Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:47, реферат
Мышление неможет рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а естьпроцесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть черезинсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакогозначения для решения поставленной задачи. К. Левин разработал теориюполя и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю.Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемампатопсихологии, Ф.Перлз - к психотерапии, Э.Маслоу - к теории личности.
Введение
1.Возникновение и развитие гештальтпсихологии
1.1 Ощая характеристика гештальтпсихологии
1.2 Основные идеи гештальтпсихологии
2. Основные идеи и факты гештальтпсихологии
2.1 Постулаты М. Вертгеймера
2.2 Теория «Поля» Курта Левина
Заключение
Список использованной литературы
Данные, полученныев этих экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили основы новогоподхода к восприятию (а потом и к другим психическим процессам), который Вертгеймеробосновывал совместно с В.Келлером, К.Коффкой, К.Левиным.
Таким образомв качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостностив противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определеннымзаконам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальт-психологии,Вертгеймер писал, что “существуют связи, при которых то, что происходит в целом,не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанныхпотом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяетсявнутренним структурным законом этого целого.”
Исследования восприятия,а затем мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой и другими гештальт-психологами,позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законамилюбого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем “полем”действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, котораяи дает возможность соотнести и структурировать между собой отдельные образы, сохраняяих базовую форму. При этом соотношения образов предметов в сознании не являлосьстатичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями,которые устанавливаются в процессе познания.
В дальнейших исследованияхВертгеймера и его коллег было получено большое количество экспериментальных данных,которые позволили установить основные постулаты гештальт-психологии, сформулированныев программной статье Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923).Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры(гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поляобъединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство,замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависитсовершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения -- ритмичность впостроении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняетсяосновному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей”формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимическихпроцессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.
Считая перцептивныепроцессы врожденными, и объясняя их особенностями организации коры головного мозга,Вертгеймер пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соответствии) междуфизическими, физиологическими и психологическими системами, то есть внешним, физическимгештальтам соответствуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятсяпсихические образы. Таким образом вводилась необходимая объективность, которая превращалапсихологию в объяснительную науку.
В середине двадцатыхгодов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатомэтих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликованауже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных егодостижений.
Изучая на большомэмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, втом числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймерприходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логическогоподхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческийхарактер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизациив новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка,центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ееспецифически психологическую сторону, отличную от логической.
В своем анализепроблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основныхэтапов мыслительного процесс:
1. Возникновениетемы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизуеттворческие силы человека.
2. Анализ ситуации,осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образаситуации.
3. Решение проблемы.Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительнаясознательная работа необходима.
4. Возникновениеидеи решения -- инсайт.
5. Исполнительскаястадия.
В опытах Вертгеймераобнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношениймежду компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей,обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднеевыработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге такжеописываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятсяуникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализумеханизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймеромвывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивныхнародов, у детей и у великих ученых.
Он также доказывал,что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляетсяусловие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильностьрешения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов иявляется процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы,включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрируетребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а нена вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход клогическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том,что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксацияодного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное вниманиеуделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая,что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучениедолжно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радостьоткрытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального”мышления и носили общий характер.
Данные, полученныев исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, чтоведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, являетсявосприятие.
Изучением егоразвития занимался главным образом К. Коффка, который стремился соединить генетическуюпсихологию и гештальт-психологию. Он, также как и Вертгеймер, окончил Берлинскийуниверситет, а затем работал под руководством Штумпфа, написав докторскую диссертациюо восприятии музыкального ритма (1909).
В своей книге«Основы психического развития» (1921), и других работах Коффка доказывал,что от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуации.К такому выводу он пришел потому, что считал, что процесс психического развития- это рост и дифференциация гештальтов. Это мнение разделяли и другие гештальт-психологи.Изучая процесс восприятия, гештальт-психологи утверждали, что его основные свойствапоявляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется константность иправильность восприятия, а также его осмысленность.
Исследования развитиявосприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что ребенокрождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепеннов процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Такпри рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и егоголос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок (1-2месяцев) может не узнать даже близкого взрослого, если он резко поменяет прическуили сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первогополугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица,в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образыголоса, тела.
