческими коллективами.
С этой целью при учебных группах
ФОП (а) были созданы базовые коллективы
школьников, объединившие подростков,
увлекающихся творческой деятельностью
того же характера, к руководству
которой готовятся будущие педагоги
в системе факультета общественных
профессий.
Исследование показало, что коллективное
руководство членов секции ФОП (а) деятельностью
базового коллектива, предусматривающее
коллективное планирование каждого
занятия и коллективный поиск
оптимального варианта его проведения,
практику ролевого участия студентов
в организации и проведении занятий
базового коллектива, коллективный анализ
взаимодействия каждого студента с
учащимися и своими коллегами
в рамках исполняемой им роли, обеспечивает
оптимальные условия для проектирования
и реализации педагогически и
социально-психологически целесообразных
ситуаций профессионального взаимодействия,
что позволяет действенно управлять
процессом формирования исследуемого
феномена.
Сущность формирующего эксперимента
заключалась в целенаправленном
и планомерном создании условий,
обеспечивающих диагностику, коррекцию
и формирование у студентов личностно-смысловых
образований, адекватных содержанию структурных
компонентов стиля профессионального
общения. Среди таких глубинных
образований особую роль играют активная
гуманистическая установка на равенство
психологических позиций участников
педагогического взаимодействия как
партнёров по общению, готовность встать
на точку зрения другой стороны, войдя
в мир её чувств и переживаний;
стремление к соучастию, сопереживанию,
принятию другого; умение выстраивать
адекватное, с проекцией на будущее,
поведение.
Решение поставленной задачи осуществлялось
через социально-педагогический тренинг,
реализуемый в фирме комплекса
учебно-коммуникативных блоков, органично
вводимых в естественные условия
общественно-педагогической практики
слушателей ФОП (а). Каждый учебно-коммуникативный
блок в структурном отношении
состоял из трех последовательных уровней,
названных нами соответственно «тренировка
общения», «практика общения», «анализ
общения».
«Тренировка общения» предусматривала:
- предоставление или актуализацию
определённого объёма специальных
знаний по структуре профессионального
общения, механизмам его функционирования
и факторам, обусловливающим сам
процесс общения;
- активный социально-психологический
тренинг коммуникативных навыков
и умений;
- коллективную разработку оптимальной
программы предстоящего взаимодействия
с учащимися базовых коллективов;
- целесообразное распределение
ролей в организации и проведении
предстоящего занятия с базовым
коллективом.
На этом этапе использовались адекватные
поставленным задачам методики: групповые
дискуссии, освоение невербальных техник
общения, организационно-деятельностные
и ролевые игры, способствующие естественному
переходу к «практике общения».
«Практика общения», осуществляемая
в совместной творческой деятельности
с учащимися базовых коллективов,
позволяла обеспечить
- реализацию программы взаимодействия,
коллективно разработанной на
предыдущем уровне;
- широкое использование различных
приёмов диагностики себя, партнеров
по общению и коллектива в
ситуациях общения как научного
метода повышения социально-психологической
культуры будущих учителей;
- установление эмоционального
и делового контактов с учащимися
на основе увлечённости совместной
творческой деятельностью;
- проведение научно-исследовательской
работы.
- «Анализ общения», являющийся
специфической формой обратной
связи, позволяет каждому студенту
- проследить динамику взаимоотношений
воспитанников (учащихся базовых
коллективов и воспитателей (студентов);
- понять, что определенные требования
к профессионально-педагогическому
общению носят не субъективный
характер, а предъявляются внутренней
логикой профессии учителя-воспитателя;
- развить умение самодиагностики
на основе восприятия себя
через соотнесение с другими,
через восприятие другими, через
наблюдение собственных внутренних
состояний и через результаты
собственной деятельности.
На каждом из выделенных нами уровней
осуществлялось комплексное развитие
качеств личности, обеспечивающих структурные
компоненты общения. Вместе с тем, особенности
каждого уровня определяли доминантное
влияние на развитие характеристик
определённого аспекта стиля. Так,
на уровне тренировки общения наибольшие
сдвиги отмечались в развитии поведенческого
компонента, как наиболее подвижном
и управляемом. Оптимальные возможности
для формирования качеств соответствующих
эмоциональному и гностическому
компонентам, предоставляли практика
общения и её анализ.
Результаты формирующего эксперимента
(см. табл. I) показали, что наиболее значимое
совпадение уровней развития структурных
компонентов стиля профессионального
общения произошло у слушателей
факультетов общественных профессий,
прошедших общественно-педагогическую
практику по экспериментальной программе.
Это существенно сказалось на
продуктивности их стиля педагогического
общения. Так, для 19% выпускников, окончивших
ФОП по экспериментальной программе,
был характерен стиль общения
с учащимися, основанный на увлеченности
совместной творческой деятельностью.
Стиль профессионального общения
43% участников эксперимента был классифицирован
как стиль на основе дружеского расположения.
Это свидетельствует о том, что
предложенная форма общественно-педагогической
практики слушателей факультета общественных
профессий, органично включающая социально-педагогический
тренинг общения, является эффективной
формой развития у будущих учителей
продуктивного стиля профессионального
общения.
