Формы и виды эмоциональных переживаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 09:29, лекция

Описание работы

1.Выражение эмоций и чувств и их особенности.
2.Классификация эмоций по форме протекания:
– чувственный тон ощущений
– настроения
– страсть
- аффект
- фрустрация

Файлы: 1 файл

Лекция ОП 3-эмоции.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

     Когда стрессор не поддается контролю, активируется пиуитарно-адрено-кортикальная система, что при длительном воздействии вызывает заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе (пассивный стресс).

     Т.о. концепция Селье валидна только одним стрессовым ситуациям, тем, которые характеризуются неопределенностью, ограниченной или полной невозможностью контролировать ситуацию, безнадежные ситуации.

   4. Теория дифференциальных эмоций  К. Изарда

     Т.д.э. названа так, п.ч.  объектом ее изучения являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других. Эта теория  имеет в своей основе 5 ключевых допущений:

1.       Десять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования:

1)      интерес-возбуждение

2)      удовольствие-радость

3)      удивление-изумление

4)      горе-страдание

5)      гнев-ярость

6)      отвращение-омерзение

7)      презрение-пренебрежение

8)      страх-ужас

9)      стыд-застенчивость

10)вина-раскаяние

Из этих 10 ф.э. образуется 120 сложных эмоциональных комплексов – триад (горе-гнев-отвращение; страх-стыд-вина, триада враждебности – презрение, гнев, отвращение).

2.       Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическим свойствами.

3.       Фундаментальные эмоции, такие как радость, печаль, гнев, стыд ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

4.       Эмоции взаимодействуют между собой – одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую (триада враждебности – презрение, гнев, отвращение)

5.       Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывает на них влияние.

      Согласно ТДЭ – личность – это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений.

      Гомеостатические механизмы (серд.-сосудист, эндокрин.) рассматрив. как вспом. по отношению к эмоциональной системе. (действуют бессознательно и автоматически).

     Система побуждений основана на тканевых изменениях и обеспечивает информацию о потребностях тела (голод, жажда, секс, поиск комфорта и избегание боли). Побуждения важны как основа выживания.

     Наиболее важны для функционирования личности и социального взаимодействия 4 системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная.Эти 4 системы формируют основу уникального человеческого поведения. Неэффективное поведение и дезадаптация – результат нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.

      Эмоции рассматриваются как переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции.

Каждая эмоция включает 3 взаимосвязанных компонента:

1)      нейронную активность мозга – это процессы, происходящие в нервной, эндокринной и др. системах организма (на нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности н.с., в частности, коры, гипоталамуса, базальных ганглий, лимбической системы, лицевого и тройничного нерва);

2)      нервно-мышечную реакцию – это поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, прежде всего, мимическая деятельность, а вторично – пантомимическая, висцерально-эндокринная и иногда голосовые реакции (внешнее выражение в поведении);

3)      субъективное эмоциональное  переживание – феноменологический уровень – эмоция проявляется как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта.

1.         Интерес- волнение наиболее часто переживаемая положительная эмоция, мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Поскольку человек – наиболее меняющийся и непредсказуемый объект нашего мира, интерес, вызываемый  другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных уз между индивидами.

2.       Радость - максимально, хотя и не обязательно постоянно, желаемая эмоция. Активное состояние радости характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим.

3.       Удивление имеет  некоторые черты эмоции, но это не эмоция в полном смысле этого слова. В отличие от других эмоций, удивление – всегда мимолетное состояние. Оно появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляет на объект, вызвавший удивление, все когнитивные процессы.

4.       Горе-страдание - эмоция, испытывая которую, человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.

5.       Гнев - это фундаментальная эмоция, контролю над выражением которой уделяется особое внимание в процессе социализации. Внешнее проявление гнева легко различимо: при гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть. Быстро мобилизующаяся энергия напрягает мышцы и вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе. Хотя гнев играл важную роль в процессе эволюции, его функции у современного человека невелики.

6.       Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет некоторые свои собственные отличительные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Физическая или психологическая изнашиваемость («что-нибудь портится») склонна вызывать отвращение. Отвращение в сочетании с гневом может стимулировать деструктивное поведение, так как гнев мотивирует «нападение»,  а отвращение – желание «избавиться от кого-либо или чего-либо».

7.         Презрение  также часто появляется вместе с гневом, или с отвращением, или с тем и другим вместе. Эти три эмоции называются «враждебной триадой». В эволюционной перспективе презрение может развиваться как средство подготовки к встрече опасного противника. По сей день желание чувствовать превосходство (более сильный, более интеллигентный, более цивилизованный) может вести к  некоторой степени презрения. Одна из опасностей презрения в том, что оно – «холодная» эмоция, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому эта эмоция может помочь, например, мотивировать «хладнокровное убийство». В современной жизни трудно найти какую-нибудь полезную или продуктивную функцию презрения.

8.         Страх испытывал в своей жизни каждый индивид. Переживание этой эмоции исключительно вредно для человека: реальна возможность «испугаться до смерти». Страх вызывается за счет быстрого повышения плотности нервной стимуляции, приносящей весть о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность дурные предчувствия. За исключением редких случаев, когда страх парализует, обычно эта эмоция мобилизует энергию.

9.         Стыд мог появиться в ходе эволюции как проявление потребности человека в социальных связях. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть. Стыд также может способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, но если эмоциональные связи индивида направлены «извне группы», тогда стыд может, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию целостности человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.

10.     Вина часто оказывается связанный со стыдом, и Томкинс рассматривал стыд,  робость, вину как различные аспекты одной и той же эмоции. Тем не менее между стыдом и виной есть серьезные различия. Стыд может появляться из-за любых ошибок, вина же возникает  при нарушениях морального, этического или религиозного характера, причем в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность.

 

4

 



Информация о работе Формы и виды эмоциональных переживаний