Гендерная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей гендерной идентичности у подростков.
Объект исследования: гендерная идентичность.
Предмет исследования: особенности гендерной идентичности у подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что гендерная идентичность у подростков находится на стадии формирования: представление о своей гендерной роли является размытым и недифференцированным, в основе конструирования гендерной модели поведения находятся внешние признаки пола, а не социальные характеристики ролевого поведения. У подростков преобладает андрогинный тип гендерной идентичности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
понятия «гендера» в психологии.
структура и генезис гендерной идентичности.
развитие гендерной идентичности в подростковом возрасте;
эмпирическое исследование гендерной идентичности у подростков.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая гендр и агресивность.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

 



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. понятия «гендера» в психологии.
  2. структура и генезис гендерной идентичности.
  3. развитие гендерной идентичности в подростковом возрасте;
  4. эмпирическое исследование гендерной идентичности у подростков.
 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Курсовая работа посвящена изучению  особенностей гендерной идентичности у подростков.

Цель исследования: изучение особенностей гендерной идентичности у подростков.

Объект исследования: гендерная идентичность.

Предмет исследования: особенности гендерной идентичности у подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что гендерная идентичность у подростков находится на стадии формирования: представление о своей гендерной роли является размытым и недифференцированным, в основе конструирования гендерной модели поведения находятся внешние признаки пола, а не социальные характеристики ролевого поведения. У подростков преобладает андрогинный тип гендерной идентичности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятия «гендера» в психологии;
  2. проанализировать структуру и генезис гендерной идентичности;
  3. охарактеризовать развитие гендерной идентичности в подростковом возрасте;
  4. исследовать особенности гендерной идентичности у подростков;

Методологическая основа исследования: концепция гендерной идентичности Дж. Марсиа, согласно которой, в подростковом возрасте гендерная идентичность находится на стадии формирования.

Методы исследования представлены следующими группами:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы:
  • «Нарисуй себя» (модификация методики К. Маховер «Проективный рисунок человека»);
  • методика свободного самоописания (сочинение на тему: «Я как представитель своего пола»);
  • полоролевой опросник С. Бем, направленный на выявление маскулинных, фемининных и андрогинных характеристик личности.

База исследования: Благовещенский Финансово Экономический Колледж г. Благовещенск. Выборку составили учащиеся факультета право и социальная организация группа  №114 в количестве 30 человек, из них 15 девочек и 15 мальчиков, в возрасте  15 – 17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. понятия «гендера» в психологии.

 

В современной психологической науке принято четко разграничивать понятия «пол» и «гендер», которые указывают, соответственно, на конституциональные или на социокультурные аспекты отличий мужского от женского. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями [12, с. 42].

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определенной культуры.

Традиционно понятие «пол» использовали для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Пол (то есть биологические особенности) человека рассматривали как фундамент и первопричину психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере накопления данных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомств [35, с. 129].

Помимо биологических отличий между людьми существует разделение социальных ролей, форм деятельности, а также особенности поведения и эмоциональных характеристик.

Антропологи, этнографы и историки давно установили, что представления о «типично мужском» или «типично женском» довольно условны: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом могут считать женским.

Разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин в мире и принципиальное тождество  биологических характеристик позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не является основой для различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Так возникло понятие «гендер», означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает людям в зависимости от их биологического пола. Не биологические особенности, а социокультурные нормы, в конечном счете, определяют психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные  представителям разных полов гендерные роли [36, с. 12].

  Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственную природу пола человека как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена [50, с. 293].

Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. Подобно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов [43, с. 21].

Введение термина «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с биологическими детерминантами, но определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках.

Появление нового термина, который отражает факт социокультурной обусловленности связанных с биологическим полом психологических особенностей мужчин и женщин, прервало классическую традицию социально-психологического анализа сексуальности, в которой главенствующее место занимали именно биологические детерминанты. Однако необходимо отметить, что значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была проведена до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе  при анализе социально-психологических характеристик взаимодействия мужчин и женщин можно встретить употребление понятия «пол», «половая роль», «половая идентичность», «половые различия» и т. п. [48, с. 101].

