Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – выяснить, как гендерные особенности влияют на стратегию поведения в конфликте, и влияют ли вообще.
Задачи исследования:
Исследовать, какие стратегии поведения в конфликтах бывают.
Исследовать особенности юношеского возраста.
Исследовать, гендерность и ее особенности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ……………………………...5
Возрастные особенности юношеского возраста………………………………..5
Понятие Гендерности и ее особенности………………………………………...7
Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации…………………….11
Глава II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ………….16
Программа исследования………………………………………………………...16
Обоснование выбора методик исследования…………………………………...18
Анализ и интерпретация результатов…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы
2 этап - количественный и качественный анализ полученных данных, который включал в себя обработку данных с использованием методов математической статистики.
Объектом эмпирического исследования стали 30 человек – юношеского возраста. Тестирование проходило в музыкальном колледже им. Чайковского.
Методы исследования: тестирование, опрос.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны следующие методики:
В данной работе мы использовали 2 методики:
1.Опросник Сандры Бэм по изучению маскулинности
– феминности.
2.Тест Томаса на выявление
стратегий поведения в
1. Методика была предложена Сандрой Бем
(1974) для диагностики психологического
пола и определяет степень андрогинности,
маскулинности и фемининности личности.
Андрогинность на данный момент встречается
очень часто.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств),
на каждое из которых испытуемый отвечает
«да» или «нет», оценивая тем самым наличие
или отсутствие у себя названных качеств.
Опросник можно применять и в форме экспертного
рейтинга. В таком случае оценка испытуемого
по представленным качествам осуществляется
компетентными судьями — людьми хорошо
знающими испытуемого (муж, жена, родители
и др.).
Андрогин (греч. , «обоеполый») — мифическое
существо, обладающее признаками обоих
полов, реже — бесполое. Согласно мифологии,
за то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились
своей силой и красотой), боги разделили
их надвое и рассеяли по Миру. И с тех пор
люди обречены на поиски своей половины.
Отсюда родился термин – андрогин. Это
человек, в равной степени сочетающий
в себе признаки как женского, так и мужского.
Маскулинность и фемининность:
А) совокупность телесных, психических
и поведенческих признаков, отличающих
среднестатистического мужчину от женщины.
Б) нормативные представления и установки,
какими должны быть мужчины и женщины.
На первый взгляд, кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими - "мужественность" и "женственность". Но русское слово "мужественность" обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. "Мужественная женщина" звучит хорошо, а "женственный мужчина" - очень плохо. "Маскулинность" - не столько мужественность, сколько "мужчинность", мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.
Данная методика была выбрана, в связи с тем, что она очень полно определяет гендерность индивида. Здесь мы можем определить гендер индивида не только как мужской и женский. В данной методике представлен андрогинный гендер, который представляет собой совокупность гендерных особенностей. Как ни странно данный гендер очень часто встречается в наше время.
2. Опросник Томаса не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации.
При помощи специальной формулы мы можем просчитать исход конфликта.
Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса):
Инструкция:
В каждой паре нам следует выбрать то суждение, которое наиболее точно описывает наше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерную модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Пять способов урегулирования конфликтов.
Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделял следующие способы регулирования конфликтов:
Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Приспособление (приспосабливание),
Компромисс или экономический тип.
Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Он полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.
2.3 Анализ и интерпретация результатов
Анализ результатов исследования по тесту Сандры Бэм по изучению маскулинности и феминности.
Для выявления гендерности у испытуемых, мы использовали тест - опросник Сандры Бэм по изучению маскулинности и феминности. В таблице 1 указан основной индекс (IS) каждого испытуемого, показывающий его гендерность.
Таблица 1
Результаты выявления гендерности с указанием основного индекса (IS) у испытуемых.
Имя испытуемого |
Испытуемый с маскулинным гендер. (IS) |
Испытуемый с андрогинным гендер. (IS) |
Испытуемый с феминным гендер. (IS) |
Магжан |
-0,1161 |
||
Руслан |
-0,4644 |
||
Мадина |
0,1161 |
||
Рамазан |
0,2322 |
||
Мурат |
-0,5805 |
||
Жанна |
-0,5805 |
||
Елена |
1,28 | ||
Рита |
0,3483 |
||
Аяулым |
0,6966 |
||
Евгений |
0,2322 |
||
Арлан |
-1,3932 |
||
Кристина |
0,5805 |
||
Алина |
0 |
||
Зара |
0,24 |
||
Марина |
0,58 |
||
Дмитрий |
-0,24 |
||
Сергей |
-0,3483 |
||
Виктория |
0,6966 |
||
Наталия |
-0,1161 |
||
Александр |
-0,5805 |
||
Эма |
-0,2322 |
||
Архат |
0,3483 |
||
Азиз |
-0,2322 |
||
Анна |
-0,3483 |
||
Рена |
1,0449 | ||
Станислава |
0,6966 |
||
Катенька |
-1,161 |
||
Михаил |
0,4644 |
||
Ольга |
0,2322 |
||
Мадина |
-0,2322 |
Данные исследования проводились на лицах от 16 до 21 года. Основной индекс гендерности был выявлен по формуле:
M=сумма балов по маскулинности/20
Интерпретация испытуемых:
После выявления Основного индекса (IS), испытуемого относят к одной из 5 групп:
Проведя исследование по методике Сандры Бэм – «Изучение маскулинности и феминности» и проанализировав результаты можно сказать, с огромным удивлением, что андрогинный гендер на данный момент это преобладающий гендер. И если посмотреть на таблицу 1, то можно сказать что, людей с ярко выраженным гендером единицы.
