Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 10:01, курсовая работа
Актуальность исследования. Изменения уклада общественной жизни, смена отношений внутри семьи, утеря идеалов и образцов для подражания обостряют проблему на развитие «Я - концепции» детей. Развитие «Я - концепции» как регулятора поведения и деятельности в значительной степени зависит от микросоциального окружения, влияющего на социальную адаптацию личности подростка, а дефицит эмоциональных контактов с матерью ограничивает возможность усвоения социального опыта и самореализации. Таким образом, требуется пристальное внимание к взаимосвязи феномена «Я - концепции» и особенно в дошкольном возрасте, являющимся одним из важнейших периодов становления самосознания личности.
Глава II. Практико – ориентированный материал по формированию предпосылок «Я - концепции»
2.1 Обоснование критериев и методов проверки гипотезы
Проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования предпосылок «Я - концепции» дошкольника, были выявлены следующие критерии, которые представлены в рисунке 2.
Рисунок 2. Критерии проверки гипотезы
Критерии |
Показатели |
Уровень |
1.Психологический комфорт в семье. |
Тревожность, базовое доверие к миру. |
Высокий: Родителя всегда готовы помочь своему ребенку, не зависимо от того заняты они в данный момент или нет. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей (Демократический стиль). Средний: Дети, которые находятся, под гнетом своих родителей с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей (Авторитарный стиль).
Низкий: Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Вследствие чего ребенок растет эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми. (Либерально-Попустительский) |
Таким образом, можно увидеть формирование личности ребенка, под влиянием определенных стилей воспитания в семье и психологического комфорта ребенка.
Для определения формирования личности, были использованы следующие тесты и методики.
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач[7].
Тест (испытание, проба) Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами. Для последних необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых[7].
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ему анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.
Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 году. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А. И. Захаровым, модифицирована Г. Т. Хоментаускасом (1977, 1988).
Тест КРС состоит из двух частей — рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
При интерпретации КРС основное внимание обращают на следующие аспекты:
Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.
Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя в нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.
На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации.
3. Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализирует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела
Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.
Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто в одном стиле изображаются отец и братья, в другом — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.
4. Анализ процесса
рисования дает богатую информацию не
только о семейных отношениях ребенка,
но и вообще о стиле его работы.
Когда дети, особенно среднего школьного
возраста и старше, отговариваются тем,
что они не умеют рисовать, это вполне
понятно и нормально. Психолог может успокоить
ребенка, сказав, что в предложенном задании
важно не столько красиво рисовать, сколько
придумать деятельность для всех членов
семьи.
Многочисленные отговорки некоторых детей, а также их манера прикрывать рукой нарисованное, могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может указывать на эмоционально неоднозначное, и даже негативное отношение ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для КРС разработана также система
количественной оценки.
Выделяются пять
симптомов:
1.благоприятная семейная ситуация;
2.тревожность
3.конфликтность в семье;
4.чувство неполноценности,
5.враждебность в семейной ситуации.
Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы и дальнейшей диагностики семьи и ребенка.
Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это «субъективно-личностный аспект, либо имеются объективные причины в семье ребенка и т. д.
Рисунок Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс |
№ |
Симптомы |
Баллы |
1.Благоприятная семейная ситуация |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Общая деятельность всех членов семьи Преобладание детей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линии Отсутствие признаков враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
2. Тревожность |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Штриховка Линия основания - пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей Другие возможные признаки |
0;1;2;3 0,1 0,1 0,1 0,1; 2 0,1 0,1 0,1 0,1 |
3. Конфликтность |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие основных частей тела у некоторых Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описания рисунку Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи Член семьи, стоящий за спиной Другие возможные признаки |
0;2 0,1;2 0.2
0,2 0,2 0,2 0,1
0.1 0,2
0,1 |
4. Чувство неполно- ценности в семейной ситуации |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная по сравнению с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит спиной Другие возможные признаки |
0,2
0,2
0,1 0,1 0,1 0,1
0,2 0,1 |
5. Враждебность в семейной ситуации |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчеркнутые Другие возможные признаки |
0,2
0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 |
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка_______________________
Дата рождения____________ Дата эксперимента__________________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация |
Тревожность в семье |
Конфликтность в семье |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Враждебность в семейной ситуации |
Методика «Какой ты?»
Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка.
Организация. Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда как — иногда бываю хорошим, иногда — плохим; не знаю.
Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характеристики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и; с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит.
Инструкция. «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».
Обработка и интерпретация результатов. Ответы ребенка соотносят с одним из показателей эмоциональной окрашенности общей самооценки:
Варианты детских Ответов |
Эмоциональный знак |
Балл |
Самый лучший. Хороший. Очень хороший |
Позитивная |
4 |
Такой же, как все (дети) |
Нейтральная (неопределенная) |
3 |
Когда как: иногда хороший, иногда плохой |
Амбивалентная (противоречивая) |
2 |
Не знаю. Никакой |
Индифферентная (безразличная) |
1 |
Хуже всех. Плохой. Самый плохой |
Негативная |
0 |
Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указывающей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и социальной самоценности, а индифферентный — указывает на его информированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель говорит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивости в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания)[7].
Информация о работе Формирование Я концепции в дошкольном возрасте