Исследования Коффкипоказали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимаютокружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этомнеокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное -- как фигура. Постепенно окрашенноеделится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборовфигура-фон. Это неокрашенное -- окрашенное теплое, неокрашенное -- окрашенное холодное,которые воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное(фон) -- окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон)- окрашенное холодное(фигура). На основании этих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу отом, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на которомдемонстрируется данный предмет.
Он доказывал,что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, наих контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции,был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета,но их отношения. Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, котораябыла в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала вчашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфеткиникогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между чернойи темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. Втом случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серуюкрышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистыйцвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опытбыл проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетанияцветов, а не сам цвет.
Обобщающие результатысвоего исследования восприятия Коффка изложил в работе «Принципы гештальт-психологии»(1935). В этой книге описываются свойства и процесс формирования восприятия, наосновании которых ученым сформулирована теория восприятия, не потерявшая значенияи в настоящее время.
Исследованиемразвития восприятия у детей занимался еще один ученый (представитель Лейпцигскойгруппы гештальт-психологов) Г. Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детскихрисунков. Большой интерес представляют его эксперименты по исследованию рисованиягеометрических фигур детьми разного возраста. Так при рисовании конуса 4-5 летниедети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них ещенет адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они пользуются двумя похожимигештальтами. Со временем происходит их интеграция и уточнение, благодаря чему детиначинают рисовать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт проводили сравнительный анализ рисунков тех предметов, которые дети видели и тех, которыеони не видели, а только ощупывали. При этом оказалось, что в том случае, когда детиощупывали, например, закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, передаваясвое общее ощущение от предмета, а не его форму. То есть происходило, как и доказывалигештальт-психологи, схватывание целостного образа предмета, его формы, а затем егопросветление и дифференциация. Эти исследования гештальт-психологов имели большоезначение для отечественных работ по исследованию зрительного восприятия в школеЗапорожца, и привели психологов этой школы (Запорожца, Венгера) к мысли о том, чтов процессе восприятия существуют определенные образы -- сенсорные эталоны, которыележат в основе восприятия и узнавания предметов.
Такой же переходот схватывания общей
ситуации к ее дифференциации происходит
и в интеллектуальномразвитии, доказывал
В. Келер. Свою научную деятельность он
начинал в Берлинскомуниверситете, обучаясь
у известного психолога, одного из основателей
европейскогофункционализма К. Штумпфа.
Наряду с психологическим получил физико-
После встречис Максом Вертгеймером, Келер становится одним из его горячих сторонников и сподвижникомв разработке основ нового психологического направления. За несколько месяцев доначала первой мировой войны Келер, по предложению Прусской академии наук, отправилсяна испанский остров Тенериф (на Канарских островах) для изучения поведения шимпанзе.Его исследования, легли в основу его знаменитой книги “Исследование интеллекта человекообразныхобезьян” (1917). После войны Келер вернулся в Берлинский университет, в которомв это время работали и другие члены научного содружества -- Вертгеймер, Коффка, Левин,возглавив кафедру психологии, которую до него занимал его учитель К. Штумпф. Такимобразом Берлинский университет становится центром гештальт-психологии. В 1933 годуКелер, как и многие другие немецкие ученые, эмигрирует в США, где продолжает научнуюработу.
Первые работыКелера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимомуоткрытию -- открытию “инсайта” (озарение). Исходя из того, что интеллектуальноеповедение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которыхподопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции,которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы “двухфазными”,так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одногоорудия, получить другое, которое было необходимо для решения проблемы -- например,при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюсяна некотором расстоянии от клетки. Во второй части полученное орудие использовалосьдля достижения искомой цели -- например, для получения банана, находящегося далекоот обезьяны.
Вопрос, на которыйотвечал эксперимент,
состоял в выяснении того, каким способом
решается задача -- происходит ли слепой
поиск правильного решения (по типу проб
и ошибок) или обезьянадостигает цели
благодаря спонтанному схватыванию отношений,
пониманию. ЭкспериментыКелера доказывали,
что мыслительный процесс идет по второму
пути. Объясняя феномен“инсайта” он доказывал,
что в тот момент, когда явления входят
в другую ситуациюони приобретают новую
функцию. Соединение предметов в новых
сочетаниях, связанныхс их новыми функциями,
ведет к образованию нового гештальта,
осознание которогосоставляет суть мышления.
Келер называл этот процесс «
Информация о работе Гештальтпсихология: основные идеи и факты