В социальной психологии выделяют три парадигмы, которые дают определение и трактовку понятию «гендер»: классическая, модернистская и постмодернистская.

Классическая парадигма основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности и трактует гендер в качестве сводной биосоциальной характеристики, в которой анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений. Гендер выступает здесь в виде «культурной маски» биологического пола, как социальная «надстройка» пола [50, с.147].

  Модернистский подход к изучению гендерных аспектов личности характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и субъективного образа, содержание которого определяется социокультурными факторами. В рамках этого подхода принято считать, что люди произвольно конструируют социальный образ биологического пола, используя обусловленные природой телесные характеристики. Гендер оказывается «культурной схемой» (или «линзой»), которая упорядочивает и типизирует любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе. Понятие «гендерная схема» было введено американской исследовательницей С.Л. Бем. В соответствии с ее концепцией человек самостоятельно моделирует собственное поведение, произвольно комбинируя качества и способы межличностного взаимодействия, зафиксированные в имеющихся культурных (гендерных) схемах. Одни люди демонстрируют выраженную «гендерную схематичность», потому что во всем полагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения. Другие уделяют меньше внимания точному воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим, из разных гендерных схем.

В модернистской парадигме гендер выступает и как особый социальный институт, обеспечивающий функционирование отношений власти в обществе. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лорбер [35, с. 131].

С позиций социального конструирования гендера и пол, и гендер являются достижимыми социальными статусами. Так же как раса, этническая принадлежность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культурой и социумом. Гендер личности в рамках этого подхода является частью социальной категории гендера, с помощью которой устанавливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе. Он есть результат принятия или непринятия господствующих и зафиксированных самыми разными способами форм социальных отношений между мужчинами и женщинами [45, с. 98 – 99].

В рамках модернистского подхода существует и третье определение гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка. Эта концепция тесно связана с этнометодологическим подходом Г. Гарфинкеля. В такой интерпретации гендер есть результат часто встречающихся практик социального взаимодействия, где требуется постоянное подтверждение своей половой принадлежности [11, с. 57].

Концепции социального конструктивизма получили дальнейшее развитие в постмодернистской социальной психологии. Постмодернистская парадигма отказывается от двойственной интерпретации пола как одновременно биологического и социального феномена. Ее суть заключается в том, что пол всегда является социальной категорией, которая приписывается биологическому организму на основании произвольно выделяемых критериев. Биологический пол как объективный феномен не существует: он тоже есть социальный конструкт, поскольку биологические особенности, на основании которых мы делим людей на мужчин и женщин, являются произвольно установленными критериями типизации внутривидового разнообразия на основании различия репродуктивных систем [52, с. 119].

Таким образом, при постмодернистском подходе пол и гендер трактуются как два способа социального конструирования.

 В рамках курсовой работы  можно рассмотреть, так же понятие  «гендерной идентичности».

До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины «психологический пол», «полоролевая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения» (И.С. Клецина, 2004). Однако даже близкие на первый взгляд понятия (например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [43, с. 518].    

 В.Е. Каган  определяет половую  идентичность как соотнесенность  личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Он различает следующие виды половой идентичности:

1) базовая идентичность – соотнесенность  личности с традиционными, восходящими  к филогенетическим, половым различиям, представлениям о маскулинности  и фемининности. Этот вид идентичности  детерминирован психофизиологически;

2) ролевая идентичность – соотнесение  поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время полоролевыми стереотипами. Этот вид идентичности детерминирован влиянием среды;

3) персональная идентичность –  интеграция первой и второй, она характеризует соотнесенность личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности. По мнению автора, если базовая идентичность стабильна, то на уровне ролевой и персональной идентичности идет непрекращающийся процесс половой идентификации [27, с. 55].

Информация о работе Гендерная идентичность