Проводя исследования, многие испытуемые задавались вопросом, а совмещать в себе и мужскую и женскую гендерную роль это нормально? И мы постараемся в полной мере ответить на этот вопрос. Андрогинный гендер появился в связи с ярко выраженной способностью человека – адаптироваться. Отмечено, что люди, обладающие выраженной андрогинией в поведении, успешнее справляются с деятельностью требующей проявления как женских, так и мужских поведенческих характеристик. Такие люди легче понимают противоположный пол, быстрее и успешнее находят общий язык в общении с представителями обоих полов.
Анализ результатов исследования по тесту К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации.
На выявление стратегии поведения в конфликтной ситуации, у испытуемых, мы использовали тест Томаса на поведение в конфликтной ситуации. В таблице 2 представлены все 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации у каждого испытуемого.
Таблица 2
Результаты испытуемых по стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Имя испытуемого |
Значение приспособления |
Значение избегания |
Значение компромисса |
Значение сотрудничества |
Значение соперничества |
Магжан |
7 |
4 |
6 |
6 |
7 |
Руслан |
7 |
4 |
5 |
6 |
8 |
Мадина |
3 |
8 |
4 |
5 |
10 |
Рамазан |
6 |
6 |
3 |
6 |
9 |
Мурат |
7 |
7 |
7 |
6 |
3 |
Жанна |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Елена |
5 |
7 |
12 |
5 |
1 |
Рита |
10 |
4 |
7 |
9 |
0 |
Аяулым |
8 |
4 |
7 |
3 |
8 |
Евгений |
6 |
8 |
8 |
5 |
3 |
Арлан |
8 |
6 |
6 |
4 |
6 |
Кристина |
3 |
5 |
9 |
8 |
5 |
Алина |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
Зара |
9 |
6 |
5 |
8 |
2 |
Марина |
7 |
7 |
6 |
8 |
2 |
Дмитрий |
7 |
3 |
8 |
6 |
6 |
Сергей |
2 |
6 |
6 |
6 |
10 |
Виктория |
0 |
5 |
9 |
8 |
8 |
Наталия |
2 |
6 |
5 |
9 |
8 |
Александр |
8 |
6 |
4 |
8 |
4 |
Эма |
10 |
3 |
5 |
9 |
3 |
Архат |
9 |
5 |
8 |
5 |
3 |
Азиз |
8 |
6 |
8 |
2 |
6 |
Анна |
6 |
4 |
7 |
6 |
7 |
Рена |
5 |
10 |
7 |
7 |
1 |
Станислава |
10 |
5 |
4 |
9 |
2 |
Катенька |
6 |
4 |
5 |
6 |
9 |
Михаил |
9 |
10 |
5 |
4 |
2 |
Ольга |
4 |
6 |
8 |
3 |
9 |
Мадина |
7 |
4 |
8 |
5 |
6 |
Данные значения были выведены в ходе теста Томаса, где каждый вопрос отвечал за 1 из 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации. Все данные значения кроме сотрудничества, по мнению самого Томаса, являлись неэффективными, так в случае с приспособлением 1 из участников приходится идти на уступки, и менять свое мнение ради своего оппонента или ради того чтобы в дальнейшем получить что то другое. В случае с соперничеством также 1 из спорящих выигрывает благодаря своей напористости, заставляя другого сдаться. В случае с компромиссом, по мнению Томаса оба участника спора идут на уступки и в итоге проигрывают оба. В случае с избеганием все понятно. И только в случае с сотрудничеством оба участника спора выигрывают, так достигают обоюдного решения.
Другие специалисты считают, что успешной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда в конфликте используются все 5 тактик поведения. Каждая из данных стратегий должна варьировать в интервале от 5 до 7 баллов. Если же результат отличен от данного, то одни тактики выражены меньше – меньше 5 баллов, а другие больше – больше 7 баллов.
Ну и теперь мы переходим непосредственно к гипотезе нашей курсовой работы. Для доказательства данной гипотезы, мы возьмем критерий Крускала – Уолиса или критерий Н.
В эксперименте по исследованию стратегий поведения в конфликте 30 испытуемым предъявлялись тесты на определение стратегий поведения в конфликтной ситуации. Эксперимент проводился в группе.
Можно ли утверждать, что испытуемые с маскулинным гендером чаще всего пользуются компромисной стратегией поведения в конфликте?
В таблице 3 мы подсчитаем ранговые суммы по испытуемым.
Таблица 3
Подсчет ранговых сумм по испытуемым.
Группа 1: Маскулинность n=2 |
Группа 2: Андрогинность n=4 |
Группа 3: Феминность n=2 | |||
Баллы |
Ранг |
Баллы |
Ранг |
Баллы |
Ранг |
5 |
1.5 |
5 |
1.5 |
||
6 |
3 |
||||
7 |
4.5 |
7 |
4.5 | ||
8 |
6 |
||||
9 |
7 |
||||
12 |
8 | ||||
Общее |
6 |
Общее |
17.5 |
Общее |
12.5 |
Информация о работе Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах