Формирование Я концепции в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения уклада общественной жизни, смена отношений внутри семьи, утеря идеалов и образцов для подражания обостряют проблему на развитие «Я - концепции» детей. Развитие «Я - концепции» как регулятора поведения и деятельности в значительной степени зависит от микросоциального окружения, влияющего на социальную адаптацию личности подростка, а дефицит эмоциональных контактов с матерью ограничивает возможность усвоения социального опыта и самореализации. Таким образом, требуется пристальное внимание к взаимосвязи феномена «Я - концепции» и особенно в дошкольном возрасте, являющимся одним из важнейших периодов становления самосознания личности.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 107.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Тесты на определение самооценки ребенка

      Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом.

     Дети с высокой самооценкой довольно собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на свои недостатках, чувствуют неуверенность в их преодолении. Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной неполноценности, а скорее результатом их представления о себе, как о неспособных к учебе. Постоянное недовольство родителей, критика, физические наказания приводят к снижению самооценки.

Тест лесенка 

Покажите ребенку лесенку 

 

  И попросите поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей. На трех верхних ступенях – хороших, умных добрых послушных детей - чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступенях – плохих. Чем ниже, тем хуже. На средний ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя и объяснить, почему.

   Затем задайте вопрос: «Ты на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, а каким хотел бы быть». После этого спросите: « На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком.

О высокой самооценки можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступень, называя свои недостатки, объясняет их внешними, не зависящими от него, причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях м.б. ниже его собственной: «Я, конечно, очень хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я не внимательный». Если ребенок ставит себя на 2-ю или 3-ю ступень, объясняет свои действия реальными достижениями, считает, что оценка  взрослого такая же, либо несколько ниже, то можно говорить об адекватной самооценки. Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого, то это свидетельствует о заниженной самооценке. Если ребенок ставит себя на среднюю ступень, это м. говорить о том, что он не понял задания, либо не хочет его выполнять.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста  указывает на неблагополучное эмоциональное развитие[7]. 

Тест «Смешные человечки»

Покажите ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве, попросите показать, где располагается он, его друзья, родственники. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах[7].

 
Тест «Стили и методы воспитания ребенка в семье»

      Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций 
 вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье.  
Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки. 

 

Вопрос

Варианты ответа

Баллы

1

Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то          вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной?

- Вы расспрашиваете, что  случилось, зашиваете штаны и  т.д.  
- Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему,  
что это может плохо кончится. 
- Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку самому справиться со случившимся.  
 

3

 

0

 

      5

2

У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, 
 по вашему мнению, они плохо воспитаны?

- Вы беседуете с их  родителями и просите их обратить  внимание на поведение их детей. 
- Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно  
повлиять на них.  
- Вы объясняете ребенку, что эти друзья ему не пара. 

2

 

 

5

 

      0

3

Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и,  
если ему это не удается, он пытается бунтовать?

- Вы считаете, что умение  проигрывать пойдет ему на  пользу.  
- Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения.  
- Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения. 

0

 

3

 

5

4

Вашего ребенка трудно вовремя уложить спать?

- Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон.  
- Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете  
его всегда в одно и то же время.  
- Вы всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны.

3

 

5

 

 

0

5

Ваш ребенок обожает телевизор? 
 

- Вы разрешаете смотреть  телевизор столько, сколько  
он захочет без ограничений. Т.к. он все равно будет его смотреть.  
- Вы говорите ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя.  
- Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть.

0

 

 

 

      2

 

      5

6

Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет? 
 

- Вы объясняете, что такое  поведение неприлично.  
- Вы запрещаете вести своему ребенку себя подобным образом.  
- Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение. 

5

 

      0

 

      3

7

Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется  
противоположным полом?

- Вы пытаетесь пресечь  интерес любой ценой.

- Вы оставляете все  как есть, считая, что все станет  на свои места само собой.  
- Вы абсолютно правдиво объясняете ему взаимоотношения полов. 

0

 

3

 

 

5

8

Вашему ребенку иногда достается от сверстников?

- Вы учите своего ребенка  давать сдачи обидчикам.  
- Вы проводите профилактическую беседу с родителями и  
детьми таких учеников.  
- Вы просите своего ребенка избегать конфликтов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом. 

5

 

3

 

 

0

9

Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего? 
 

- Вы вмешиваетесь в  их взаимоотношения, надеясь на  то, 
 что старший поймет свои      ошибки без подсказки.  
- Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего.  
- Вы стараетесь уделить больше внимания младшему независимо от их взаимоотношений со старшим ребенком. 

0

 

 

 

5

 

3

10

Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным?

- Вы тоже ведете себя  по отношению к нему подобным  образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет.  
- Вы стараетесь влиять на него добром и лаской.  
- Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире. 

0

 

 

 

 

5

 

      2


 

Анализ:  
0 -18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе. Способность к творчеству. Если вы над этим задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.  
19 – 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны. Помните, что однажды приняв решение, надо последовательно идти к его реализации. 

36 – 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь  
чужим умом, и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы идете рядом с ребенком, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите ребенка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно[7].

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

        Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл. В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения. Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации. В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом  младшего возраста. Он в это  время веселый или грустный?

2. Ребенок идет рядом  с мамой, которая везет в коляске  младенца. Старший брат (сестра) в  это время радостный или печальный?

3. Сверстник проявляет  по отношению к ребенку агрессию  – бежит и пытается его ударить.

4. Ребенок самостоятельно  надевает носки и обувь. Доставляет  ли это занятие ему положительные  эмоции?

5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?

6. Мама с папой смотрят  телевизор, а ребенок в это  время один идет спать. Радость  или грусть?

7. Какое лицо будет у  ребенка во время умывания? Он  умывается сам, без помощи мамы  и папы.

8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за  что-то его ругает?

9. Отец играет с младенцем  и в это время игнорирует  старшего ребенка. Тот веселый  или грустный?

10. Сверстник пытается  отнять у ребенка игрушку. Это  веселая игра или ссора? Грустно  или весело?

11. Мать заставляет ребенка  собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?

12. Сверстники покидают  ребенка. Грустно или весело?

13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли  выражение лица у сына (дочки) в этот момент?

14. Ребенок кушает и  пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу.

 

Радость

Грусть

1

+

 

2

+

 

3

 

+

4

 

+

5

+

 

6

+

 

7

 

+

8

 

+

9

 

+

10

 

+

11

+

 

12

+

 

13

+

 

14

 

+

 

ориентировочные

Ответы


 

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка.

Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле: X = (число грустных эмоций / 14) * 100%. То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов.

Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

Х более 50% - повышенный уровень тревожности;

Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;

 Х менее 20% - низкий уровень  тревожности.

Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор[7]. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Практический материал  для реализации гипотезы

 

Подбирая практико-ориентированный материал, по проблеме формирования предпосылок «Я – концепции» детей дошкольного возраста, мы подобрали игры на формирование положительной самооценки и психологического комфорта в семье. Рассмотрим практический материал в следующем порядке:

  • Игры на формирование положительной самооценки детей
  • Игры на формирование психологического комфорта в семье

Игры на формирование положительной самооценки детей

«Закончи предложение»

Воспитатель начинает предложение, а ребенок его должен закончить.

— Я уважаю себя за то, что …

— Я удивляюсь себе, когда …

— Я самостоятельный, я …

— Я расстраиваюсь если …

— Мне стыдно когда …

— Мне грустно если …

— Я на себя злюсь, когда…... 

Игра «Кто Я?»

Цель: Развитие у ребенка внимания к себе.

Воспитатель дает вопросы, а дети по очереди отвечают на вопрос «Кто Я?» Каждое предложение должно начинаться с местоимения «Я» (я - мальчик, я - хороший, я-    веселый, я люблю играть и т.п.) Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие хорошие, дружеские, добрые дети у них в группе. 

Закончи предложение

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра - хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Информация о работе Формирование Я концепции в дошкольном возрасте