Функции социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация "и хочется и колется" (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или ситуация когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
1. Понятие конфликта и его функций ________________________________ 5
2. Явные и скрытые функции конфликта _____________________________ 8
3. Конструктивные и деструктивные функции конфликта (общие и на личностном уровне) ______________________________________________ 13
4. Иные функции конфликтов ______________________________________ 18
Заключение _____________________________________________________ 24
Литература _____________________________________________________ 25

Файлы: 1 файл

конфликтология реферат.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Контрольная работа

По конфликтологии

«Функции социального конфликта»

 

 

 

Выполнила:

ФИО: Проклюшина Мария Игоревна

Студентка факультета менеджмента и бизнес-информатики

2 курс, группа 3Б2ГМ-201

Преподаватель: Сахарова Наталья Валерьевна

 

 

 

 

 

Москва 2014

План

Введение ________________________________________________________ 3

1. Понятие конфликта и  его функций ________________________________ 5

2. Явные и скрытые функции  конфликта _____________________________ 8

3. Конструктивные и деструктивные  функции конфликта (общие и на  личностном уровне) ______________________________________________ 13

4. Иные функции конфликтов ______________________________________ 18

Заключение _____________________________________________________ 24

Литература _____________________________________________________ 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация "и хочется и колется" (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или ситуация когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями.

Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт с его последующим разрешением и является одним из путей выхода из противоречия.

С этим нельзя не согласиться, так как возникает проблема оценки роли конфликта, или его функции, в чем и заключается актуальность данной темы. Действительно, преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. В самом деле, в жизни любого индивида достаточно не только бытовых ссор и неурядиц, служебных неприятностей, но и - в последнее время - серьезных межнациональных, территориальных, общественно-политических и прочих противостояний и противоборств. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в основном как явление нежелательное. В целом, пожалуй, он таковым и является - по меньшей мере, для одной из сторон. Однако, с другой стороны, конфликт - не только неизбежное, но и полезное социальное явление, так как в процессе преодолении конфликта появляются баланс и стабильность. В качестве примера можно привести законодательную власть, которая путем проведения дебатов и внесения поправок в какой-либо законопроект принимает его.

Целями исследования являются выявление функций конфликтов и их оценка.

Задачами исследования являются установление положительных и отрицательных функций конфликтов.

Предметом данного исследования станет сам конфликт и его роль в обществе, объединениях, группах и жизни каждого индивида.

Общенаучными методами исследования являются методы анализа и сравнения. Среди частно-научных методов следует отметить и методы конфликтологии как науки. А именно: структурно-функциональный метод, с помощью которого выявляются основные элементы конфликтного взаимодействия и определение роли каждого из них; типологизацию, с помощью которой выявляется классификация того или иного явления. Все эти методы и будут использованы при написании настоящей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конфликта  и его функций

В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.

Однако, рассмотрение функций конфликта невозможно без определения самого конфликта.

В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и прежде всего - через социальное противоречие.

Развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Признавая это на словах, господствовавшая в течение десятилетий марксистская теория, по существу, не относила это к советскому обществу. Известно, что один из идеалов социализма состоял в изживании классовых конфликтов. Именно поэтому еще в конце 30-х гг. у ряда авторов появилась идея "бесконфликтности" развития социалистического общества, отсутствия в нем антагонистических противоречий. Наиболее полно эта идея была представлена в тезисе о полном соответствии производственных отношений характеру производительных сил при социализме А.В. Дмитриев. Конфликтология. Учебник. М. Гардарики. 2000.С. 52.

Позднее было признано, что это соответствие проявляется не всегда, а лишь тогда, когда противоречия объединяются неким единством противоположных друг другу сторон, т.е. соответствие было представлено на раннем этапе развития противоречий, когда противоположности еще объединены в рамках единства. В то же время большинство социальных философов, занятых поисками основного противоречия социализма в то время, считали таковым противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Иногда - между производством и потреблением, старым и новым и т.п. А.В. Дмитриев. Конфликтология. Учебник. М. Гардарики. 2000.С. 53

Так или иначе, проблема противоречий в литературе разрабатывалась, чего нельзя сказать о теории конфликтов, и ей, по существу, не уделялось никакого внимания. Между тем противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой - противопоставляться друг другу, однако, конфликт невозможен, если отсутствует противоречие. Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Иными словами, конфликт - это процесс, в котором два (и/или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Термин "конфликт", кажется, может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например, или конфликт "с самим собой").

Для объяснения функций социального конфликта следует дать определение, прежде всего самого понятия "функция". В общественных науках функция означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов.

В соответствии с этим под функцией конфликта следует понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

Любой конфликт имеет временные границы, а именно его начало и окончание конфликта.

Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

Окончание конфликта характеризуется прекращением действий друг против друга.

Функции конфликта проявляются в каждом из названных периодов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Явные и скрытые  функции конфликта

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:

Латентный период (предконфликт) включает этапы:

Возникновение объективной проблемной ситуации, когда существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

конфликт явная скрытая функция

Осознание объективной проблемной ситуации, характеризуется восприятием реальности как проблемной, и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием.

Предконфликтная ситуация, ситуация когда воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.

Важно понять, что угроза воспринимается не как потенциальная, а как непосредственная.

Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы:

Инцидент или первое столкновение сторон конфликта. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.

Эскалация - резкая интенсификация борьбы оппонентов, признаками которой являются:

1) сужение когнитивной  сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным  способам отражения.

2) вытеснение адекватного  восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных) В.Н. Кудрявцев. Основы конфликтологии. М. Юристъ. 1997.С. 25.

В этот период тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует являются следующие факторы:

недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вред);

отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

представление о том, что все выгодное врагу вредит и наоборот;

деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

отказ в сочувствии (не имеется ничего общего с врагом, никакая информация не смоет побудить проявить к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

3) рост эмоционального  напряжения. Возникает как реакция  на рост угрозы возможного  ущерба; снижение управляемости  противоположной стороной; невозможность  реализовать свои интересы в  желаемом объеме в короткое  время; сопротивление оппонента.

4) переход от аргументов  к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с  высказывания достаточно разумных  аргументов. Но аргументы сопровождаются  яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на  аргумент, а на окраску. Его ответ  уже воспринимается не как  контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт  смещается с рационального плана  на уровень эмоций.

5) рост иерархического  ранга нарушаемых и защищаемых  интересов и их поляризация. Более  интенсивное действие затрагивает  более важные интересы другой  стороны, в связи с чем эскалация конфликта может рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

6) применение насилия. Как  правило, агрессия связана с какой-либо  внутренней компенсацией, возмещением  ущерба. Важно учитывать, что на  этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.

7) потеря первоначального  предмета разногласий

8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более  глубоким противоречиям, увеличение  потенциальных точек столкновения.

9) может иметь место  увеличение числа участников.

Это внешняя сторона конфликта, которая рассмотрена теорией "симметричного схимогенеза" Г. Бейтсона. Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить.

Четвертый этап - когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого".

На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя нормально, и в такой период эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому.

Эти этапы были обобщены И.Е. Ворожейкиным, А.Я. Кибановым и Д.К. Захаровым И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов и Д.К. Захаров. Конфликтология. Учебник. М. Инфра-М. 1999.С. 87.

Изучая и анализируя данные этапы можно сделать вывод, то в зависимости от этапа возникновения конфликта могут быть явные и латентные (скрытые) функции конфликта.

Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Или явная функция конфликта - это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.

Информация о работе Функции социального конфликта