В заключении излагаются
итоги работы и перспектива дальнейших
исследований. Результаты проведённого
исследования позволяют сделать следующие
выводы.
Таблица 1
Результаты сопоставления
уровней развития структурных компонентов
профессионально-педагогического общения
у студентов выпускных курсов
Структурные
Компоненты |
Уровень развития |
KOHTИНГЕНТ ОБСЛЕДУЕМЫХ |
студенты,
не прошедшие
подготовку на ФОП |
студенты,
окончившие ФОП
по обычной программе |
студенты,
окончившие ФОП
по экспериментальной программе |
Гностический |
поверхностный (0-36) |
48 % |
40 % |
19 % |
ситуативный (4-5б) |
43 % |
47 % |
54 % |
глубокий (6-8б) |
9 % |
13 % |
27 % |
Эмоциональный |
безразличный (0-3б) |
49 % |
22 % |
11 % |
заинтересованный (4-5б) |
38 % |
47 % |
51% |
увлеченный (6-8б) |
13 % |
21% |
З8 % |
Поведенческий |
неадекватный (0-Зб) |
55 % |
34 % |
9 % |
адекватный (4-5б) |
31 % |
43 % |
56 % |
адекватный с
проекцией
на будущее (6 8б) |
14 % |
23 % |
35 % |
1. Стиль педагогического общения
является важной характеристикой
профессионального мастерства учителя.
Распространяя на область общения
известные идеи о двух типах
деятельности и, соответственно,
двух типах решаемых задач,
продуктивных и репродуктивных,
мы вправе говорить о продуктивных и непродуктивных
стилях профессионального общения. Продуктивный
стиль педагогического общения, отражая
индивидуально-типологические особенности
социально-психологического взаимодействия
педагога и учащихся, характеризуется
глубоким пониманием внутреннего мира
своих воспитанников, активной гуманистической
установкой на учащихся, умением адекватно
эмоционально откликаться на их поведение
и состояние, выбирая при этом по отношению
к каждому из них индивидуальный способ
обращения, позволяющий достичь педагогически
целесообразного результата. Основой
продуктивного стиля педагогического
общения являются субъект-субъектные
отношения, характеризующиеся равенством
психологических позиций участников общения
и гуманистической установкой на партнёра
по общению. Исследование позволило выявить
отличие структуры продуктивного стиля
педагогического общения от непродуктивного,
которое заключается в наличии следующих
характеристик: глубина понимания внутреннего
мира ребёнка, высокая степень включённости
эмоциональной сферы и адекватное поведение
с проекцией на будущее положительное
развитие профессионально-личностного
взаимодействия.
2. К объективным возможностям
развития продуктивного стиля
педагогического общения будущих
учителей в системе факультетов
общественных: профессий следует
отнести: ориентацию деятельности
ФОП (ов) на развитие творческих
способностей студентов, профессиональную
направленность деятельности факультетов
и наличие демократических начал
в их организационной структуре.
К особенностям процесса формирования
продуктивного стиля педагогического
общения относятся взаимообусловленность
развития структурных компонентов
стиля, что обеспечивает деятельность,
носящая коллективный творческий
характер. Наиболее благоприятные
условия для такой деятельности
во внеучебное время предоставляет
факультет общественных профессий.
3. Основными условиями совершенствования
деятельности факультетов общественных
профессий по формированию у
студентов продуктивного стиля
педагогического общения являются
следующие:
- добровольность комплектования
контингента слушателей, что обеспечивает
возможность работы с целостно
ориентированной группой и стимулирует
творческий процесс её участников;
- организация общественно-педагогической
практики слушателей факультета,
предусматривающая создание вазовых
коллективов школьников при учебных
секциях факультета, использование
методики коллективной творческой
деятельности в условиях ФОП
(а) и введение в естественные
условия практики социально-педагогического
тренинга.
Значимость рассматриваемой проблемы
для формирования творческой личности
педагога предусматривает необходимость
дальнейшего изучения специфики
развития стиля профессионального
общения будущих учителей в различных
структурных подразделениях педагогического
вуза и разработки механизмов управления
целостным процессом формирования
изучаемого феномена.
Основные положения диссертации
изложены в следующих публикациях
автора:
1. Структура и функции факультета
общественных профессий//Всесоюзная
научно-методическая конференция
«Роль ООП в подготовке высококвалифицированных
специалистов». Тезисы докладов
и сообщений (24-26 февраля 1987 г.) - Харьков:
Юрид. ин-т, 1987.-С.197-198.
2. Учителю - общественную профессию//
Радянська школа.-1988.-№5. -С.75-77.-Укр.яз.
3. Совершенствование подготовки
учителя-воспитателя к организации
внеучебной деятельности учащихся//
тезисы докладов и сообщений
областной научно-практической конференции
«Педагогическое наследие Н.К.Крупской
и современная школа» (4-5 апреля 1989
г.).- Чернигов, 1989.- С.172-174.