Гендерная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей гендерной идентичности у подростков.
Объект исследования: гендерная идентичность.
Предмет исследования: особенности гендерной идентичности у подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что гендерная идентичность у подростков находится на стадии формирования: представление о своей гендерной роли является размытым и недифференцированным, в основе конструирования гендерной модели поведения находятся внешние признаки пола, а не социальные характеристики ролевого поведения. У подростков преобладает андрогинный тип гендерной идентичности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
понятия «гендера» в психологии.
структура и генезис гендерной идентичности.
развитие гендерной идентичности в подростковом возрасте;
эмпирическое исследование гендерной идентичности у подростков.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая гендр и агресивность.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Кризис идентичности в подростковом возрасте, который сопровождается всеми вышеперечисленными трудностями в развитии, является нормативным. По мнению Э.Эриксона его нельзя считать отклонением или психопатологией. Более того в каждом обществе, в каждой культуре существует так называемое пространство психосоциального моратория. Для того чтобы взрослеющий человек смог справиться с множественным личностным и социальным выбором социум предоставляет ему некую «отсрочку», т.е. время, в течение которого могут быть опробованы разные роли, модели поведения, пограничные реакции и пр. В разных обществах и в разных культурах это «время и пространство» различны [53, с.].

Психосоциальный мораторий служит своего рода «промежуточным состоянием между детским и взрослым возрастом ... в рамках которого сначала в игровой форме и затем в виде приспособления к требованиям коллектива опробуются крайности субъективных переживаний, альтернативы идеологических направлений и более реалистические обязанности» [41, с.214].

Однако необходимо отметить, что неразрешенный кризис подросткового этапа поиска идентичности может вызвать в дальнейшем регрессивные тенденции: инфантилизм, желание как можно дольше отсрочить обретение социального статуса взрослого, тревожность и депрессию, трудности межличностной коммуникации (прежде всего в ситуации публичности и в общении с лицами противоположного пола) и т.д.

Последователи Э.Эриксона, которые изучали проблематику идентичности и проводили большинство своих исследований на подростковых выборках, прежде всего, предпринимали попытки выделения различных структурных компонентов идентичности.

 Структурный анализ  идентичности  в подростковом возрасте можно  найти в концепции Дж.Марсиа, который  предположил, что феноменологически тот или иной вид идентичности проявляется через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т.е. актуализируется в ситуации социального выбора. Исходя из этого, идентичность в подростковом возрасте можно рассмотреть поэтапно:

- во-первых, речь идет о реализованной идентичности, которая характеризуется тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеологического и сексуального самоопределения, которые Дж.Марсиа считает основными «линиями» формирования идентичности;

- во-вторых, можно выделить «мораторий» как наиболее критический период в формировании подростковой идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутные и противоречивые, его бросает из одной крайности в другую. Это характерно не только для его социального поведения, но и для его представлений о себе;

- в-третьих, можно говорить о диффузии, которая характеризуется практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения.

- в-четвертых, можно выделить такой вид подростковой идентичности, как «предрешение». Здесь речь идет о том, что подросток хотя и ориентирован на выбор в указанных трех сферах социального самоопределения, однако руководствуется в этом выборе исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.

Таким образом, классификация Дж.Марсиа основана на двух критериях:

1) наличие/отсутствие исследования  альтернатив;

2) наличие/отсутствие выбора в  результате этого исследования.

Дальнейшие исследования идентичности с использованием схемы Дж. Марсиа добавили в нее третий параметр: открытость/закрытость альтернативам, увеличив тем самым возможные виды идентичности [7, с.255-256].

Говоря об изучении подросткового этапа социализации, надо отметить, что модель, предложенная Дж. Марсиа, вызвала целую серию исследований, которые были посвящены установлению взаимосвязи между теми или иными видами идентичности и различными личностными характеристиками подростков, такими как, тревожность, самоуважение, структура ценностей, локус контроля.

 

 

 

 

 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

У ПОДРОСТКОВ

 

 

Методы и организация исследования

 

 

Целью данного исследования является изучение гендерной идентичности у подростков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

         1) провести диагностику гендерной идентичности у подростков;

         2) выявить особенности гендерной у подростков.

