Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 09:29, лекция
1.Выражение эмоций и чувств и их особенности.
2.Классификация эмоций по форме протекания:
– чувственный тон ощущений
– настроения
– страсть
- аффект
- фрустрация
Тема 3: Формы и виды эмоциональных переживаний.
1.Выражение эмоций и чувств и их особенности.
2.Классификация эмоций по форме протекания:
– чувственный тон ощущений
– настроения
– страсть
- аффект
- фрустрация
3. Стресс, его определение и классификации.
4. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
5. Высшие чувства.
1.Выражение эмоций и чувств и их особенности.
Эмоции - это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее вследствие отражения их непосредственной связи с актуальными потребностями человека.
Мы используем два понятия: «эмоции» и «чувства». Но важно понять, насколько они тождественны и производны ли они друг от друга. Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека: бурные взрывы страсти, тонкие оттенки настроений.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Другая всеобщая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительная или отрицательная, человек может судить о достижении поставленной цели. Т.е. эмоции непосредственно связаны с регуляцией деятельности человека.
Еще одна особенность эмоций – э. предметны. Действительно, наш восторг или возмущение, печаль или гордость всегда адресованы кому-то или чему-то, радостными, неприятными ит.п. бывают ощущения, мысли, состояния. З.Фрейд называет это свойство эмоций интенциональностью, имея в виду отношение субъекта к определенному объекту: человек боится чего-то, радуется по некоторому поводу и т.д.
Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
А) внутреннее переживание;
Б) физиологическую активацию (процессы, происходящие в нервной, эндокринной и др. системах организма);
В) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Все эмоции двувалентны (полярны, т.е. различаются по знаку – они могут быть или «+», или «-«. Н-р, удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть. Положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий. Но: всякая эмоция может быть и позитивной и негативной, в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации индивида в конкретной ситуации.
Физиологические основы эмоций.
В предыдущей лекции мы говорили, что эмоции тесно связаны с деятельностью ретикулярной формации, гипоталамо-лимбической системой и корой больших полушарий.
Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире и ведут к повышению или понижению жизнедеятельности организма. Переживание эмоций человеком – совместное деяние коры и подкорки головного мозга. Чем важнее изменения вокруг, тем глубже чувства. Возникающая вследствие этого перестройка системы временных связей вызывает возбуждение, которое захватывает и подкорковые центры (дыхательную, пищеварительную, сердечно - сосудистую, секреторную системы). В связи с переживанием чувства изменяется ритм дыхания, функционирование секреторных желез.
Кора больших полушарий оказывает влияние на подкорку и, таким образом, сдерживается внешнее переживание чувств. Если кора приходит в чрезмерное возбуждение и ее регулятивная функция нарушается при воздействии раздражителя небольшой силы (например, переутомление, опьянение), то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры подкорки, в результате контроль за переживанием эмоций нарушается.
В процессе взаимодействия людей эмоциональные переживания обогащаются и дифференцируются. Они имеют разнообразные проявления: обладают различной степенью интенсивности, продолжительности.
Эмоции различаются по модальности (качеству), в частности – знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например, на себя, на других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения.
Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, побуждая к активной деятельности человека, мобилизуя его силы. (Человек готов горы свернуть). Астенические эмоции действуют противоположным образом, расслабляя человека, парализуя его силы. Переживания характеризуются ступором, скованностью, пассивностью. Н-р, чувство страха ведет к повышению мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил. От страха у него могут «подгибаться коленки». Горе может вызвать апатию у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе, творчестве.
Принято разделять эмоции на низшие и высшие. Низшие эмоции связаны с удовлетворением органических потребностей, а высшие эмоции – чувства – обусловлены социальными, духовными потребностями и связаны с общественными отношениями.
Эмоции амбивалентны – взаимная несовместимость, когда один и тот же объект может вызвать противоречивые эмоции. Возникает внутриличностный конфликт. Н-р, отец-алкоголик – любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.
Различают 3 уровня эмоциональной сферы личности:
1 – элементарные чувствования – уровень органической аффективности – эмоциональной чувствительности. Вундт называет их простыми чувствами. Это элементарные чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей. Это чувственный тон ощущений. Н-р, беспредметной тоски, тревоги или радости.
2 уровень – эмоциональных проявлений – предметные чувства в виде специфического эмоционального процесса и состояний. Это чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Беспредметная тревого сменяется страхом перед чем-то. Чувство на этом уровне является выражением в осознаваемом переживании отношения человека к миру. Опредмеченные чувства выражаются в интеллектуальных, эстетических и моральных чувствах.
