Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить, как гендерные особенности влияют на стратегию поведения в конфликте, и влияют ли вообще.
Задачи исследования:
Исследовать, какие стратегии поведения в конфликтах бывают.
Исследовать особенности юношеского возраста.
Исследовать, гендерность и ее особенности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ……………………………...5
Возрастные особенности юношеского возраста………………………………..5
Понятие Гендерности и ее особенности………………………………………...7
Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации…………………….11
Глава II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ………….16
Программа исследования………………………………………………………...16
Обоснование выбора методик исследования…………………………………...18
Анализ и интерпретация результатов…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Moya_kursovaya.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

В итоге можно сказать, что биологический пол не может полностью охарактеризовать огромное разнообразие социальных характеристик в обществе. В связи с этим появилось понятие «гендер», которое обозначает совокупность социальных и культурных норм которые приписываются людям в зависимости от их биологического пола. Чтобы считаться в обществе мужчиной или женщиной, сейчас недостаточно одних анатомических различий. В наше время нужно следовать гендерным ролям, которые общество нам предписывает.

И что самое интересное, гендерные роли не остаются одинаковыми в разные периоды времени. Они постоянно меняются и так сказать эволюционируют вместе с нами. Например: если сравнить девушек XX века и XXI века, то можно заметить множество различий в менталитете, в характере, в системе ценностей и т.д. Или же мы можем сравнить, например: современную российскую женщину конца XX - начала XXI в. и женщину «пушкинской эпохи», и мы найдем много отличий в женских образах разных исторических эпох, несмотря на ограниченность рамками одной страны, одного культурного поля. [11]

В современном мире, мы можем заметить, что юноши и девушки становятся все больше и больше похожи друг на друга, как во внешнем виде (парни, которые делают женские прически или же девушки, которые ходят в мужских костюмах) так и в чертах характера (все чаще можно заметить, как девушки рвутся сами оплатить счет, причем не только за себя, но и за своего кавалера, и так же все чаще можно заметить мужчин, которые выставляют свои эмоции на показ, которые без угрызения совести сидят в общественном транспорте, в то время когда девушки стоят – см. рис. 1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Борода не делает тебя мужчиной. Все чаще фотографии такого рода можно заметить у особ женского пола, на их страницах в социальных сетях.

Стремясь, стать сильной, независимой и равной мужчине, девушки стали терять самую главную черту своего характера, а именно – женственность. А ведь быть женственной не означает быть слабой, в большей мере это означает быть хрупкой и нежной, что вызывает у мужчины на подсознательном уровне, оберегать и защищать такую девушку. Но конечно на это повлияло множество факторов, таких как война. Из-за которой огромное количество мужчин ушло защищать свою родину и женщинам пришлось приспосабливаться и становится сильнее, ради своих детей и своей родины.

Таким образом, гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, а в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре относительно мужчин и женщин, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности.[11]

Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам социализации. Влияние родителей - один из основных социализирующих факторов, так как семья для ребенка - это первый его социальный мир. Дети наблюдают, как их родители выражают свои чувства, выполняют желания друг друга, общаются и строят отношения с другими людьми. В этом заключается процесс гендерной социализации. В результате ребенок создает модель того, что значит быть мужчиной и женщиной. Мальчики и девочки воспроизводят модель поведения других мужчин и женщин, повторяя их сложности и проблемы. Таким образом, в процессе социализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества.[11]

    1. Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации

Понятие конфликт существует как в науке, так и в обыденной жизни, наделяя понятие конфликт своим специфическим смыслом. Каждый из нас понимает, что такое конфликт, и даже более каждый уже сталкивался с конфликтными ситуациями, но от этого определение его содержания не становится более легким.

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных жела­ний и чувства долга и многое другое. [3]

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: [3]

1. Состояние открытой, часто  затяжной борьбы; сражение или  война.

2. Состояние дисгармонии  в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

4. Противостояние характеров  или сил в литературном или  сценическом произведении, в особенности  главная оппозиция, на которой  строится сюжет.

