Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:55, реферат
Целями исследования являются выявление функций конфликтов в группе и их оценка, а также причины их возникновения и способы завершения конфликтов.
Задачами исследования являются:
установление положительных и отрицательных функций конфликтов;
установление основных причин возникновения конфликтов в группе;
установление основных способов завершения конфликтов в группе;
Введение 3
1 Общая характеристика и определение понятия «Конфликт» 5
2 Возникновение и причины конфликтов в группах 8
3 Функции конфликтов в группах 10
4 Последствия конфликтов 12
5 Подходы к изучению конфликтов в группе 14
6 Способы завершения конфликтов в группе 17
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Главными позитивными функциями конфликта являются:
1. конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
2. он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;
3. конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;
4. он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;
5. в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;
6. развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;
7. конфликт выполняет диагностическую функцию [6, c. 33-34].
Центральное место проблема функциональных последствий конфликта занимает в концепции М. Дойча. Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае «если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли». Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, конфликт продуктивен. Автор проводит зависимость внутригрупповой ситуации при конфликте от характера взаимосвязей между членами группы. И делает вывод о том, что конфликт между сторонами, находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий место между участниками конкурентного процесса.
Конфликт по существу – дисгармония межличностных или внутригрупповых отношений, но это не означает указание на исключительно разрушительные для жизнедеятельности малой группы последствия его протекания. Среди специалистов общепринято мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.
Роль конфликта в развитии
группы. Тот факт, что благодаря
наличию внутригрупповых
М. А. Роберт и Ф. Тильман в книге «Психология индивида и группы» выделяют следующие последствия конфликтов в группе:
1. Образование подгрупп. Одним из стихийных выходов из напряжения, испытываемого группой, является образование подгруппы или изменение в их распределении. Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство). Разделение на две подгруппы и скрытое разделение целей (иногда лично для лидеров) и сфер влияния может снять – по крайней мере на время – напряжение.
2. Удаление инакомыслящих членов. Вынужденное или стихийное удаление (бегство) одного или нескольких членов, разобщенных или составляющих незначительное меньшинство, также может ослабить напряжение в группе, возникшее в результате конфликта между ее членами. Если влияние одного из этих членов равно нулю или сильно уменьшается, группа стремиться изгнать его (если он «спонтанно» уходит из группы ).
3. Выбор «козла отпущения». Конфликт может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения направленной на одного человека или на меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях. Агрессивность, вылившаяся на «козла отпущения», избавляет группу от напряжения. Она может сопровождаться или не сопровождаться изгнанием козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловлиятельный индивид, руководитель, подгруппа меньшинства или какая-нибудь другая группа.
4. Организационные изменения в группе. В результате напряжения в группе происходят:
а) Изменения групповой цели или фиксация общей цели.
Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов.
б) Изменение в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.
Предусматривается создание подкомиссии.
в) Реформы структур группы: централизация или децентрализация предстает как средство разрешения трудностей в группе.
5. Появление или смена руководителя. Особым случаем изменения или установления роли личности в целях уменьшения напряжения является смена руководителя: его назначают или меняют.
Напряжение может быть устранено благодаря тому, что бывший руководитель становится козлом отпущения и назначается новый руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа «действует плохо», это вина руководителя.
6. Распад группы. Раскол членов и ликвидация группы является самым радикальным следствием внутреннего напряжения. Это происходит в том случае, когда силы распада в период напряженности были более активны, чем силы сплочения. Однако этот распад группы уменьшает напряжение внутри нее, по крайней мере, в момент принятия решения [2, c. 124-126].
Основные исследовательские
Мотивационный подход. В его основе лежит идея противоборства несовместимых намерений, целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия. Своим оформлением мотивационный подход во многом обязан ставшим ныне классическими исследованиями М.Дойча по изучению влияния кооперативного и конкурентного поведения на групповом процессе. Изучение конкурентного поведения дает основной массив эмпирических данных, относящихся в рамах данного подхода к характеристикам внутригруппового конфликта [4, c. 73].
Исследование конфликта с
- мотив максимизации общего выигрыша – кооперация;
- мотив максимизации собственного выигрыша – индивидуализм;
- мотив максимизации относительного выигрыша – соперничество;
- мотив максимизации выигрыша другого – альтруизм.
Когнитивный подход. В рамках этого подхода речь идет о так называемом когнитивном конфликте (когнитивной стороне конфликта). Его возникновение и редукция обусловлены структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий [4, c. 77]..
Как показали эксперименты Н.И. Фрыгиной, в которых члены малой группы составляли рассказ на основе картинок ТАТ, когнитивный конфликт, выступая в реальном процессе общения в различных формах, в том числе и в форме критических высказываний его участников, является необходимым элементом развертывания коллективной творческой деятельности. Характеризующие подобного рода конфликты противопоставления и столкновения различных точек зрения относительно предмета совместной деятельности являются важными условиями выработки коллективного решения. Переход когнитивных конфликтов в плоскость сугубо эмоциональных, личностных отношений вызван неадекватностью оценки когнитивного конфликта участниками межличностного взаимодействия вследствие негативности и неаргументированности их критических высказываний и ведут к разрушению коллективного творческого процесса.