3 уровень – Обобщенные мировоззренческие чувства. Над предметными чувствами – восхищения и отвращения к одним поступкам или человеку появляются более обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного и трагического. Они выражают более или менее устойчивые установки личности – мировоззренческие чувства.
2.Классификация эмоций по форме протекания:
– чувственный тон ощущений
– настроения
– страсть
- аффект
- фрустрация
По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроения, эмоции, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.
Простейшая форма эмоционального переживания – чувственный или эмоциональный тон ощущений. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающий субъекта к их сохранению или устранению Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминания и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятные или неприятные чувства. Эмоциональный тон ощущений – это отношение к качеству ощущения.
Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и предварительное. Но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник для одного человека, может вызвать у другого совсем противоположные переживания.
Чувственный тон также зависит от того как протекает деятельность. Знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека.
У некоторых людей резко выраженный чувственный тон принимает характер идеосинкразии – болезненное ощущение к определенным раздражителям, которые почти безразличны или даже приятны для других.
Изучение чувственного тона в ощущениях: зрительные, обонятельные, кинестетические имеют большое практическое значение.
В специальной психологии случаи болезненной гиперстезии к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температуре, свету, звукам наблюдается у детей с РДА. Обычные краски действительности для такого ребенка чрезмерны, неприятны, травмирующи. Поэтому окружающая среда, нормальная для здорового ребенка, для аутичного является источником постоянного дискомфорта. Человеческое лицо, шум воды, некоторые звуки игрушки часто бываю сверхсильными раздражителями. Ребенок как в скорлупу «уходит» в свой внутренний мир от чрезмерных раздражителей, появляются аутистические страхи.
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Это фон, лейтмотив поведения.
А.Н.Леонтьев - «это очень важные по своей личностной функции явления».
Отмечая особенности настроения, С.Л.Рубинштейн указывал, во- первых, что оно не предметно, а личностно, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.
От чего зависит настроение? Причины нашего настроения не ясны. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции, от тонуса н.с.. Настроение связано с соотношением самооценки и уровня притязаний.
Самооценка – первоначально формируется на основе оценок других людей. С/о вырастает, есть сила жить. Динамическое понятие.
Уровень притязаний – это тот уровень продуктивности, кот. человек обязуется достичь зная уровень своих достижений. Зависит от предыдущих успехов.
С/о = Успех/уровень притязаний (формула Уильяма Джемса). Чем выше уровень притязаний, тем больше должны быть успехи, чтобы человек уважительно к себе относился. Что легче: повысить успех или снизить уровень притязаний.
Настроение может различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительно настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают некоторые люди, деля окружающих на оптимистов и пессимистов.
В то же время, настроение может носить кратковременный, преходящий характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Дети легко поддаются смене настроения, с возрастом оно становится более устойчивым.
Страстью называют сильное, стойкое, длительной чувство, которое захватывает человека и владеет им, определяя направление мыслей, поступков человека. По силе страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости она напоминает настроение. Страсть может быть связана с потребностями и другими свойствами личности, она всегда избирательна и предметна. Наиболее важная характеристика – это связь с волевой сферой, которую иногда она подчиняет себе.
Именно страсть – одно из существенных побуждений к деятельности, обладая при этом большой силой.
Предметом страсти человека может стать какой-либо другой человек, какой-то определенный род занятий, какая-либо жизненная цель, стремлению которой человек посвящает всю свою жизнь. Страсть – это всегда стеническое чувство.
«Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать». Вольтер
Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Это интенсивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка. Аффектом называется кратковременное и достаточно сильное эмоциональное переживание, бурно протекающее, затрагивающее основные физиологические процессы в организме и связанное с важными событиями в жизни человека, достижениями и упущениями, успехами и неудачами. Примеры аффектов: радость, гнев, печаль, страх.
Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями, изменениями во внутренних органах.
Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические явления и навязывает способ «аварийного» разрешения ситуации, т.к. эти способы – оцепенение, бегство, агрессия – сложились в ходе биологической эволюции, то и оправдывают они себя в соответствующих биологических условиях. Сильное возбуждение перейдя пределы работоспособности нервных клеток сменяется безусловным охранительным торможением. Возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью, ступором. А нарушение сознания может привести к тому, что человек не может вспомнить отдельные события или даже все полностью. Неверно думать, что аффект неуправляем. На последних этапах его остановить нельзя, а на начальных этапах возможно. Необходимо иметь волю, но это может сделать только нормальный человек.