Если объединить все 4 определения то можно сказать, что конфликт это – состояние затяжной борьбы, дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, а также психическая борьба, вызванная впоследствии противостояния характеров.

Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия — фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дисциплинами. Например, социальная психология, будучи наукой о закономерностях общения людей, в той или иной форме решает фундаментальные вопросы об отношениях индивида и общества, о месте человека в мире, о поисках согласия и гармонии. Начиная с самых первых работ, в которых человек наделялся либо «социальными инстинктами», обеспечивающими стремление к сотрудничеству и солидарности с другими людьми, либо, напротив, «асоциальными», связанными с потребностью во власти и эгоистическими наклонностями, психологи занимались поиском основ согласия и вражды, сотрудничества и борьбы между людьми.[3]

Конфликт уже заложен в самом слове личность, как говорил господин Парыгин «Уже в структуре личности заложено противоречие между ее стабильной и динамичной (подвижной) составляющей. Сравнительно стабильна система психологических установок и стереотипов поведения. Психический же настрой личности, особенно его актуальная и ситуативная составляющие достаточно подвижны.

Сложившийся набор социальных ролей личности требует от нее устойчивого, прогнозируемого другими поведения в рамках социальных норм и ожиданий, вытекающих из ее социально-психологического статуса, как в первичной группе, так и в социуме в целом.

Но сложная духовная жизнь индивида, подверженная смене настроений, способна выбить его из привычной колеи, поставить перед неожиданным и крутым поворотом в жизни.

Уже в этом столкновении устойчивых стереотипов и ориентации личности с ее же более подвижным жизненным опытом, со свойственной ему сменой впечатлений и настроений заложено глубокое внутреннее противоречие личности. Последнее и дает основание рассматривать личность в качестве социально-психологической проблемы». [4]

Иными словами, Борис Дмитриевич Парыгин хотел сказать, чтобы не конфликтовать с другими, нужно в первую очередь, прогнозировать поведение других, и подстраиваться под данное поведение в рамках социальных норм и ожиданий. Но сложная эмоциональная нестабильность в некоторые моменты просто выбивает нас из колеи, и ставит нас и наше окружение в непрогнозируемую ситуацию. И этого невозможно избежать. Это, по мнению Парыгина уже есть конфликт в личности человека.

Среди разнообразных теорий конфликта, соответствующих различным значениям слова «конфликт», основная линия раздела пролегает между теми из них, которые от носятся к конфликту как к патологическому состоянию и изучают его причины и способы устранения, и теми, которые принимают конфликт как данность и изучают связанное с ним поведение., Среди последних выделяются те, кто изучает самих участников конфликта во всей их сложности — учитывая «рациональное» и «иррациональное» поведение, сознательное и бессознательное, мотивации и расчеты — и те, кто сосредоточен на более рациональных, сознательных, хитроумных типах поведения. Грубо говоря, последние рассматривают конфликт как род соперничества, участники которого пытаются «победить». Изучение сознательного, разумного и сложного конфликтного поведения, основная задача которого — успех, похоже на поиск правил «правильного» поведения в смысле достижения выигрыша в соперничестве. [5]

Эту область исследований мы называем стратегией конфликта. Интересоваться ею можно по трем причинам. Мы сами можем оказаться вовлеченными в конфликт; мы все, фактически, являемся участниками международного конфликта; и все мы в определенном смысле хотим «победить». Мы хотим понять, как должны вести себя участники в конфликтных ситуациях; понимание «правильного» ведения игры может дать необходимый минимум данных для изучения конкретного поведения. В ходе конфликта можно управлять поведением других или оказывать на него влияние, и поэтому мы хотим знать, каким образом контролируемые нами переменные подействуют на их поведение. [5]