Деятельностный подход. В диссертационной работе Т.А.Полозовой уровень развития группы как коллектива, степень эффективности совместной деятельности рассматриваются в качестве ведущего фактора возникновения и последующего протекания внутригруппового конфликта. Автор выделяет два типа конфликтов: предметно-деловые и личностно-прагматические. На основании полученных данных делается вывод о том, что в группах более высокого уровня развития личностно-прагматические интересы реже выступают причиной межличностных конфликтов и, кроме того, с ростом эффективности совместной деятельности увеличивается количество внутригрупповых конфликтов, имеющих своим субстратом предметно-деловые разногласия [4, c. 81]..
В исследовании М.А. Иванова, рассматривавшего
межличностные отношения членов
первичных научных коллективов
в сферах деловой и эмоциональной
активности. Было показано, что, возникая
нередко в предметно-научной
Организационный подход. Ряд моделей организационного конфликта, пользующихся довольно широкой известностью сред специалистов в области психологии управления, предложил в свое время Л. Понди. Разработанные им теоретические конструкты («конфликт переговоров», «бюрократический конфликт», «системный конфликт») приложимы к описанию конфликтов, отражающих соперничество сторон за обладание дефицитными ресурсами, развертывающихся на уровне высшего управленческого аппарата, в вертикальном и горизонтальном срезах внутриорганизационных отношений.
Подход Б.Кабаноффа, предложенная этим автором дефиниция: «Конфликт есть результат неконгруентных, или несовместимых, отношений потенциального влияния, развертывающихся между членами группы или диады». Подобное влияние обусловлено наличием таких факторов, как симпатия и уважение, вызываемые субъектом у окружающих, степень его контроля над подкреплениями, позиция в коммуникативной сети, величина вклада в групповое усилие, уровень квалификации, необходимый для выполнения соответствующей функции в групповом задании, и т.д. Конфликт возникает в том случае, если имеет место рассогласование между возможностями субъекта и теми конкретными условиями, в которых он действует [4, c. 84]..
Модель организационного конфликта
разработана Н.В.Гришиной. В основу
модели положен анализ взаимосвязей,
устанавливающихся между
- функциональные – обусловлены особенностями выполняемой совместной деятельности;
- социальные – обусловлены принадлежностью людей как к первичному коллективу, так и к социальной организации в целом;
- психологические – обусловлены потребностью людей в общении.
Нарушение эффективности их функционирования ведет, согласно модели, к возникновению разнообразных производственных конфликтов [4, c. 91]..
Завершение конфликта может
быть достигнуто либо самими конфликтующими
сторонами, без помощи каких-то посторонних
лиц, либо путем подключения третьей
стороны. Существует три способа
действий, посредством которых
Насилие – более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны.
Разъединение – конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами (например, развод супругов).
Примирение – мирное улаживание разногласий может произойти «само собой», на основе молчаливого прекращения конфликтантами «военных действий» друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но мир хрупок и ненадежен. В любой момент конфликт может вспыхнуть вновь, если кто-то даже ненароком сделает то, что другая сторона воспримет как недружелюбный акт.
Примирение достигается в
Завершение конфликта с
Если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, то возникают новые способы выхода из конфликта. Эти способы зависят от позиции третьей стороны: как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и как независимый от них и беспристрастный посредник.
В первом случае завершение конфликта достигается с помощью: насилия, а также путем социального давления. Во-втором случае возникают следующие формы разрешения конфликта: суд, арбитраж и медиация.
Насилие с привлечением третьего участника - способна совершить более слабая сторона над более сильной, таким образом привлечение третьей стороны резко изменяет соотношение сил конфликтантов.
Социальное давление – конфликтующая сторона оказывает его на другую, используя в качестве поддерживающей силы какие-то служебные инстанции и организации, печать, рекламу, общественное мнение и другие средства общественного воздействия.
Суд – третьей стороной выступает представитель общественной власти.
Арбитраж – роль третьей стороны доверяется лицу (или группе лиц), решению которой обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться (так называемый «третейский суд»).
Медиация – позволяет сторонам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посредника-медиатора заключается не в том, чтобы дать им готовое решение, которое они должны выполнять, а в том, чтобы помочь им договориться и прийти к соглашению.
Конструктивное разрешение конфликта.
Основные стадии разрешения конфликта:
1. Признание наличия конфликта (вслух, открыто).
2. Договориться о процедуре
3. Описание конфликта.
4. Исследование возможных
5. Выбор приемлемого решения.
6. Воплощение решения в жизнь (как можно быстрее).
7. Оценка принятого решения.