Исследование проводилось на базе Благовещенского Финансово Экономического Колледжа в г. Благовещенске. Учащиеся факультета право и социальная организация группа  №114 в количестве 30 человек, из них 15 девочек и 15 мальчиков, в возрасте  15 – 17 лет. Участие в исследовании было добровольным.

Эмпирическое исследование включало следующие методы:

  1. «Нарисуй себя» (модификация методики К. Маховер «Проективный рисунок человека»).
  2. Методика свободного самоописания (сочинение на тему: «Я как представитель своего пола»).
  3. Полоролевой опросник С. Бем, направленный на выявление маскулинных, фемининных и андрогинных характеристик личности.

Методика «Нарисуй себя» (модификация методики К. Маховер «Рисунок человека») является проективной методикой исследования личности. Данную методику можно использовать для обследования, как взрослых, так и детей, допускается групповое обследование.

В нашем исследовании методика «Нарисуй себя» проводилась с целью изучения гендерных образов мужчин и женщин и идентификации подростков с определенным полом на основе социальных и культурных, а также персональных норм пола. С помощью данной методики выявлялись особенности гендерного самовосприятия, а также особенности конструирования и проявления гендера на основе стереотипизации и дифференциации мужского и женского поведения в социуме.

Методика «Нарисуй себя» проводилась в несколько этапов. Сначала обследуемым предлагалось карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека своего пола. После выполнения данного рисунка им давалось задание нарисовать человека противоположного пола. Далее испытуемым предлагалось нарисовать себя. На заключительном этапе обследования был проведен опрос по специально составленным вопросам о нарисованных фигурах. Эти вопросы касались пола, возраста, принадлежности к социальному классу, привычек, интересов, качеств личности и т. д.

При интерпретации полученных данных мы исходили из идеи о том, что рисунок является выражением «Я» обследуемого. Значительное внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенностям изображения основных частей тела, которые зачастую оценивают в соответствии с психоаналитической символикой. Рисунок человека своего и противоположного пола репрезентирует образ телесного «Я» субъекта, то есть совокупность представлений о собственной телесности, идентификации, границах тела и эмоциональном отношении к нему. Согласно концептуальным основам  интерпретации рисуночных методик, изображение лица и фигуры одного пола с обследуемым отражает точку зрения субъекта на собственную персону и представление о собственной гендерной идентичности.  Изображение лица и фигуры противоположного пола дает представление о сформированном в процессе гендерной социализации, комплексе эмоций, ожиданий и отношений, связанных с ним.

На выполнение всех заданий отводилось от 20 до 30 минут. Художественный уровень в рисунках не учитывался, самое важное — заложенная в них идентификация с собой.

Первичная обработка результатов исследования осуществлялась на бланках с вопросами, касающимися изображенных фигур, оформленных в соответствии с правилами на каждого испытуемого отдельно. Дальнейшая интерпретация полученных изображений содержала анализ ряда основных показателей, общих для большинства рисуночных методик: заполнение пространства листа, пространственное расположение фигур, их размеры и соотношения, особенности изображения и пропорции частей тела, графическое качество изображения фигур, символическую трактовку деталей, действий, предметов, степень законченности рисунка. Так же уделялось внимание разного рода странностям в изображении человеческих фигур, которые представляют не столько погрешности исполнения, а сколько важные образосоздающие акценты (неполное изображение фигуры, схематичное изображение).

Методика  свободного   самоописания  относится одновременно и к классу проективных методик, и к вербальным самоотчетам. Как вербальный самоотчет данная методика аппелирует к актуальному «Образу-Я» и осознанному самоотношению (с учетом установки на самопрезентацию). В то же время  самоописание, является  свободным  неструктурированным текстом, результатом спонтанного самовыражения, что позволяет его рассматривать в качестве проективного продукта. При этом на основании комплексного анализа как содержательных, так и формально-стилевых диагностических признаков выявляются неосознанные аспекты самоотношения, актуального состояния, эмоциональной сферы, а также стилевые особенности личности (паттерны реагирования, базовые черты, типы).

На основании анализа формальных и содержательных показателей текста данной методики мы производили выявление содержательной стороны «Образа-Я» испытуемых, степени их дифференцированности, когнитивной сложности, направленности (какие составляющие представления о себе преобладают). Выявление явного и скрытого отношения к себе, его характера, противоречивости. Определение по тексту присущих испытуемых личностных особенностей, принадлежности к определенному личностному типу. Выявление выраженности у испытуемого маскулинности – феминности. Выявление выраженности и характера защитных тенденций в самосознании испытуемого.

Испытуемым зачитывалась следующая инструкция: «Опишите, пожалуйста, себя и свое поведение, которое характеризует Вас как представителя своего пола и отличает от представителей противоположного пола». Объем текста специально не оговаривался. Если испытуемые просили конкретизировать, сколько им писать, мы отмечали, что текст должен быть развернут настолько, чтобы из него можно было бы понять, кто они как представители своего пола.

В процессе процедуры обработки, текст прочитывался несколько раз. По мере прочтения текста выявлялись формально-стилевые и содержательные эмпирические параметры текста по определенной схеме. В конце, на основании выявленных эмпирических признаков делались выводы об актуальном «образе-Я» испытуемых, особенностях их самоотношения, проблемах и значимых переживаниях. Затем на основании выявленных психологических особенностей испытуемых относили к тому или иному гендерному типу, или делали выводы о сочетании нескольких типов. Также анализировались гендерные стереотипы, гендерные установки и гендерная схема.

Для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности – фемининности нами использовалась анкета половых ролей – опросник С. Бэм. С помощью опросника выявлялась степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик испытуемых, а также тип личности испытуемых: маскулинный, фемининный, андрогинный [9, с. 253 – 256].

Методика была разработана Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

Первичная обработка результатов осуществлялась на бланках ответов, оформленных на каждого респондента в соответствии с правилами. Необходимо было подсчитать баллы по шкале фемининность, к которой относилось 20 качеств – утверждений. Аналогично производился подсчет по шкале маскулинность, которая так же насчитывала 20 качеств – утверждений. Остальные 20 утверждений являлись фоновыми, нейтральными. За каждое совпадение с ключом начислялся 1 балл. Затем результаты первичной обработки – набранные баллы по каждой из шкал, делились на 20 (оптимальное количество «правильных» ответов по каждой из шкал). После высчитывался основной индекс по формуле (1):

 

                                   IS = (Ф – М) × 2,322,                                                 (1)

 

где   IS – основной индекс гендерной характеристики;

Ф – баллы, набранные по шкале «Фемининность»;

М – баллы набранные по шкале «Маскулинность»;

2,322 – коэффициент.

Если основной индекс IS от минус единицы до плюс единицы, то наблюдается андрогинность; основной индекс IS меньше минус единицы (IS < - 1) – наблюдается   маскулинность;  основной  индекс  IS больше  плюс  единицы  (IS > + 1) – наблюдается фемининность; если основной индекс IS меньше минус 2,025, то наблюдается  ярко выражено маскулинность; основной индекс IS  больше плюс  2,025, то наблюдается ярко выраженная фемининность.

 

Анализ и интерпретация результатов исследования

 

 

Проективная методика «Нарисуй себя» (модификация методики К. Маховер «Рисунок человека») позволила выявить индивидуальные особенности личности.

При анализе и интерпретации полученных изображений мы уделяли внимание ряду основных показателей, общих для большинства рисуночных методик: заполнение пространства листа, пространственное расположение фигур, их размеры и соотношения, графическое качество изображения, нажим при рисовании, наличие аксессуаров у изображаемых фигур.

О самооценке говорила величина фигуры: норма – чуть больше  половины листа, весь лист – высокая самооценка, стремление занять значимое место, мелкий рисунок – низкая самооценка, стремление быть незаметным. С адекватной самооценкой было выявлено 35% девочек и 50 % мальчиков, с завышенной - 60 % девочек и 5 % мальчиков, с заниженной - 5 % девочек и 45 % мальчиков.

Информация о работе Гендерная идентичность