Рассматривая конфликт, как таковой и работая с его моделью, в которой его участники стремятся «выиграть», теория стратегии допускает существование у участников конфликта как общих, так и взаимно противоречащих интересов. Действительно, из того факта, что в международных отношениях существуют и взаимная зависимость, и противоречия, и вытекает все богатство теории. Чистый конфликт, в котором интересы двух противников полностью противоположны, — особый случай; он появляется в случае войны до полного истребления, но даже для войн другого типа он неприменим. По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб. И только когда война оказывается неизбежна, не остается ничего, кроме чистого конфликта; но зачастую имеются возможности, позволяющие либо избежать войны, наносящей обоюдный ущерб, либо вести военные действия способом, минимизирующим этот ущерб, либо сдерживать врага угрозой войны, не начиная ее. Возможность взаимного компромисса столь же важна, как и элемент конфликтности. Концепции сдерживания, ограниченной войны и разоружения, а также переговоры связаны с общим интересом и взаимной зависимостью, которые могут существовать между сторонами конфликта.[5]

Для изучения стратегии конфликта следует учесть, что большинство конфликтных ситуаций — это, по существу, ситуации торга. Это ситуации, в которых способность одного из участников добиваться своих целей в значительной степени зависит от выбора или решений, которые предпримет другой участник. Переговоры (торг) могут быть открытыми, когда один предлагает уступки, или в виде безмолвных маневров, когда, например, одна из сторон занимает или освобождает стратегически важную территорию. Здесь можно, как в случае торговли на рынке, брать за точку отсчета статус-кво и искать решения, которые принесут выгоду обеим сторонам; а можно угрожать нанесением ущерба, что может подразумевать и обоюдный ущерб, как это происходит при забастовке, бойкоте, в ценовой войне или при вымогательстве.[5]

 

Глава II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ТЕМЫ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ  ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ

2.1 Программа исследования

Постановка проблемы. Конфликт это неотъемлемая часть нашей жизни. Каждый день мы сталкиваемся с этим, и не всегда получается правильно все сделать, чтобы выйти из конфликта по-хорошему. На наше поведение в конфликтной ситуации влияют многие факторы, и одним из таких факторов является гендерная роль, навязанная нам обществом. Так маскулинная гендерная роль побуждает нас действовать решительно и быстро в конфликтной ситуации. Мужчина во все времена должен был уметь выходить из конфликтных ситуаций с высоко поднятой головой и желательно победителем, но, а если же победителем быть не удавалось, то нужно было, как волк смотреть на своего противника не опуская глаз и принимать свое поражение достойно. Ну и конечно феминный гендер позволяет вести себя в конфликтной ситуации растеряно, и искать поддержки у других. Женщина не должна быть сильной и решать свои проблемы сама, она может и даже должна искать поддержку у лиц мужского пола, так считалось раньше. К сожалению, сейчас мы можем наблюдать моменты, когда все происходит полностью наоборот. Чем же вызваны данные перемены, и правда ли мужчины сейчас уже не так хорошо выходят из конфликтных ситуаций психологи современности пытаются выяснить.

Целью исследования данной работы является исследование гендерных особенностей индивидов юношеского возраста, а именно юноши от 17 до 21 и девушки от 16 до 20 лет, и влияние гендерных особенностей на стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Задачи исследования:

  1. Исследовать, какие стратегии поведения в конфликтах бывают.
  2. Исследовать, гендерность и ее особенности.
  3. Исследовать, гендерность каждого из испытуемых.
  4. Исследовать, какой именно стратегией поведения в конфликте пользуется испытуемый.
  5. Проанализировать, как гендерность влияет на поведение в конфликте.

Объект исследования. Объектом исследования являются личностные особенности в юношеском возрасте.

Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности поведения в конфликтной ситуации.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы нашей курсовой работы выдвигается предположение о том, что люди с маскулинным гендером чаще всего пользуются компромиссной стратегией поведения в конфликтной ситуации.

Эмпирическое исследование проходило сентябрь – октябрь 2014 года.

Исследование проходило в 2 этапа:

1 этап – тестирование и первичная  обработка полученных результатов. Форма проведения тестирования  групповая. Одна группа – индивиды  в юношеском возрасте.

Информация о работе Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах