Формы и виды эмоциональных переживаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 09:29, лекция

Описание работы

1.Выражение эмоций и чувств и их особенности.
2.Классификация эмоций по форме протекания:
– чувственный тон ощущений
– настроения
– страсть
- аффект
- фрустрация

Файлы: 1 файл

Лекция ОП 3-эмоции.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

     Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением с сознательной  регуляции действий  человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия. У человека теряется чувство реальности.

     В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение, деформируются его установки, жизненные позиции, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, чаще искаженное представление.

     Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия  возбуждения и торможения. Страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции не контролируются сознанием. Подкорковые зоны при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурных примитивных реакциях. В поле восприятия человека находятся только те объекты, которые непосредственно переживаются. Остальные объекты (раздражители) опознаются недостаточно хорошо, и в этом состоянии причина некоторой неуправляемости человека.

     Наблюдаются  аффекты ярости, ревности, гнева, радости, горя и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией, однако находится под контролем рассудка – физиологический аффект.

      Патологический аффект -  когда в ответ на довольно слабый раздражитель внезапно развивается бурная эмоциональная реакция (помрачение сознания). Поступки человека, находящегося в состоянии патологического аффекта носят нелепый характер, психологически необъяснимы. Часто он заканчивается глубоким сном, после которого развивается полная амнезия.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации ( от лат - обман, расстройство, разрушение планов). Состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми  или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

     Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять досаду, озлобленность, подавленность, внешнюю  и внутреннюю агрессию.

     Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что может человек вынести.

     Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказывается затронутыми глубокие личностно - значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

     Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация возникает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность могут разрядиться на совершенно невинных людях, друзьях, членах семьи.

     Фрустрация часто вызывает агрессивное поведение, направленное против  фрустратора –  источника фрустрации. В случае неустранимости причин  фрустрации может возникнуть глубокое депрессивное  состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению).

     Трудность фрустрации – связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

   3. Стресс, его определение и классификации.

     Стресс – тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения. Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это особое функциональное состояние (психофизиологическая реакция) организма на воздействия среды, выходящая за границы адаптивной нормы. Это понятие было введено Гансом Селье (1926) для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие.

    Выдающийся психофизиолог, основатель теории стрессов Г.Селье отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». При этом «неспецифичный»  ответ – это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. Селье считал, что неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса».

     Позднее было доказано, что общая картина реакции может быть специфичной, так как зависит от специфики раздражителей и индивидуальных особенностей организма.

    Согласно представлениям Г.Селье все агенты, кот. действуют на организм, вызывают двоякого рода Эффекты:

1)      Специфические

2)      Неспецифические стереотипные эффекты стресса, которые проявляются в виде ОАС

ОАС – это генерализованное усилие организма приспособиться к изменившимся условиям.

     Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс – это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека стресс связан с «эмоциональными раздражителями»). Стресс – не всегда результат повреждения. «Деятельность, связанная со стрессом может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать:  «всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс» обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…»

     Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть.

        Его исследования показали, что  различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и мн.другие вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем, эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу  напоминание о ней.

     В настоящее время в зависимости от стрессового фактора  выделяют различные виды стресса: физиологический (первосигнальный) и психологический (психоэмоциональный, второсигнальный).

     Стимул, вызвавший стрессовую реакцию, называется стрессором.  Это необычный для человека фактор среды. Раздражитель может стать стрессовым в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю. Н-р, звук чужих шагов за спиной идущего человека ночью на пустынной улице – сильный стрессор.

     Стрессогенная ситуация – ситуация, способствующая развитию стресса.

     Физиологический стресс связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека.

     Психологический обусловлен напряженностью повседневной жизни человека. Он в свою очередь делится на информационный и эмоциональный.

     Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров. Отсутствие информации тяжелее переживается человеком, чем ее избыток - «Хронический информационный стресс»

     Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (в ситуациях опасности, угрозы, обиды).

      Зарубежные авторы выделяют социальный стресс, в основе которого лежат социально-экономические условия существования человека, личности в обществе (конфликты, стремление к повышению жизненного уровня).

    Физиологические основы и общая логика запуска стрессового механизма выражаются в следующем. Стрессор (раздражитель, вызывающий столкновение интересов, проблему для организма) возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены), продуцируется вещество дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный  гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников  выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и активации «эндокринных осей» -эндокринных путей, по которым осуществляется реакция на стресс «адрено-кортикальная», «соматотропная», «тироидная». Они связаны с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы.

     Г.Селье в развитии стресса  выделил 3 этапа:

I   - реакция тревоги – длится от нескольких часов до нескольких суток. Это фаза поверхностной мобилизации, ориентировочная фаза – «что-то случилось, но что еще непонятно». Происходит мобилизация защитных сил организма, повышается устойчивость по отношению к конкретным травмирующим воздействиям. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому иногда  I стадия называется «предстартовой готовностью».

Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто приходят заболевания, которые относят к разряду «психосоматических». Эндокринная система отвечает нарастающей активацией всех 3 осей. Главную роль выполняет адрено-кортикальная система.

II    -  Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает  следующая стадия – резистентности или сопротивления. Максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов. Включаются глубинные механизмы  мобилизации: происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, повышается артериальное давление, меняется состав крови, происходит растрата ресурсов. Усилия организма направлены на поддержание гомеостаза в изменившихся условиях. Все параметры, выведенные из равновесия в 1 фазе, закрепляются на новом уровне. Внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Но если стресс продолжается или воздействие стрессоров чрезвычайно интенсивно, наступает III стадия.

III - если адаптивные механизмы исчерпали себя, наступает стадия истощения. Организм идет вразнос, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям, иногда даже смерти. Наступает пассивность, ступор («стресс кролика»), или гиперактивность, которая проявляется в агрессивности, раздражительности, обидчивости («стресс льва»).

  Значение стресса. Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Биологическая функция стресса – адаптивная. Он предназначен для защиты организма от угрожающих воздействий различной модальности как психологических, так и физических. Он предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушительных воздействий различной модальности как психологической, так и физической природы.

     Но сказанное справедливо для физиологического стресса. Многократно возникающая и не получающая стрессовая реакция (психологический стресс) нередко приводит к дисфункциональным и патологическим нарушениям, связанным со структурными изменениями в тканях и функциональной системе органа – мишени  (психосоматические заболевания).

       Эустресс – «+» - оказывает мобилизационное влияние, обогащает человека осознанием своих реальных возможностей. Дистресс «-«  ослабляющий, разрушительный стресс. Селье – «Главный источник дистресса – в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…», человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении». Стресс связан с любым видом работы, а дистресс – не с любым.

         В преодолении стресса проявляются два  поведенческих типа личности - «Экстерналы» и «Интерналы».

     Мэйсон, 1971г. – ошибочность тезиса о неспецифичности реакции организма. Селье вывел его на основании исследования лишь одного типа стрессовых ситуаций, а именно в тех, в которых испытуемый оказывался практически в безвыходном положении, не имея что-либо изменить своими действиями. В этих ситуациях, действительно, наблюдаются сходные реакции организма.

     В ситуациях иного типа, когда испытуемый имел возможность каким-либо образом изменить ход событий, организм реагирует по-другому. Генри, Стифенсон, 1977г. – разные по типу стрессоры активируют разные гормональные системы и приводят к разным по типу заболеваниям.

     Если у человека есть возможность контролировать ситуацию, активируется симпатико-адрено-медулярная система, и перегрузки ведут к заболеваниям типа сердечной недостаточности (активный стресс).

Информация о работе Формы и виды эмоциональных переживаний