Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:47, реферат
Мышление неможет рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а естьпроцесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть черезинсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакогозначения для решения поставленной задачи. К. Левин разработал теориюполя и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю.Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемампатопсихологии, Ф.Перлз - к психотерапии, Э.Маслоу - к теории личности.
Введение
1.Возникновение и развитие гештальтпсихологии
1.1 Ощая характеристика гештальтпсихологии
1.2 Основные идеи гештальтпсихологии
2. Основные идеи и факты гештальтпсихологии
2.1 Постулаты М. Вертгеймера
2.2 Теория «Поля» Курта Левина
Заключение
Список использованной литературы
Реферат: Гештальтпсихология: основные идеи и факты
Московский городскойпсихолого-
Факультет Психологииобразования
Курсоваяработа
по курсу: Общаяпсихология
Гештальтпсихология:основные идеи и факты
Студента группы (ПОВВ)-31
Башкиной И.Н.
Преподаватель: д. п. наук
Профессор
Т. М. Марютина
Москва, 2008 г
Содержание
Введение
1.Возникновение и развитие гештальтпсихологии
1.1 Ощая характеристика гештальтпсихологии
1.2 Основные идеи гештальтпсихологии
2. Основные идеи и факты гештальтпсихологии
2.1 Постулаты М. Вертгеймера
2.2 Теория «Поля» Курта Левина
Заключение
Список использованной литературы
ВведениеНастоящеесодержание
данной работы посвящено гештальтпсихологии,
как одному из наиболее влиятельныхи интересных
направлений открытого кризиса, которое
явилось реакцией против атомизмаи механицизма
всех разновидностей ассоциативной психологии.
Гештальтпсихологияявилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкойи австрийской психологии, а также философии конца XIX -- начала XX века.
Основателями гештальтпсихологии(от нем. Gestalt -- образ, структура), возникшейкак противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаютсянемецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941),К. Левин (1890-1947).
Эти учеными былиустановлены следующие идеи гештальтпсихологии:
1. Предмет изученияпсихологии -- сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.
2. Сознание естьдинамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всемиостальными.
3. Единицей анализаэтого поля (т. е. сознания) выступает гештальт -- целостная образная структура.
4. Метод исследованиягештальтов -- объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своеговосприятия.
5. Восприятиене может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.
6. Зрительноевосприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развитияпсихики, и имеет свои закономерности.
7. Мышление неможет рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а естьпроцесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть черезинсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакогозначения для решения поставленной задачи.
К. Левин разработал теориюполя и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю.Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемампатопсихологии, Ф.Перлз - к психотерапии, Э.Маслоу - к теории личности. Гештальт-подходбыл с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психологиявосприятия и социальная психология.
1. Возникновениеи развитие гештальтпсихологии
Впервые, понятие«гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий.Он выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса). ОднакоЭренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.
Новый подход внаправлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (ФеликсКрюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которыесоздали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества,как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовалас конца - 10-, начала 30-х годов.
1.1 Историявозникновения гештальтпсихологии
гештальтпсихологияпсихология вертгеймер левин
История гештальтпсихологииначинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальныеисследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычноепредставление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Непосредственнопосле этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складываетсяберлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), КуртКоффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие,мышление, потребности, аффекты, волю.
В. Келлер в книге«Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том,что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтистыначинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяютсязакономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитныхполей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа.Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурногоединства мира -- физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностейдля всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривалэту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениямиданным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. ЭдгарРубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал рольгештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.
В 1921 году Вертгеймер,Келер и Кофка представители
гештальтпсихологии, основывают журнал
«Психологическиеисследовании»(
Плодотворные исследованияпродолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологиив области теории не получило значительного продвижения.
К 50-м годам интереск гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологиименяется.
Гештальтпсихолгияоказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американскиетеории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усилениеинтереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 годубыло основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»Аоктябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатногооргана этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных странмира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р.Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии,Финляндии, Швейцарии.
1.2 Общая характеристикагештальтпсихолог
Гештальтпсихологияисследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатываяновые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений(психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали,что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализпознавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.
Главная идея этойшколы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания,но целостные фигуры -- гештальты, свойства которых не являются суммой свойств ихчастей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психикиосновывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельныеэлементы между собой в представления и понятия. Как подчеркивал Вертгеймер, «…гештальттеориявозникла из конкретных исследований…» Взамен этого выдвигалось новая идея о том,что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов,которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтомумногие представители этого направления уделяли большее внимание проблеме психическогоразвития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов.Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они виделидоказательства правильности своих постулатов.
Идеи, развиваемыегештальт-
Методологическийподход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях - понятии психическогополя, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики.Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физическогополя, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущейдля гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаютсяв виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться,становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле,в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходитк принципиально новому решению задачи (инсайт).
Психические гештальтыизоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходятв коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаютсянами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (таккруг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнемполе, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости оттого, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.
Человек можетосознать свои переживания, выбрать путь для решения своих задач, однако для этогоему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений,связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход былзаимствован гештальт-психологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого быличрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личногоопыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» влюбых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах ихисследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как первые доказывали верностьспособа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми.Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которыхвводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, целидеятельности, а не прошлого опыта.
В исследованияхученых этой школы были открыты почти все, известные в настоящее время свойства восприятия,доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивныхфункций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новомупредставить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значениеобразов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.Таким образом когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия, сделанныев этой школе, также как и в школе Ж. Пиаже.
Не меньшее значениеимеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, и для психологииличности, и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы,намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпалисебя почти через шестьдесят лет после его смерти.
2. Основныеидеи и факты гештальт-психологии
2.1 Исследованияпроцесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки
Одним из ведущихпредставителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университетаон изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, которыйвпервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на занятия Вертгеймера. Переехавв Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитилв 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургскойшколы, он уходит от Кюльпе, начиная исследования, которые привели его к обоснованиюположений новой психологической школы.
В 1910 году вПсихологическом институте
во Франкфурте-на-Майне он встречается
с Вольфгангом Келероми Куртом Коффкой,
которые становятся вначале испытуемыми
в опытах Вертгеймера поисследованию
восприятия, а затем его друзьями и коллегами,
в содружестве с которымибыли разработаны
основные положения нового психологического
направления - гештальт-психологии.Перейдя
в Берлинский университет, Вертгеймер
занимается преподавательской и исследовательскойдеятельностью
Первые работы Вертгеймерапосвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия.
Остановимся подробнеена этом исследовании. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростьюодин за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениямибыл относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно,а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонированиис оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятиедвижения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую,в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенныймомент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали,что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом.Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления,его несводимость к сумме ощущений, и физиологической основой этого феномена Вертгеймерпризнал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервалемежду двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальныеисследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году.
Информация о работе Гештальтпсихология: основные идеи и факты