Формирование Я концепции в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения уклада общественной жизни, смена отношений внутри семьи, утеря идеалов и образцов для подражания обостряют проблему на развитие «Я - концепции» детей. Развитие «Я - концепции» как регулятора поведения и деятельности в значительной степени зависит от микросоциального окружения, влияющего на социальную адаптацию личности подростка, а дефицит эмоциональных контактов с матерью ограничивает возможность усвоения социального опыта и самореализации. Таким образом, требуется пристальное внимание к взаимосвязи феномена «Я - концепции» и особенно в дошкольном возрасте, являющимся одним из важнейших периодов становления самосознания личности.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 107.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

       Решая третью задачу, мы выявили и обосновали психологический комфорт в семье, подобрали тесты и методики по определению самооценки и психологического комфорта ребенка в семье. Мы изучили стили семейного воспитания, и пришли к выводу. Что демократический стиль воспитания, самый оптимальный для воспитания детей, также рассмотрели эти стили и посмотрели, как  при определенных стилях формируется личность ребенка. Изучив методики, можно прийти к выводу, что самооценка детей зависит от стиля воспитания в семье. Например, тест «Лесенка», он помогает понять, насколько у ребенка занижена или завышена самооценка.  

       Решая четвертую задачу, мы подобрали игры, которые раскрываю нашу гипотезу.  

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В процессе игры можно, понять, насколько развит ребенок, можно определить его самооценку, так например в игре «Кто я» развивается внимания ребенка к себе.

Воспитатель дает вопросы, а дети по очереди отвечают на вопрос «Кто Я?» Каждое предложение должно начинаться с местоимения «Я» (я - мальчик, я - хороший, я -веселый, я люблю играть и т.п.) Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие хорошие, дружеские, добрые дети у них в группе[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья является важнейшим условием формирования личности ребенка, т.к. это первая микросреда куда попадает ребенок и где он получает первый социальный опыт. Высокая положительная самооценка обеспечивается любовью и бескорыстной заботой со стороны взрослых, уважением, принятием и полноценным общением с родителями.

В исследованиях отечественных психологов рассматриваются депривационные искажения в личности детей, в результате негативного влияния родителей, и впоследствии реализующиеся в поведении. (А.И. Алексеев, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Ю.Г. Пилипийченко). Активно исследуется психологический климат внутри семьи, родительская система воспитания в качестве вида депривационных воздействий на детей (Л.А. Алексеева, Б.Н. Алмазов, Т.П. Гаврилова, В.А. Гурьева, Н.И. Гуткина, В.Н. Дружинин, В.Г. Казанская, Б.С. Круглов, Т.М.Мишина, Т.В. Поздеева, А.С. Спиваковская, О.Н. Усанова, О.Н. Шаховская, Т.В. Шевченко). Исследуются и другие аспекты развития              «Я - концепции» подростков под влиянием депривационных условий.      

Решая первую задачу, мы проанализировали психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования предпосылок «Я - концепции» дошкольника и пришли к выводу, что данной проблемой занимались разные ученые, такие как В.И. Гарбузов, В.А. Гурьева, А.И. Захаров, В.В. Юстицкий Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон, А.Я. Варга, Б.В. Кайгородов, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская, Б.Н. Алмазов, А.Е. Личко, Л.С. Выгодский, З. Фрейд и др. Они считали, что личность ребенка проходит определенные стадии развития, прежде чем сформироваться.

«Я - концепции» можно рассмотреть как совокупность установок. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я - концепции» как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Я образом», являются очень сильными и устойчивыми.

Решая, вторую задачу мы теоретически обосновали гипотезу в данной работе. Познакомились с понятиями самооценка, стили воспитания, психологический комфорт в семье. Определили оптимальный стиль семейного воспитания и пришли к выводу, что для формирования положительной самооценки и психологического комфорта  в семье, больше всего, по мнению психологов,  подходит демократический стиль семейного воспитания. 

Решая третью задачу, мы выявили и обосновали психологический комфорт в семье, подобрали тесты и методики по определению самооценки и психологического комфорта ребенка в семье. Мы изучили стили семейного воспитания, и пришли к выводу. Что демократический стиль воспитания, самый оптимальный для воспитания детей, также рассмотрели эти стили и посмотрели, как  при определенных стилях формируется личность ребенка. Изучив методики, можно прийти к выводу, что самооценка детей зависит от стиля воспитания в семье. Например, тест «Лесенка», он помогает понять, насколько у ребенка занижена или завышена самооценка.

     Решая четвертую задачу, мы подобрали игры, которые раскрываю нашу гипотезу.

Задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приемы формирования адекватной самооценки/ Е.Л. Алексеева// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, №9. – 2009. – С. 18 – 26.
  2. Бернс, Р. Что такое Я – концепция// Психология самосознания: Хрестоматия/ Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2013. – 334с.
  3. Козубовский, В.М. Самооценка личности/ В.М. Козубовский// Козубовский, В. М. Общая психология: личность: Учеб пособие/В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2011. – С. 311 – 317.
  4. Коломинский, Я.Л. Условия развития личности ребенка/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько// Детская психология: учебное пособие/ Ред. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. – Минск.: Университетское, 1998. – С. 290 – 294.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность// под ред. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999
  6. Музычина, Е.К. Влияние родительского отношения на развитие самоотношения у детей старшего дошкольного возраста/ Е.К. Музычина// Псіхалогія, №4. – 2012. – С. 36 – 41.
  7. Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2008 - 352с.
  8. Роджерс, К. О становлении личностью// Психотерапия глазами психотерапевта/ Ред. Е.И. Исенина. – М.: «Прогресс», 1994. – С. 25 -31.
  9. Самосознание: самооценка и рефлексия// Современная практическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. Тутушкина М.К. – М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2010. – С. 180 – 187 .
  10. Тиринова, О.И. Основные этапы формирования самоконтроля и самооценки/ О.И. Тиринова// Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, №9. – 2009. – С. 14 – 17
  11. Фонарева, А.М. Развитие личности ребенка. – М., 1987.
  12. Якобсон, С.Г. Становление ранних форм самосознания детей/ С.Г. Якобсон, Л.Р. Адимова// Вопросы психологии, №1. – 2009. – С. 12 – 22.

 

 


Информация о работе Формирование Я концепции в дошкольном возрасте