Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:47, реферат
Мышление неможет рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а естьпроцесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть черезинсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакогозначения для решения поставленной задачи. К. Левин разработал теориюполя и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю.Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемампатопсихологии, Ф.Перлз - к психотерапии, Э.Маслоу - к теории личности.
Введение
1.Возникновение и развитие гештальтпсихологии
1.1 Ощая характеристика гештальтпсихологии
1.2 Основные идеи гештальтпсихологии
2. Основные идеи и факты гештальтпсихологии
2.1 Постулаты М. Вертгеймера
2.2 Теория «Поля» Курта Левина
Заключение
Список использованной литературы
Доказывая универсальностьоткрытого им процесса решения задач, Келер, по возвращении в Германию, провел сериюэкспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал детям подобнуюпроблемную ситуацию. Например, детям предлагалось достать машинку, которая быларасположена высоко на шкафу. Для того, чтобы ее достать детям надо было использоватьразные предметы -- лесенку, ящик или стул. Оказалось, что если в комнате была лестница,дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо былодогадаться использовать ящик, но наибольшие затруднения вызывал вариант, где в комнатебыл только стул, который надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку.Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается как предмет,помогающий достать что-то, расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальтсо шкафом не представляет для ребенка трудностей. Включение ящика уже нуждаетсяв некоторой перестановке, так как он может осознаваться в нескольких функциях, чтоже касается стула, то он осознается ребенком уже включенным в другой гештальт -- со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решенияданной задачи детям надо сначала разбить прежде целостный образ -- стол-стул на два,а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую роль. Именнопоэтому этот вариант является самым сложным для решения.
Таким образом,опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления,в основе которого лежит «инсайт». Несколько позже К. Бюлер, который пришелк похожему выводу, назвал этот феномен «ага-переживание», также подчеркиваяего внезапность и одномоментность.
Понятие об“инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всехформ мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показанов работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.
Дальнейшие исследованияКелера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучая этот вопрос, он пришел к выводуо необходимости анализа физических и физико-химических процессов, происходящих вкоре головного мозга. Изоморфизм, то есть идея о соответствии между физической,физиологической и психологической системами, давал возможность привести сознаниев соответствие с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности. Внешним,физическим гештальтам, соответствуют нейрофизиологические, с которыми, в свою очередь,связаны психологические образы и понятия.
Изучение изоморфизмапривело его к открытию новых законов восприятия - значения (предметности восприятия)и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции), изложенныхим в книге “Гештальт-психология” (1929). Однако теория изоморфизма осталась самымслабым и уязвимым местом не только его концепции, но и гештальт-психологии в целом.
2.2 Динамическаятеория личности и группы К. Левина
Теория немецкого психологаК.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики.Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшисьв университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгостьэксперимента. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашениепреподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, онсближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии.Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивныхпроцессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподаетв Стенфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главнымобразом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательскийцентр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.
Свою теорию личности Левинразрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологическогополя". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическомполе окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свойзнак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаковопритягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызываютв нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды,вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е.удовлетворению потребности.
Левин различал два рода потребностей- биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личностине изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. Приэтом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейсяв них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможностькоммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека болеегибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находитьудовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодарясложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных междусобой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действиюили способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение.Это расширяет его адаптационные возможности.
В одном из исследований Левинадетей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помытьпосуду. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. В контрольномэксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенокприходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались,особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников.Частыми были и агрессивные проявления. В этот момент экспериментатор предлагал выполнитьдругое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновеннопереключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в другом виде деятельности.Но некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособитьсяк новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность росли.
Левин приходит к мнению, чтоне только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение,забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.
Исследования Левина доказывали,что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы,существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличиетаких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственноевлияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин.Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает подвлиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходитк важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведениечеловека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя,своего прошлого и будущего.
Появление временнóйперспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что важно в техслучаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленькогоребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов,и они вошли в его фильм «Хана садится на камень». Это сюжет о девочке,которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достатьего, так как нужно было повернуться к нему спиной.
Большое значение для формированияличности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений.Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступкадети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметамис отрицательной валентностью). Система наказаний, с точки зрения Левина, не способствуетразвитию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивностьдетей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером (запредметом с отрицательной валентностью), следует предмет, вызывающий положительныеэмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможностьвыстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.
Левин создал серию интересныхпсихологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинскихресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся спосетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, чтов данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения»и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментальноисследовать различия в запоминании незавершенных и завершенных действий. Экспериментыподтвердили его прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Былизучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулатао динамике напряжения в психологическом поле.
Принцип разрядки мотивационногонапряжения лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда.
Подход К. Леви отличало двамомента.
Во-первых, он ушел от представленияо том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе«организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельногодинамического целого.
Во-вторых, Левин полагал,что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другимилюдьми (например, экспериментатором). Тем самым за мотивацией признавался собственнопсихологический статус и она не сводилась только к удовлетворению своих биологическихпотребностей.
Это открыло путь к новым методикамизучения мотивации, в частности уровня притязаний личности, определяемого по степенитрудности цели, к которой она стремится. Левин показал необходимость не только целостного,но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровеньпритязаний и «аффект неадекватности», который проявляется при попыткахдоказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную рольв психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал,что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровеньпритязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установленияустойчивого равновесия со средой.
Заключение
Наконец, в заключение, остановимсяна общей оценке гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология -- психологическоенаправление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины30-х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителейэмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийскойшколой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К.Коффка, К. Левин. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философскиеидеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э.Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов вмозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
По аналогии с электромагнитнымиполями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое,„поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследованияэтого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт.Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрическихиллюзий.
Введенный гештальтпсихологиейструктурный принцип в смысле нового подхода Выготский оценивал как «великое незыбленноезавоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.
Среди других достижений гештальтпсихологовследует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психическихи нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт - внезапноепонимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимаетсяне в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами);представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного,шаблонного запоминания); выявление феномена «прегнантности» (хорошая форма самапо себе становится мотивирующим фактором).
В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширилсферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“.
Гештальт-подходпроник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии,Э.Маслоу - к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в такихобластях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.
Гештальтпсихологияоказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию,
Теория гештальтпсихологии,в основном интерпретация в ней интеллекта, была предметом специального рассмотренияв трудах Ж.Пиаже.
Гештальтпсихологияполучила применение в области психотерапевтической практики. На ее общих принципахосновывается одно из самых распространенных направлений современной психотерапии-гештальттерапия, основателем которой является Ф.Перлз (1893-1970).
Отсюда ясно, какоеогромный вклад внесла гештальтпсихология в дальнейшее развитие мировой науки.
Список
использованной литературы
1. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г.Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.М., 1987.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в6 томах, М, 1982.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античностик современности. М., 1999.
5. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобныхобезьян. М., 1999.
6. Левин К, Дембо, Фестфингер Л,, СиреП. Уровень притязаний. Психология личности. Тексты.М., 1982.
7. Левин К. Теория поля в социальных науках.СПб., 2000.
8. Марцинковская Т.Д. История психологии.,М. Академия,2004.
9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г.История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.М. Питер.2008.
11. Ярошевский М. Г. История психологии.М., 2000.
12. Шульц Д, Шульц С.Э. История современнойпсихологии. СПб,, 1998
Дата добавления:
08.10.2012
Читать полностью:http://www.km.ru/
Информация о работе Гештальтпсихология: основные идеи и факты